Полчаса движения в день подарят вам здоровье
18:00
В чем сложности развития транспортной доступности и инфраструктуры якутской Арктики?
16:00
Теплую, но пасмурную погоду обещают синоптики в Якутске
15:30
В 2024 году в Якутии запустят пробное производство в модернизированном ДСК
15:00
Амур у Хабаровска может подтопить город
14:55
В преддверии Национального дня донора журналист ИА YakutiaMedia сдала кровь
14:40
Сувенирной продукцией Игр Дети Азии будет заниматься единый оператор в Якутии
14:20
На Чернышевском рыбоводном заводе на 2024 год заготовлено 45 млн икринок для зарыбления
14:00
Премиум-аккаунт и скидки: новые бонусы для пользователей тарифа "Игровой" от "Ростелекома"
13:45
Остросюжетный исторический детектив "Операция “Карпаты”" выйдет на Wink.ru 25 апреля
13:30
В Якутии в 2024 году вводятся 19 социальных объектов по национальным проектам
13:20
Опрос ВТБ: более половины россиян считают, что человечество вскоре не сможет жить без ИИ
13:00
В Якутии более 20 тысяч пожилых граждан охвачены программами активного долголетия
13:00
Более 5,7 тысяч новорожденных прошли через Перинатальный центр Якутии
12:20
Главбух ДЮСШ перечисляла незаконные выплаты себе и своим родным в Якутии
12:00
В Казахстане презентовали инвестиционный и туристический потенциал Якутии 18 апреля, 21:00
Глава Якутии встретился с Президентом Республики Казахстан  18 апреля, 19:10
Представители Якутии выпустились во втором потоке программы "Муравьев-Амурский 2030" 18 апреля, 15:00
В топ-20 популярных подержанных авто впервые вошли китайские модели - банк "Открытие" 18 апреля, 14:15
Глава Якутии обсудил проект "Синергия Арктики" с президентом "Ростелекома" 18 апреля, 11:00
Кредитный рейтинг банка "Открытие" на уровне ruAA подтвердил "Эксперт РА" 18 апреля, 10:20
Объем добычи угля в Якутии вырос на треть с начала 2024 года 18 апреля, 10:00
Экспорт грузовиков, легковушек и запчастей из Японии в Россию стремительно падает 18 апреля, 08:10
20 млн россиян воспользовались мобильными сервисами Сбера по противодействию мошенникам 17 апреля, 18:30
Айсен Николаев и Галина Данчикова обсудили реализацию поручений Президента России в Якутии 17 апреля, 15:40
На рынок вышли умные телевизоры с miniLED-дисплеями линейки Sber Line S 17 апреля, 15:20
Посетить магазины МТС в Якутии можно с домашними животными 16 апреля, 11:36
"Муравьев-Амурский 2030": состоялся выпуск второго потока будущих госуправленцев регионов ДВ 16 апреля, 11:15
МТС оцифровала строящийся аэропорт в Мирном 15 апреля, 11:55
Две обогатительные фабрики Колмар с 12 марта приостановили работу в Якутии 15 апреля, 10:22

Евдокия Евсикова: Учитель – это профессия дальнего действия

Сегодня в нашей стране отмечают День учителя
5 октября 2019, 11:00 Общество
Евдокия Евсикова: Учитель – это профессия дальнего действия из личного архива
Евдокия Евсикова: Учитель – это профессия дальнего действия
Фото: из личного архива

Профессию учителя называют матерью всех профессий. Ведь именно учитель первым открывает детям горизонты будущего. Дает не только знания, но и учит добру, справедливости, отзывчивости. Значит, его труд устремлен в будущее. Накануне праздника мы встретились с замечательной женщиной, учителем математики, действующим депутатом Якутской городской Думы Евдокией Евсиковой.

— Евдокия Ивановна, расскажите, что повлияло на выбор Вашей профессии учителя?

Я росла в учительской семье, где бабушка и мама педагоги. Бабушка — Ирина Александровна Каганович всю жизнь проработала учителем географии. Она не была моей бабушкой по крови, но я ее считала всегда родной. Очень необыкновенная и сильная женщина.

