Одна из секций ВЭФ, проходившая 11 сентября, была посвящена диалогу бизнеса и власти для создания на Дальнем Востоке эффективного центра экономического сотрудничества с АТР. Участники секции обменялись опытом работы в качестве резидентов ТОР и свободного порта Владивостока, обозначили проблемы, которые мешают развернуться бизнесу в полную силу, и наметили пути их решения.
Модератором секции выступил президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Спикерами стали министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров, заместитель министра экономического развития Российской Федерации Сергей Горьков, руководитель Федеральной таможенной службы Владимир Булавин, гендиректор Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона Алексей Чекунков, руководители крупного бизнеса, реализующие инвестпроекты на Дальнем Востоке.
Председатель совета директоров ООО "Колмар Груп" Анна Цивилева в своем выступлении рассказала о том, как развивается угольная отрасль в Якутии и о положительном опыте взаимодействия с государственными структурами:
— Компания "Колмар развивает сегодня три крупных инвестиционных проекта на Дальнем Востоке. Это два горно-обогатительных комплекса в Якутии неподалеку от Нерюнгри и морской порт для перевалки угля в Ванино мощностью 24 млн тонн. От наших ГОКов груз до получателей в странах АТР идет всего 10 дней. И, конечно, мы заинтересованы в развитии этих рынков сбыта. Развивая это направление экспорта, мы использовали преференции, предоставленные государством. "Колмар" — якорный резидент Якутской ТОР и свободного порта Владивостока, получатель субсидий Фонда развития Дальнего Востока на закупку горно-шахтного оборудования. Кроме того, мы пользуемся субсидиями в рамках государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры: это строительство железнодорожных станций, линий электропередач. Мы строим собственный порт в Хабаровском крае с возможностью захода крупнотоннажных судов, обогатительные фабрики, что позволяет получать продукт с высокой добавленной стоимостью. Мы уже продаем нашу продукцию в три раза дороже, чем рядовой коксующийся уголь. На сегодня Россия занимает всего 7 % мирового рынка коксующихся углей, объем экспорта российского угля –22 млн тонн. Это очень маленькая доля, но у нас есть возможности развиваться.
Анна Цивилева подчеркнула, что залог успеха развития угольной отрасли на Дальнем Востоке – привлечение кадров. В этой связи необходимо, чтобы государство помогало бизнесу создавать комфортные условия для жизни людей:
— Поэтому мы привлекаем внимание государства для создания инфраструктуры – в первую очередь, строительства жилого фонда. Важна и удобная логистика, важен контроль цен на авиаперелеты дальневосточников, чтобы это не было слишком дорого, — сказала она.
Председатель совета директоров сообщила, что компания "Колмар" обратилась в Министерство развития Дальнего Востока с рядом конкретных предложений: включить резидентов ТОР в программу трудовой мобильности, обеспечить пониженную ставку по ипотеке для сотрудников, специальные льготы на транспорт для них.
Также Анна Цивилева обозначила в своем выступлении проблему, которую вынуждены решать российские угольщики при выходе на мировой рынок. Речь идет о конкурентоспособности торговых предложений. С 2014 года, когда Китай ввел пошлины на импорт угля в размере 3-6 %, поставки российских углей в КНР значительно сократились. При этом лидеры рынка – Австралия и США – заключили договоры с КНР о беспошлинных поставках угля. Российским компаниям приходится снижать цены, чтобы не терять контракты. Проблему, по мнению Анны Цивилевой, можно решить на уровне межправительственной комиссии. Эту идею президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин признал достойной дальнейшего обсуждения в деловых и министерских кругах.