В мифологические времена, если судить по эпосу, самыми главными и самыми всемогущими в сакральном мире были девушки. Шаманы-ойуны имели власть только в пределах Среднего мира, а вот проникать в Верхний и Нижний миры, сражаться, чародействовать и даже жить там могли лишь женщины-удаганки. О самых красивых, сильных и знаменитых удаганках Якутии в материале ИА YakutiaMedia.
Удаганки доминировали над мужчиной
На якутском и тунгусском языках шаманку называют "удаган", в русском произношении привычнее звучит "удаганка". Близки по звучанию (утган, одегон) и аналогичного смысла слова в других сибирских и азиатских языках.
Это произошло потому, что "ут" или "от" означает "огонь", а "ган" — суффикс женского рода.
Красивые, сильные и знаменитые удаганки. Фото: с сайта "Саха театра", сцена спектакля "Удаганки"
О том, что удаганки начали осваивать небесные и подземные просторы раньше мужчин-шаманов, свидетельствуют многие сюжеты древнего якутского эпоса олонхо. В этих сюжетах в волшебные приключения, сражения и подвиги главных мифических героев-богатырей то и дело вмешиваются удаганки нижнего или верхнего миров, зачастую полностью меняя ситуацию и её конечные результаты. Шаманки всемогущи, смелы и решительны, они превращаются то в прекрасных белоснежных журавлей-стерхов, то в огромных восьминогих пятнистых быков, то воскрешают мёртвых и освобождают пленённых, то вершат суды и предсказывают будущее.
Причём в количественном составе их примерно раз в десять больше, чем шаманов-мужчин, и только удаганки летают по небу, оставляя шаманам-ойунам средний и нижний миры. Всё это ещё раз говорит о том, что в далёком прошлом женщина с бубном доминировала над мужчиной.
Самая древняя удаганка Якутии
Это неолитическое захоронение на притоке Колымы Пантелеихе, возраст которого составил 3600 лет, оказалось самым северным в мире. Обнаруживший его археолог Сергей Кистенев был поражен и другим обстоятельством — в древней могиле покоились останки женщины, которую журналисты поспешили окрестить "амазонкой с Пантелеихи", поскольку рядом с ней сохранился целый арсенал всевозможного оружия: лук, каменные и костяные ножи, кинжалы, топоры, наконечники копий и стрел. Но многие предметы из раскопа говорили о том, что взору учёных предстала не просто воительница…
Приток Колымы в районе Пантелеихе. Фото: Неизвестен
"Амазонка", лежавшая в символической берестяной лодке, была буквально усыпана бусинами (их оказалось более 18 тысяч) из раковин и скорлупы яиц, вместе с которыми находились ожерелья из звериных клыков, орнаментированные амулеты, подвески, скульптурные и стилизованные изображения хищных птиц, по-видимому, являвшиеся частью обрядового костюма. На некоторых из находок были нанесены кресты и другие загадочные символы. А на одной из овальных костяных пластинок, лежащих на груди "амазонки", были изображены остроголовые человечки, в виде которых в старину в традиционных верованиях северян представлялись хозяева нижнего мира, или "тени мёртвых".
Так что сомнений не оставалось: на берегу Пантелеихи покоится самая древняя шаманка Якутии.
Богатство захоронения, огромное количество в нём изделий, очень ценных для людей позднего каменного века, говорит о том, что погребённая пользовалась большим уважением среди соплеменников, хотя была относительно молода, не старше 25 лет. Интересно, что среди её "предметов личного пользования", назначение которых учёные в той или иной степени представляют, находилась странная, вызывающая до сих пор научные споры "логарифмическая линейка" из оленьего ребра с насечками и какими-то знаками.
После окончания раскопок на Колыме все находки были сданы в хранилище института, а кости шаманки отправили в Санкт-Петербург (тогда ещё Ленинград), где часть их сожгли в специальной установке, определив по радиоуглеродному методу возраст. Остатки же костей не сочли нужным возвратить в Якутию — их просто выбросили.
Несколько самых интересных и ценных экспонатов, в том числе три вырезанные из кости птицы-талисмана, были выставлены в археологическом музее научного центра в Якутске. Но спустя 10 лет из закрытой герметичной витрины сначала исчезла одна птица, а потом и две остальные. Бесследно. Из охраняемого помещения, куда посторонние люди могут попасть лишь в присутствии экскурсовода. Вызванные Кистенёвым милиционеры только развели руками. В отчаянии он попытался обратиться даже к экстрасенсам, которым не особенно-то верил, и один из них сказал, что "птиц забрала какая-то появившаяся в музее женщина".
Самая знаменитая удаганка
В более близкий нам период, когда уже россияне принесли в Якутию письменность, было зафиксировано имя, пожалуй, самой знаменитой удаганки Аграфены из окрестностей Жиганска.
Она была настолько почитаема и наводила такой страх на жителей северных округов даже после смерти, что по решению якутских властей, в конце 18 века тело Аграфены было извлечено из могилы и сожжено. Веком позже известный сибирский поэт Давыдов посвятил Аграфене целую поэму. А остров на Лене в 80 километрах выше поселка Жиганск, где жила шаманка, до сих пор носит ее имя.
