Знаковое событие произошло в рамках международного форума, проходившего на площадке ежегодной крупнейшей выставки промышленников в Шанхае, в ноябре 2019 года. Компания "Колмар", крупный холдинг, объединяющий промышленные предприятия по добыче и переработке коксующихся углей, расположенные на территории Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия), заключала долгосрочный контракт с одним из крупнейших металлургов мира, госкорпорацией "BaoWu" ("Баостил"), сообщает Interfax со ссылкой на пресс-службу группы компаний. В Поднебесной собрались мировые промышленные лидеры, крупнейшие госкорпорации и частные компании. Рабочую неделю в Китае провела и председатель Совета директоров АО "Колмар Груп" Анна Цивилёва, сообщает ИА YakutiaMedia.
Контракт был заключен в рамках международного форума, проходившего в начале ноября на площадке ежегодной выставки промышленников в Шанхае. Параметры соглашения не раскрываются.
Подписание договора с госкорпорацией "BaoWu". Фото: пресс-служба ГК "Колмар"
"На данный момент именно Китай является основным покупателем нашего концентрата. 70% всего экспорта компания "Колмар" поставляет на заводы в КНР", — приводит Interfax слова председателя совета директоров "Колмар Груп" Анны Цивилёвой, упомянутые в сообщении пресс-службы группы компаний.
Как уточнила Цивилёва, двухстороннее сотрудничество с Китаем заключается не только в экспорте добываемого предприятиями ГК "Колмар" концентрата металлургическим и коксохимическим предприятиям Китая, но и в закупке оборудования в Китае. В этом направлении "Колмар" сотрудничает с Китаем уже не первый год. В настоящее время совместно с китайскими партнерами строится вторая современная в холдинге и крупнейшая в России обогатительная фабрика "Инаглинская-2". Первую очередь планирует открыть к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.
После подписания договора. Фото: пресс-служба ГК "Колмар"
"В Пекине и Шанхае мы провели много встреч с нашими партнерами по бизнесу, представителями металлургических и коксохимических заводов. С нашими постоянными партнерами, компанией AVIC ("Авик Мэйлинь"), которая поставляет оборудование на нашу строящуюся, самую крупную в России 12-миллионную обогатительную фабрику "Инаглинская-2", обсудили рабочие моменты, наметили дальнейшие шаги для реализации поставленных задач", — сказала Анна Цивилёва.
Анна Цивелёва проводит встречу с китайскими партнерами ГК "Колмар". Фото: пресс-служба ГК "Колмар"
Напомним, что в ходе встречи с губернаторами и главами угледобывающих субъектов России, на которой обсуждалась текущая ситуация в угольной промышленности и стратегия ее развития (Москва, Кремль, 22 августа 2019 года) президент РФ Владимир Путин затронул тему конкуренции России с крупнейшими экспортерами угля (энергетического и коксующего) на мировой рынок – Австралией и Индонезией, — отметив, что эти страны имеют лучшие хорошие условия для экспорта в страны Юго-Восточной Азии.
В 2018 году в России добыли 439,3 млн тонн угля. Был побит абсолютный рекорд 1988 года, когда в РСФСР добыли 425 млн тонн. За 10 лет объемы добываемого угля выросли почти в полтора раза. Сейчас объем производимого угля на 10% превышает план, который правительство РФ утвердило в программе развития отрасли до 2030 года. Согласно обновленной программе до 2035 года, внесенной в Госдуму, к этому сроку по консервативному сценарию предполагается увеличить рост добычи до 550 млн тонн в год, по оптимистическому сценарию - до 668 млн тонн. В международной торговле углем доля России за 10 лет выросла с 9% до 14%. В 2018 году на внутренний рынок угледобытчики поставили 180 млн тонн, на экспорт — 210 млн тонн. При этом президент ставит задачу по увеличению экспорта российского угля на 50% за счет поставок в страны Азии.
Решить задачу, поставленную президентом, по словам министра энергетики РФ Александра Новака, могут помочь две вещи: развитие транспортной инфраструктуры по Восточному полигону (Транссиб, БАМ, порты Дальнего Востока) и освоение угольных месторождений на Дальнем Востоке.
В этом смысле ГК "Колмар" находится, что называется, в тренде задач, поставленных Владимиром Путиным. В настоящее время компании объединяет в своем составе как добычные и перерабатывающие мощности (предприятия, осуществляющие подземную и открытую добычу, и обогатительные фабрики), так и сбытовые и логистические структуры. Согласно стратегическим планам, к 2021 году общий объем добычи и переработки на всех предприятиях "Колмара" будет доведен до 20 млн тонн. В Нерюнгринском районе компания приступила к строительству третьей фабрики "Инаглинская-2" мощностью 12 млн тонн и нескольких шахт, а в бухте Мучке Хабаровского края – к строительству современного угольного терминала в мощностью 24 млн тонн в год. Это позволит отправлять крупнотоннажные суда и выйти на индийский рынок.