Во время Второй мировой войны она воевала на Восточном фронте. После, вернувшись на родину в Белоруссию, узнала, что вся ее семья погибла. Деревня, где они жили была сожжена и уничтожена. Тогда моя бабушка приехала в Москву и пришла в Министерство образования просить, чтобы ее отправили работать учителем куда-нибудь подальше. И ей предложили Якутию, приехав в Якутск ее распределили в школу №2 учителем географии. Ей дали комнату при школе.А в это время там училась моя мама, которая частенько гостила у Ирины Александровны, и так сложилось, что они подружились. Получается с 1946 года они вместе, и настолько привязались к друг другу, что всю жизнь не расставались. Поэтому у нас было три бабушки в семье, и для нас это казалось нормой. Именно Ирина Александровна была мне очень близка, считала ее самой родной. В Якутии она обрела вторую семью и до конца жизни она жила с нами.

А мама — Тамара Гаврильевна — была учителем русского языка и литературы. Поэтому с детства я знала, что стану учителем.

— Значит Вы уже в школе определились с профессией?

Да, получается так. Еще ученицей я была очень активной пионеркой, комсомолкой. Меня отправляли вожатой в пионерские отряды. Я всегда занималась с детьми. Некоторые учителя разрешали вести уроки в начальных классах, маме помогала проверять тетради. С выбором профессии у меня не было проблем. Поступила в Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина, училась на математическом факультете. После окончания вернулась на родину, меня направили работать в мою родную школу. В этом образовательном учреждении есть такой замечательный дух, который притягивает своих выпускников. Очень многие возвращаются туда работать. Моя мама, окончив Пединститут тоже вернулась в свою школу и проработала 53 года. А наш общий семейный педагогический стаж в школе №2 составляет уже почти 80 лет.

Первый класс Евдокии Евсиковой в 1981 году

Первый класс Евдокии Евсиковой в 1981 году. Фото: из личного архива

— Был ли в Вашей жизни человек, которого Вы считаете своим главным учителем?

Это, конечно же, моя мама. Она была довольно строгим и жестким человеком. Причем она учила меня русскому языку и литературе. Мама всегда говорила: "В школе у тебя нет мамы, а есть учитель". Поэтому в школе называла ее по имени и отчеству, иногда я забывалась и даже дома говорила Тамара Гаврильевна. Первое время одноклассники даже не знали, что учитель русского языка и литературы моя мама. Мы с ней в школу ходили вместе, но до определенного места, а потом я убегала вперед. Она никогда не делала мне поблажек, даже наоборот строже и требовательнее относилась.

Для меня мама в первую очередь — это учитель, потому что у меня к ней было отношение не дочернее, а больше как ученицы к учителю. Не знаю хорошо это или плохо, но мы с ней пришли к выводу, что результат получился хороший. Значит все было сделано правильно.

— Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать учитель?

Человек идет работать в школу по призванию. Он должен быть профессионалом своего дела, обладать глубокими знаниями и уметь их передавать. Если он поверхностно знает свой предмет, дети это чувствуют — и тогда ему не стать хорошим педагогом. Учитель, пусть даже молодой, должен быть мудрым, терпеливым и чутким.

Хорошего учителя запоминают на всю жизнь, помнят по имени и отчеству. В памяти остаются педагоги: строгие, отлично знающие свой предмет, или те учителя, которые сыграли особую роль в твоей жизни. Остаются те, кому мы благодарны.

Я очень хорошо помню нашего учителя математики Анну Андреевну Иванову. Она была очень строгой, требовательной, на ее уроке мы боялись лишний раз пошевелиться. И при этом она настолько владела своим предметом, она говорила, что алгебра — это музыка чисел. В кабинете висел лозунг над доской: "Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит". Спустя много лет, одной из первых мы с одноклассниками вспоминаем именно ее. Благодаря ей я выбрала свою профессию, став учителем математики.

Евдокия Евсикова: Учитель – это профессия дальнего действия

Евдокия Евсикова: Учитель – это профессия дальнего действия. Фото: из личного архива

— Есть ученики, которыми вы гордитесь?