Еще в 1786 году участник известной экспедиции Беллингса Гавриил Сарычев, рассказывая о жителях столь далекой от Лены Колымы, свидетельствовал: "Юкагири от общения с здешними казаками хотя и приняли христианский закон, однако суеверие и шаманство не истребились. Особливо боятся одной якутки Аграфены Жиганской, славной шаманки, которая умерла лет за 30 назад. Думают, что она вселяется в людей и мучит их. Почему все здешние жители боготворят эту колдунью и приносят ей жертвы. Якутское правительство сколько ни старалось истребить сие предрассуждение, но не имело успеха. Наконец, было послано строгое повеление в город Жиганск, чтобы, отыскав место, где похоронена Аграфена, сожечь ее тело. Но и тем ничего не преуспели в умах суеверного народа. Здешние якутские шаманы рьяно поддерживают славу сей чародейки".
Легенда о Аграфене Жиганской
В "Воспоминаниях" (18+) А.Я. Уваровского в 1848 году,автор передает популярную легенду об Аграфене, указывается конкретная дата проживания Аграфены как реальной личности в Жиганске, при этом Уваровский ссылается на свою бабушку, знавшую ее в лицо: "В середине минувшего столетия жила в Жиганске одна русская по имени Агриппина. Моя бабушка знала ее в лицо. Эта женщина слыла большой колдуньей: тот, кого она любила, считался счастливым, тот же, на кого она обиделась, считал себя крайне несчастным. Слово, произнесенное ею, воспринималось как слово самого всевышнего. После того, как она этим путем приобрела доверие людей и состарилась, построила себе на расстоянии 2 кесов [20 км. — А.З.] выше Жиганска домик между скал и жила в нем. Никто не проходил мимо, не обратившись к ней, не получив ее благословения и не принеся ей что-нибудь в подарок… И после ее смерти до сих пор не проходят мимо того места, не повесив подарка. Эту старуху знают кроме жителей Жиганска также все якуты окрестностей Якутска… Рассказывают, что эта старуха прожила до 80 лет, что она была мала ростом, толста, ее лицо было испрещено оспой, глаза остры как утренняя звезда, ее голос звонок как звук железа. Ее имя до сих пор не забыто в северной стране" [14, с. 77]. (Захарова А.Е., Руфова С.А. КТО ОНА, ЖИГАНСКАЯ АГРАФЕНА? (ТРАНСФОРМАЦИЯ МИФОВ И ЛЕГЕНД ЖИГАНСКОГО УЛУСА ЯКУТИИ СЕРЕДИНЫ XVIII—КОНЦА XX ВВ.) // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. XXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 33. Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2014) (18+).
Красивые, сильные и знаменитые удаганки. Фото: с сайта ЯСИА
Самая красивая удаганка
Анна Павлова родилась в середине XIX века и умерла в самом конце 20-х годов прошлого века.
Когда Анне исполнилось девять лет, она начала страдать болезнью, похожей на "шаманскую". Как и полагалось в таких случаях, к ней пригласили ойуна. Трое суток знаменитый шаман Хаарпа камлал у постели девочки при большом стечении зрителей, а потом произнес свой вердикт: "Анна станет великой шаманкой, слава о ней разнесется по всей земле, и все верхние божества будут очень благосклонны к ней. С нижним же миром у нее не будет никакой связи".
Она была очень высокой для якуток (190 см) и при этом отличалось прекрасным сложением. У нее была светлая кожа, правильные и выразительные черты лица, большие проницательные глаза, глубокий низкий голос, "вызывающий холод по спине", длинные пышные волосы.
В молодости удаганка слыла редкой красавицей, тем более что одевалась она всегда богато и изящно — в меха и шелк, а особенно любила носить длинное белое платье с серебряными национальными украшениями. Анна отличалась еще и достойным умом, манерами, поскольку сам губернатор, невзирая на "языческую" стезю, считал за удовольствие принимать ее в своем доме. Причем, в присутствии высоких петербургских гостей, таких, например, как граф Игнатьев, что посетил Якутск в 1883 году. Анна Павлова сидела рядом с ним на званом обеде в числе семи первых красавиц северной столицы. (Книга "Якутия: рекорды, самое первое, самое-самое", 2004 год).
Главной особенностью знаменитой удаганки было то, что она обладала методом исцеления, похожим на знаменитые операции филиппинских хилеров. Только удаляла инородные предметы и "корни болезней" у своих пациентов не с помощью пальцев рук, а методом высасывания их непосредственно собственным ртом или через полую кость журавля. Таким образом она не раз извлекала прямо через грудь или спину застрявшие в пищеводе обломки костей, не оставляя при этом никаких следов на теле. Всякий раз после подобной операции Анна прополаскивала рот спиртом.
Красивые, сильные и знаменитые удаганки. Фото: с сайта "Саха театра", сцена спектакля "Удаганки"
Часто в летнее время вместе со своей подругой, тоже шаманкой Верой Бэдэрдээх, Анна развлекалась тем, что, соревнуясь, переходила через ближнее озеро по его водной поверхности. При этом у Веры подошвы ног оказывались хотя бы чуточку, но мокрыми, в то время как у Анны они всегда были сухими.
Знаменитая удаганка могла точно указать, в каком месте лежат на дне реки или озера тела утонувших, с помощью своего сына-ворона выводила из леса заблудившихся, вызывала дожди при сильных пожарах, умела читать чужие мысли.
После ухода в мир иной одна из самых великих якутских шаманок не раз давала о себе знать, в том числе — "никому не давала себя обижать". Так, в свое время из-за сгоревшего жилища и прочих разом обрушившихся неприятностей пришлось убраться восвояси лесорубам, начавшим рубить лес слишком близко от захоронения. И нитку газопровода в конце концов вынуждены были провести по откорректированной схеме, далеко обойдя могилу.
Лонгрид подготовлен по материалам народного писателя Владимира Федорова.