Инвесторы, осуществляющие производственную деятельность в регионе, хорошо знают, что в Республике Саха (Якутия) вопросам экологии, охраны природы уделяется особое внимание. Система природоохранных мероприятий в Республике позволяет выстроить конструктивный диалог с бизнесом и обеспечить соблюдение природоохранных норм в полном объеме, уверен министр экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Сахамин Афанасьев.
Напомним, что в рамках медиа-проекта "Южная Якутия" ИА YakutiaMedia следит в том числе и за развитием территории опережающего развития "Южная Якутия" — одного из локомотивов экономики и социальной сферы Республики. Также в сфере внимания проекта — якорный резидент ТОР "Южная Якутия" группа компаний "Колмар", ее производственные, социальные и экологические программы. Во всех этих направлениях для бизнеса очень важно конструктивное взаимодействие с республиканскими и муниципальными властями, и поэтому основной темой беседы корр. агентства с главой Минэкологии Якутии стало то, как регионе достигается баланс между привлечением инвестиций и сохранением его уникальной природы.
— В сентябре прошлого года глава Республики Саха (Якутия) подписал указ "Об экологическом благополучии Республики Саха (Якутия)". Как на сегодняшний день выполняются положения Указа, каковы результаты? Как в Республике идет реализация целей и задач национального проекта "Экология"?
— Сохранение природного богатства Республики получило концептуальную и политическую поддержку, выраженную в нормативных актах президента РФ и главы Республики Саха (Якутия). Впервые в истории экологии Якутии мы получили 2,9 млрд на реализацию национального проекта "Экология". Это получается сверхплановое финансирование бюджета, это очень серьезная поддержка, она направлена на четыре основных проекта — "Чистая страна", "Чистая вода", "Сохранение лесов" и "Внедрение эффективной системы обращения с отходами".
Здесь проявляется и позиция министерства природных ресурсов РФ, которое для реализации государственной экологической политики выделяет финансирование. Мы понимаем, чтобы улучшить экологию, нужны капитальные вложения, инвестиции, финансирование, чтобы основные средства, основные объекты получили обновление, строительство либо рекультивацию. И глава Республики год назад подписал указ "Об экологическом благополучии", это наш основной документ, направленный тоже на улучшение природных сред региона. Есть четкие индикаторы: это и обеспеченность чистой водой населения, внедрение наилучших техник и технологий в обращении с отходами, вопросы экологического образования, сохранение биоразнообразия и т.д.
Ведь природа – это комплекс, множество природных сред, и эти на эти среды, конечно, воздействует человеческая деятельность. Поэтому здесь получается взаимосвязь человека, общества, природы и, конечно же, необходимости развития производства. Поэтому задача экологов – снижать это негативное воздействие и обеспечивать благоприятную жизненную среду для человека. Кроме того, стоит задача передать природу будущим поколениям. И без четко выверенной государственной политики, без четкой поддержки руководителя региона достичь целевых показателей по сохранению живой природы невозможно.
Естественно, необходимо и финансирование. На 2019 год, например, во исполнение указа главы было профинансировано порядка 260 млн рублей за счет республиканского бюджета. И в следующем году также финансирование природоохранной деятельности на должном уровне будем финансирование получать, и все мероприятия идут на природоохранную деятельность.
— Одна из приоритетных целей указа главы Республики –как раз повышение экологической безопасности при осуществлении деятельности хозяйствующими субъектами. В Якутии, между тем, активно развивается промышленность, действуют две территории опережающего развития – ТОР "Южная Якутия" и ТОР "Индустриальный парк "Кангалассы". Какими путями здесь достигается данная цель указа?
— Миссия ТОРов — развитие производства. При этом надо понимать, что любая производственная деятельность не должна вестись в ущерб окружающей среде. Если производство угнетает и негативно влияет на окружающую среду, то цель и миссия ТОР либо какого-то другого конкретного производства — ничтожна. Поэтому очень важно на уровне планирования, проектирования правильно заложить природоохранные параметры любой ТОР, любого производства, чтобы негативное воздействие производилось в рамках допустимого вмешательства.
Конечно, имеет очень большое значение, где именно находится территория опережающего развития. Если ТОР расположена на обжитой промышленной площадке, как индустриальный парк "Кангалассы", здесь, конечно, воздействие на окружающую среду минимально, практически даже его нет. Предприятия, которые пошли в такую ТОР, будут, конечно, делать обязательные платежи: если они сбрасывают отходы в реки, то за сброс, если размещают отходы, то за размещение отходов, а если у них есть стационарные источники выбросов в атмосферу, то за эти выбросы.
