При реализации нацпроекта "Безопасные и качественные автодороги" в Якутии и других арктических регионах необходимо учитывать специфику вечной мерзлоты и интенсивного развития термокарстовых явлений, сообщили ИА YakutiaMedia в Ил Тумэн.
"В Якутии доля дорог с твердым покрытием в общей протяженности в 2,3 раза ниже, чем в среднем по стране, 69% автодорог — грунтовые и сезонные, 43% — автозимники и ледовые переправы, нормативным требованиям соответствуют 29,9%. Поэтому реализация проекта очень важна для Якутии. На сегодня работы по национальному проекту ведутся своевременно и под контролем главы региона. Сейчас на строительство, ремонт и реконструкцию региональных дорог по нацпроекту до 2024 года заложено свыше 35 млрд рублей. Это позволит привести в нормативное состояние порядка 40% региональных трасс", — сказал председатель Госсобрания (Ил Тумэн) Петр Гоголев, отметив, что соответствующие рекомендации направлены правительству РФ.
В то же время, по словам спикера парламента, необходимо не только своевременное финансирование работ, но и учет на федеральном уровне условий функционирования дорожного хозяйства в условиях вечной мерзлоты. По его словам, сейчас в ремонте дорожного полотна в Якутии активно используются новые и наилучшие технологии. В частности, применяют холодный ресайклинг — использование химических добавок к вяжущим веществам, что позволяет производить работы до пяти раз быстрее по сравнению с традиционными методами стабилизации грунтов. "Используются биоматы [биологически-активная самовоспроизводящаяся система укрепления грунта путем создания гарантированного растительного слоя — здесь и далее], стабилизирующие геооболочки (для армирования слоев грунта), в том числе на региональных автодорогах "Нам", "Умнас", — добавил Гоголев.
В частности, по мнению Гоголева, необходимо учитывать "такие прагматические вещи, как требование геокриологического мониторинга грунтов на определенных участках". "Следить за грунтами не так уж и сложно", — считает спикер парламента.
Он добавил, что кроме финансового обеспечения проекта, рисками для регионов являются отсутствие законодательно закрепленного определения понятия "городской агломерации", что затрудняет комплексное решение транспортных проблем городских агломераций, отсутствие производственной базы, значительный износ основных средств и производственной базы служб дорожного хозяйства.
"Нужно предусмотреть комплекс мер по развитию региональных производственных баз по выпуску асфальтобетона, цементного бетона, включая механизмы лизинга оборудования", — отметил Гоголев.