Застрявший во льдах паром с сотней людей на борту стал еще одним доказательством необходимости моста через реку Лена. Люди на 30-градусном морозе двое суток находились в ледовом плену. И только благодаря слаженной работе спасателей удалось избежать трагедии, сообщает ИА YakutiaMedia.
Напомним, что на переправе Жатай — Техтюр 4 ноября 2017 года теплоход "ОТ-2131" с баржей, на которой находилось 25 легковых и 15 грузовых автомобилей с людьми, не дошел до места назначения из-за сильного шугохода и встал недалеко от берега. Некоторые смельчаки выбирались из застрявшего парома самостоятельно и перебирались на берег по зыбкому и опасному льду.
Два дня продолжалась спасательная операция. 5 ноября в 23 часа злополучный рейс парома завершился благополучно. Но эта ситуация еще раз показала, насколько нужен якутянам мост через реку.
19 июля 2013 года в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2013 года № 489-р Федеральным дорожным агентством был объявлен открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения на строительство и эксплуатацию автодорожного мостового перехода через реку Лену в районе города Якутска. Сроки реализации проекта – 14 лет, в том числе проектирование и строительство – 6 лет, эксплуатация – 8 лет. Основаниями для реализации проекта являются Федеральный закон "О концессионных соглашениях" от 21.07.2005 года № 115, а также Распоряжение Правительства РФ от 02.04.2013 года № 489-р.
Но в данное время проект моста через реку Лена находится в "зачаточном" состоянии, однако власти Якутии прорабатывают различные варианты привлечения зарубежных инвестиций для реализации проекта. Изначально построить мост через Лену в Якутии планировалось за счет бюджетных средств, но проект перенесли за 2020 год, после чего регион начал рассматривать вопрос реализации проекта с привлечением средств инвесторов. Интерес к проекту проявляли отечественные инвесторы. А также и китайцы. Минувшей зимой китайская компания заявила о планах выступить с частной концессионной инициативой для строительства моста в Якутии. Но один из ключевых рисков, с которым сталкивается Китай, вкладываясь в проект строительства моста Якутск-Нижний Бестях – это валютные риски, учитывая изменчивость как рубля, так и юаня. Тем более, учитывая, что отдача от инвестиции будет долгосрочной.
В министерстве инвестиционного развития республики считают, что привлечение китайских технологий положительно скажется на стоимости моста, но, отмечают, что, как и любой строительный проект в России, проект моста в обязательном порядке будет проходить государственную экспертизу. И, что касается китайских компаний, с которыми ведутся переговоры, то они имеют большой опыт в мостостроении, в том числе в сложных условиях. Но, при этом, наработки российских специалистов и их опыт работы в строительстве в условиях вечномерзлых пород и экстремально низких температур будут обязательно учтены при проектировании и строительстве моста через Лену.
Проект по строительству мостового перехода обсуждался в рамках Российского инвестиционного форума "Сочи — 2017". Во время рабочей встречи делегации Якутии с представителями корпорации Sinohydro Corporation Limited китайская сторона сообщила о ходе подготовки финансовой, юридической и технологической части документации по строительству моста, необходимой для дальнейшей подачи частной инициативы в течение этого года.
По словам китайских проектировщиков, общая длина моста через Лену в Якутии, спроектированного ими, составит 18,3 км, из них 8,5 км – это сам мостовой переход, а 9,8 км – это подъездные пути эстакадного типа.
В планах инвесторов, начать строительство моста в 2018-м году, а ввести в эксплуатацию – в 2022-м году. Вот только сдвинется ли дело с мертвой точки, покажет лишь время. Зато каждый год можно наблюдать, как в период прекращения перевозок пассажиров во время шугохода, люди вынужденно рискуют жизнью и переходят реку пешком по ненадежному льду.
Люди пешком переходят реку. Фото: фото прислали в ватсап группу редакции