А если ТОР связана с добычей полезных ископаемых, то это уже другой уровень воздействия. И здесь, не вмешиваясь в производство, конечно, действующая в регионе природоохранная система начинает в случае необходимости поправлять конкретного недропользователя, чтобы он привел свою производственную деятельность в соответствие с природоохранными нормами.
И нам здесь удается убедить недропользователей, резиденты ТОР относятся очень ответственно. Если есть замечания по ведению производства, то они прислушиваются и принимают очень серьезные меры по устранению недостатков.
— А как часто, в таком случае, проводятся проверки резидентов ТОР?
— Сейчас система контрольно-надзорной деятельности, как вы знаете, переходит на риск-ориентированный подход, т.е. надзорный орган не вмешивается в деятельность хозяйствующих субъектов. Но если граждане, проживающие в данной местности, либо общественная организация считают, что есть негативное воздействие производства на природу, то они имеют право обратиться в орган, и в рамках обращения при наличии разрешения природоохранной прокуратуры начинаются проверочные мероприятия.
Важно также, что любое промышленное предприятие должно иметь экологический производственный менеджмент. Есть стандарты, есть предельно допустимые вмешательства в природные среды, так что само предприятие в рамках природоохранного законодательства должно проводить эту работу. И если мы говорим о ТОР "Южная Якутия", отмечу, что здесь предприятия-резиденты ведут себя с точки зрения природоохранного законодательства очень аккуратно, и грубых нарушений не было.
— Насколько вообще природный комплекс Южной Якутии ценен для экологического благополучия Республики?
— Любой природный комплекс ценен. Южная Якутия ценна тем, что природные среды здесь сохранены в первозданном виде, высокий бонитет у лесного фонда, высокая сохранность водных объектов. Поэтому природные комплексы Южной Якутии очень ценны и важны и для биосферы в целом. Где находится тайга – это вклад в биосферу, это и сохранение животного мира, и формирование атмосферы, поглощение углекислого газа и т.д. И приходится принимать дополнительные меры, например, на озере Большое Токо сейчас идет проектирование и начинается формирование нового заповедника "Большое Токо" федерального значения. И это один из примеров того, как нужно сохранять в первозданном виде природные среды в Южной Якутии.
— А как сегодня вообще выстроен диалог между инвесторами, развивающими крупные промышленные проекты, и властями Республики?
— Между инвестором и правительством Республики Саха (Якутия) разрабатывается проект соглашения. И в ходе подготовки проекта соглашения в нем прописывается социальная ответственность бизнеса. Мы в этом процессе отвечаем за природоохранную сторону. В требованиях к соглашению обычно прописываем разработку и согласование с нами комплексной природоохранной программы этого предприятия и обозначаем основные требования.
И природопользователь, приходя на территорию Республики Саха (Якутия), уже знает, что власти субъекта федерации будут проявлять повышенный интерес к экологической безопасности производства. Также проводятся процедуры публичных слушаний по проектам, и здесь министерство также принимает активное участие в обсуждении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). После общественного обсуждения соглашения наши экологи начинают взаимодействие с инвестором: это и мониторинг в зоне ведения хозяйственной деятельности, это и совместные экологические выезды, рейды, также совместная работа по экопросвящению, ознакомление с производственной деятельностью и т.д.
Работа с природопользователями, недропользователями, которые приходят в Республику Саха (Якутия), поставлена на системную основу. При этом мы требуем, чтобы хозяйствующие субъекты показывали затраты и расходы на природоохранные цели, это — обязательные платежи, инвестиции, капитальные вложения. Проводится работа, чтобы инвесторы проектировали и строили объекты природоохранного назначения. Это — очистительные станции, водоочистительные станции и полигоны размещения отходов. Например, "Газпром" на Чаяндинском месторождении уже построил полигон стоимостью свыше 1 млрд рублей для размещения твердых отходов, построил очистительную станцию стоимостью 800 млн рублей.
То есть это пример того, как мы вместе с инвестором достигли цели путем диалога, совместных разумных действий. Поэтому просто так, по определению обвинять недропользователя, что он якобы как-то варварски относится к природе и игнорирует федеральное законодательство, нельзя. Да, бывают случаи, когда происходят аварии, когда есть недобросовестность отдельных специалистов, но в целом система налажена таким образом, чтобы хозяйствующие субъекты вкладывали свои средства в природоохранные мероприятия, и мы эти вложения уже начали учитывать. И ежегодно стоимость таких природоохранных вложений бизнеса выходит порядка 6 млрд рублей.