ГОК "Инаглинский". Фото: пресс-служба ГК "Колмар"
Компания ставит перед собой задачу не только маркетинга и продажи собственных углей, но и проводит большую работу по укреплению репутации российского поставщика как надежного и стабильного партнера на мировом рынке.
Уже сейчас "Колмар" стал получать уголь стабильного высокого качества и после его обогащения концентрат высокого качества с маржинальной добавленной стоимостью.
— Это позволило увеличить цену нашего продукта в три раза и открыло для нас перспективные экспортные рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где мы успешно реализуем свою продукцию, — сообщила Анна Цивилёва.
В настоящее время "Колмаром" заключены долгосрочные контракты с крупнейшими мировыми металлургическими компаниями в Японии и Китае. Большой интерес к продукции компании проявляют и в Индии. Так, на полях V Восточного экономического форума (4-6 сентября, Владивосток), участие в котором приняла делегация представителей официальных и деловых кругов Индии во главе с премьер-министром Индии Нарендрой Моди, в ходе бизнес-диалога "Россия-Индия" свои позиции по взаимовыгодному сотрудничеству озвучили компания "Колмар", осваивающая месторождения кокса в Южной Якутии, и индийская государственная Coal India Limited, заинтересованная как в импорте российских "металлургических" углей, так и в инвестициях в добычу.
В октябре 2019 года представители ведущих металлургических компаний Индии приехали с рабочим визитом в Нерюнгринский район республики для того, чтобы оценить производственные мощности угледобывающей компании "Колмар". Индийские металлурги планируют нарастить объем выпуска стали. При этом у потребителей в Индии, которая наравне с Китаем является основным импортером кокса, есть большое желание диверсифицировать поставки из Австралии. Однако перспективы наращивания экспорта российского угля в Индию во многом зависят от стоимости логистики и того как индийские потребители будут оценивать продукцию.
Делегация индийских металлургов на предприятии ГК "Колмар". Фото: пресс-служба ГК "Колмар"
В том и другом смысле у южноякутского кокса есть все шансы стать деверсификатором угольных поставок для Индии. Предприятиям ГК "Колмар" в силу своего расположения логистически удобно работать со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Путь железной дорогой до дальневосточных портов занимает до 5 дней, 3 дня занимает дорога по морю. Другими словами, в течение 7-10 дней уголь поступает к конечному получателю. Сроки, делающие южноякусткий премиум уголь вполне конкурентоспособным по отношению к углю из Австралии и Индонезии. Что касается качества, то, по мнению экспертов, оно у нерюнгринского кокса даже выше, чем у австралийского. И это еще одна причина, по которой Индия и Китай смотрят в сторону российских угледобытчиков.
— Сейчас мы стараемся вернуть авторитет российских угольщиков, который был потерян в 1990-х и начале 2000-х годов. Безусловно, страны Юго-Восточной Азии и Индия заинтересованы в диверсификации поставок углей из Австралии и США, зависимость от которых составляет до 70%. И они с интересом смотрят на российский рынок. Поэтому, на мой взгляд, для российских угольщиков есть достаточно оптимальный момент для вхождения на азиатские рынки, — сказала Анна Цивилёва, выступая в одном из эфиров телеканала РБК.
В настоящее время азиатские рынки угля являются наиболее перспективными в мире. И для их завоевания, как уже говорилось, необходимо опережающее развитие Восточного полигона, а также долгосрочный тариф на перевозку угля. На данный момент ограничения по пропускной способности железных дорог и дефицит портовых мощностей не дают возможности переориентировать экспорт, что ведет к увеличению предложения на внутреннем рынке и как следствие к падению цен.
Еще один важный момент, который, к сожалению, недооценивают многие. Российским компаниям, зарабатывающим на угле, нужно громко заявлять о себе на крупных международных мероприятиях, подобных выставки промышленников в Шанхае. И тем самым активно представлять не только себя, но и всю российскую экономику, как это делает "Колмар" — российский холдинг, объединяющий угледобывающие предприятия, трейдинговые и логистические компании, образующие единый цикл добычи, обогащения и отгрузки коксующегося и энергетического угля, добываемого на месторождениях Нерюнгринского района Якутии.
Интегрируясь в подобные мероприятия, компания, по сути, поддерживает национальные интересы по позиционированию отечественной угледобывающих компаний на международном уровне. Думается, интеграция в подобные активности других российских компаний, а также профильных министерств позволила бы вернуть российскому коксующемуся углю былую славу советского угля.