Конечно! И их очень много! Среди выпускников родной 2-ой школы очень много талантливых, ответственных, успешных и, пожалуй, очень хороших людей, что, наверное, самое главное! Очень приятно, когда сейчас приходится работать вместе со своими бывшими учениками. Среди них, например, Сардана Владимировна Авксентьева. Я не учила ее математике, но Сардана была в школе комсомольским лидером, а поскольку я была заместителем директора по воспитательной работе, мы были очень близки. Кроме этого, я несколько лет ездила в лагерь труда и отдыха воспитателем, где Сардана была комиссаром. Она уже в школьные годы была не просто лидером, но и очень ответственным и надежным человеком! Мы с ребятами уже тогда не сомневались, что это будущий руководитель!

— На Ваш взгляд насколько близким должно быть взаимодействие семьи с учителем?

Начну с того, что мне не нравится, что образование называют сферой услуг, все-таки учитель приходя в школу не просто оказывает образовательные услуги, он учит и воспитывает детей. Поэтому каждый родитель должен понимать, что вместе с учителем, если они объединятся и найдут точки взаимодействия в воспитании ребенка, то ребенок будет чувствовать себя комфортно сейчас, обучаясь в школе, и в будущем. И те ценности, на которых строится система образования, и семейные ценности, должны совпадать. Если у родителей противостояние, непонимание с учителем, то это в первую очередь отразится на ребенке. Поэтому мы советуем родителям ходить в школу, советоваться с учителем, проговаривать все проблемы. Родители не должны стоять в стороне, а должны быть участниками процесса. Все мы разные люди, и найти общее трудно, но надо ради ребенка. Лишь совместные усилия принесут свои плоды.

— Какие моменты положительные и не очень Вы могли бы отметить в современной системе образования?

Сейчас все чаще вспоминают "советскую" систему образования и приходят к выводу, что она была одна из лучших в мире. Самые современные и престижные школы Англии полностью перешли на "советскую" систему образования. Об этом недавно рассказывала глава министерства образования Соединенного королевства. В Англии советский опыт преподавания в средних школах начали перенимать еще в 80-ые годы прошлого века и убедились в бесспорном преимуществе советской системы образования. И сейчас дети в Англии обучаются по гениальнейшим учебникам Розенталя, Ландау и Колмогорова. Учебник Колмогорова, по которому училось все мое поколение, сегодня признан "Лучшим учебником в мире по математике". А мы же, зачастую, не ценим то, что имеем, придумываем новое и очень часто перенимаем что – то с запада, но не всегда это хорошо и правильно!

Система образования очень консервативная, которая не может меняться очень быстро, да это , по большому счету, и не очень нужно. Я понимаю, должны быть изменения, которые отвечают требованиям современного времени и нужно идти в ногу со временем, но при этом сохранив основу.

— Когда будет ликвидирована вторая смена в Якутске?

Владимир Путин поставил задачу к 2025 году. Однако, для многих регионов, в том числе Якутии, это очень завышенная планка. В Якутске к 2025 году мы точно не перейдем на одну смену обучения. Мы не успеем построить необходимое количество школ.

На сегодня все классы в городе переполнены — по 40 и более детей. Мы освобождаем кабинеты, чтобы организовать учебный процесс. У нас высокая внутренняя миграция населения, за счет этого количество школьников увеличилось. Если в 2012 году было 33 тысячи, то сейчас около 48 тысяч учащихся. В этом году сдали 4 школы. Когда начинали строить школу №25 рассчитано было на 500 человек, а сейчас их там 900. Такая же ситуация в Айыы Кыьата, строили на 550 мест, сейчас там уже около 1000 учеников.

Учителя в городе Якутске работают в очень сложных условиях, большая наполняемость в классах, нагрузка в два раза больше. А ведь они должны уделить внимание каждому ученику, а после уроков еще и проверить тетради, соответственно, тоже по 40 и более.

Поэтому хочу пожелать своим коллегам терпения и оптимизма, неиссякаемой энергии, реализации всех творческих замыслов, интересных уроков, благодарных родителей и детей. У нас самая лучшая профессия на земле. Профессия дальнего действия!

1570262400