В Нерюнгринском районе начала работу историко-краеведческая экспедиция "Чульман: восемь тысяч лет до нашей эры".
Экспедиция добровольцев и энтузиастов ставит перед собой задачу тщательно изучить достопримечательности, исторические и памятные места поселка Чульман, чтобы создать местный реестр этих достопримечательностей к 100-летию старейшего поселка Нерюнгринского района, которое будет отмечаться в 2026 году
. Инициатором экспедиции стал народный депутат Якутии Александр Кошуков.
"В один из первых дней экспедиция побывала на местах первобытных стоянок, на берегу реки в окрестностях Чульмана. Первый из выводов экспедиции: Чульману на самом деле не 100, а как минимум десять тысяч лет!" — сообщили члены экспедиции.
Известно, что в 1974 году на левом притоке реки Чульман — ручье Локучакит археолог Сергей Кистенев сделал эпохальные для Чульмана находки. Это две первобытные стоянки охотников на мамонта и шерстистого носорога с каменными орудиями труда. Одна стоянка располагается на 8-метровой террасе, вторая – на 17-метровой. В 2008 году, обе стоянки были внесены в республиканский реестр охраняемых памятников истории и культуры. Однако, как отметил Чингиз Андрющенко, до сих пор ни в Чульмане, ни во всем Нерюнгринском районе об этом мало кто знает.
В окрестностях поселка Чульман в устье реки Локучакит, левого притока реки Чульман, на 17-метровой цокольной террасе ученые собрали призматические нуклеусы, угловые и срединные резцы, ножевидные пластины, отщепы. Предполагается, что это предметы сумнагинской культуры.
Первую стоянку ученые назвали по имени ручья – "Локучакит". Вторая стоянка — "Чульман" -расположена на изгибе левого берега одноименной реки, в 400 метрах западнее стоянки Локучакит. Ножевидные пластины и отщепы лежали па краю 8-метровой цокольной террасы, местами под дёрном, на глубине 5-7 см. Эту стоянку экспедиция Кистенева также определила к сумнагинской культуре. Этот период датируется от второй половиной восьмого тысячелетия до нашей эры до четвертого тысячелетия до нашей эры. Обе древние стоянки находились на месте сегодняшнего Чульмана.
Сумнагинская культура пришла на смену дюктайской. Памятники сумнагинской культуры зафиксированы не только в Южной Якутии, но и на Анабаре, Вилюе, Яне, Индигирке, Колыме. Основной хозяйства сумнагинцев являлась охота на лося в тайге и северного оленя в тундре. Рыболовство у сумгнагинцев особого развития не получило.
90 процентов кремниевых орудий сумнагинцев изготовлено из ножевидных пластин. Около 5 процентов всех каменных орудий составляют топоры и тесла, сделанные из целых и расколотых диабазовых галек. Для сумнагинской культуры характерно полное отсутствие двусторонне обработанных каменных ножей и наконечников копий и стрел.
При изменении каменных клинков в Северо-Восточной Азии наблюдается смена этносов. В конце пятого тысячелетия до нашей эры в Юго-Восточной Якутии появляются керамика и полностью шлифованные каменные орудия. Начинается новый период древности – неолит. Его начало связано с распространением сыалахской культуры. Все эти выкладки ученых убедительно подтверждают результаты раскопок.
В настоящее время найденные археологическими экспедициями на территории Чульмана предметы хранятся в Музее археологии и этнографии города Якутска.
"Если мы найдем достаточно большое количество местных экспонатов, то не исключается возможность создания краеведческого музея Чульмана, в котором удастся разместить все, что связано историей нашего старейшего поселка", – рассказал Кошуков.