Таким образом, мы видим, что синергия и эффект по природоохранным задачам получается только в консолидации вложений из четырех источников – федеральный бюджет, республиканский, местные бюджеты и средства юридических лиц. И мы считаем очень большим достижением в сфере природоохранной деятельности, что мы на системную основу поставили создание комплексных природоохранных программ крупнейших хозяйствующих субъектов в Республике. Поэтому на данный момент объективные данные показывают, что состояние природных сред республики Саха (Якутия) удовлетворительно.
— Насколько важен для экологического благополучия Республики общественный контроль?
— Общество, проживающее на территории, имеет право на благоприятную среду. Это гарантировано Конституцией, федеральными законами. И если человек наблюдает и видит, что благоприятная среда начинает нарушаться, он как представитель общества молчать об этом не будет. Общество очень остро реагирует на негативные вещи, сигнализируя в том числе и профессиональным экологам, что нужно выявить причину и устранить ее, а виновных привлечь к ответственности.
Общественники сегодня очень нам помогают, с удовольствием идут в ряды общественных инспекторов, их у нас уже 600 человек в Республике. Молодежные движения есть, "зеленые пионеры", даже дошколята тоже очень нам помогают. Всех общественников благодарю за активное участие.
Но нужно и понимать, что вопросы охраны природы решаются в рамках федерального и республиканского законодательств. Порой, не станем скрывать, появляются "общественники", которые начинают поднимать тему экологии в политических целях. Но у меня есть четкое убеждение, что острые вопросы экологии решаются не в политической плоскости, а в рамках действующего законодательства. И именно таким образом нам удается успешно решать проблемы, связанные с экологией.
— Естественно, хотелось бы коснуться и ситуации с лесными пожарами. Какие угрозы и риски есть сегодня на территории Республики, что для их предотвращения делают региональные власти?
— В этом году лесопожарная обстановка, как и прогнозировалось, была очень сложной. Уровень пожарной опасности был повышен до V класса. Как мы понимаем, в основном лесопожарная обстановка зависит от природных факторов, отсутствие осадков и повышение температуры воздуха градусов, в связи с чем и идет рост класса пожарной опасности. Но силы и средства Республики достойно противостояли и противостоят огненной стихии, 700 человек личного состава задействовано плюс привлеченные силы.
Надо знать, что леса у нас подразделяются на две зоны. Первая – "зона обслуживания", где наземным и воздушным путем можно осуществлять заброску личного состава, довозить средства тушения пожаров. Речь идет об особо ценных лесах, лесах, примыкающих к населенным пунктам и т.д. "Зона обслуживания" тушится за счет средств федерального бюджета, это очень затратные мероприятия – работа авиации, заработная плата, питание и т.д.
А так называемая "зона контроля" — это отдаленные, крайне труднодоступные участки, где просто нет путей сообщения, чтобы довезти людей, технику. И существует приказ министерства природных ресурсов и экологии РФ, согласно которому в случае нецелесообразности тушения лесных пожаров в "зоне контроля" необходимо установить наблюдение, и в случае подхода огня к населенным пунктам – начать активные действия.
Мы знаем, что сейчас идет обсуждение в обществе предложений — особенно после красноярских пожаров — изменить такую методику. Это все сопряжено с финансирование из федерального бюджета. Проще говоря, если финансирование увеличивается, то, конечно, и "зона обслуживания" будет увеличиваться. По моему мнению, пожары в "зоне контроля" также должны тушиться, и у нас в Республике идет работа по тушению пожаров и в "зоне контроля". Сейчас, как мы видим, в лесопожарной обстановке произошел перелом, с помощью системной работы множество пожаров локализовано и потушено, помогли и дожди. Буквально недавно вышло распоряжение председателя правительства РФ Медведева Дмитрия Анатольевича на основании заявки главы Республики Саха (Якутия) о получении дополнительных средств в размере 390 млн из резервного фонда РФ.
Справка: группа компаний "Колмар" объединяет в своем составе добычные и перерабатывающие мощности, предприятия, осуществляющие подземную и открытую добычу, обогатительные фабрики, сбытовые и логистические структуры. Согласно стратегическим планам, к 2021 году общий объем добычи и переработки на всех предприятиях "Колмара" будет доведен до 20 млн тонн. Компания приступила к строительству третьей фабрики "Инаглинская-2" мощностью 12 млн тонн, нескольких шахт и современного угольного терминала в бухте Мучке Хабаровского края мощностью 24 млн тонн в год. В 2018 году затраты ГК "Колмар" на мероприятия по охране окружающей среды составили почти 700 млн рублей, в 2019 году финансирование экологической программы группы компаний увеличится до 1,2 млрд рублей.