"Мягкой посадки", — такие слова нам часто говорят, когда хотят пожелать удачной поездки. А мы только догадываемся, что эта самая мягкая посадка зависит не только от умения и мастерства пилота, но специалистов наземных служб. Это — диспетчеры управления воздушным движением, или авиадиспетчеры. Именно они обеспечивают безопасность полетов, дают старт взлету, разрешают посадку и координируют движение воздушных судов в воздухе. Какими качествами должен обладать авиадиспетчер, почему важно обладать хорошей памятью и знать английский язык и других тонкостях работы управляющих воздушным движением рассказал ИА YakutiaMedia заместитель директора по организации воздушного движения Павел Качулис.
Какими качествами должен обладать авиадиспетчер и где такой профессии обучают?
К кандидатам на обучение по специальности предъявляется целый ряд требований. Абитуриент должен прежде всего обладать устойчивой к стрессам психикой, иметь хорошую память, способность к логическому мышлению, математический склад ума. Для определения всех этих свойств для получения допуска к сдаче экзаменов проводится профессиональный (психологический) отбор. Но и это не все. Требования к общему состоянию здоровья практически такие же, что для пилотов, для этого претенденты на обучение проходят врачебно-летную экспертную комиссию (ВЛЭК).
Затем после получения положительного заключения ВЛЭК оцениваются знания физики, математики, русского и английского языков, также учитывается сумма набранных по данным предметам баллов по результатам ЕГЭ.
Обучиться профессии авиадиспетчера можно по программе высшего образования, так и по программе среднего специального.
Высшее образование можно получить в трех вузах: Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации (СпбГУГА), Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (институт), Московском государственном техническом университете гражданской авиации.
А обучение по средне специальной программе проводится на базе филиала Спб ГУГА в г. Красноярске (бывший Красноярский авиационно-технический колледж) и Санкт-Петербургского авиационно-технического колледжа гражданской авиации.
Как проходит смена авиадиспетчера?
Во-первых, график дежурств расписан на месяц. Человек закреплен к определенной смене. И если нет никаких сбоев, то диспетчер на год знает свое расписание — когда у него проверки, в какие дни отдыхает и выпадут ли праздничные дни в смену. Есть несколько типовых графиков. В Якутске работает двойной ДУН. Человек работает два раза в день, потом переходит на утро, потом еще одно утро, ночь, потом два выходных, ночь и еще два выходных. Но мы будем стараться перейти на шестисменный график, тогда будет больше выходных.
Смена. Фото: Аэронавигация Северо-Восточная Сибири
РП задает контрольные вопросы, чтобы узнать насколько готова смена.
Потом все идут по рабочим местам и принимают смену. Где сдающий смену также объясняет, кто и где летит, какие указания были даны и так далее. Заступивший обязательно зачитывает на магнитофон о принятии дежурства и расписывается в графике. Все, дежурство началось.
Дежурство тоже регламентировано, то есть диспетчер знает, когда он может сделать перерыв на отдых. Есть специальная комната для приема пищи и комната отдыха для ночной смены. Ночному дежурному дается два часа для отдыха.
Сколько диспетчеров в смену работает?
Если говорить о Якутске, то мы являемся районным центром (РЦ). Мы работаем по секторам, у нас их сегодня семь, то есть это уже семь диспетчеров. Затем есть еще старший смены и руководитель полетов. Районный центр обслуживает движение в верхнем воздушном пространстве, полетами в верхнем слое в районе 3 тысяч 600 метров.
Еще трое диспетчеров регулируют наземное движение (посадку), затем один контролирует подходы (между районом и аэродромом) и другой отслеживает промежуток между землей и подходами. Итого в смену работают 14-15 человек.
То есть каждый диспетчер имеет свою специализацию?
взлет. Фото: Транспорт
У нас есть так называемые квалификационные отметки. Чтобы получить их надо пройти обучение, тестирование в комиссии. Только после всего этого получишь допуск.
В какое время сложнее всего работать?
Сложно сказать. Якутия большая. Везде разные пики. У нас есть три системы маршрутов: транссибирский, кроссполярный и трансполярный. Кроссполярный маршрут соединяет страны Северной Америки со странами юго-восточной Азии, они проходят практически через северный полюс. Пассажиру удобно, чтобы он вылетел вечером, например, из Чикаго и утром был в Гонконге. Поэтому воздушные суда можно сказать идут косяком. До нас долетают где-то вечером.
Воздушное пространство. Фото: Аэронавигация Северо-Восточная Сибири
Трансполярный маршрут связывает страны юго-восточной Азии со странами северной Европы: Швецией, Англией, Финляндией и так далее.
Большой прирост идет по маршруту юго-восточная Азия и Северная Америка через полюс. По этому маршруту еще в 1999 году проводили тестовые полеты — 3-4 рейса в день, сейчас в день 20 рейсов пролетает. У авиакомпаний есть выбор — могут летать через трансвосточную зону, то есть через Магадан, но если ветер устраивает, то перестраиваются через Якутию. Тогда у диспетчеров работа становится достаточно напряженной.
Есть такой момент, когда потоки встречаются. Тогда у диспетчеров напряжение удваивается.
Английским языком все владеют?
Сейчас практически все владеют. Тем, кто внизу работает, по районам, такие требования не предъявляются. Но в РЦ обязательно. Установлен минимальный уровень. Постоянно проводится тестирование, межкомиссионные занятия.
Авиационный английский специфичный. Там определенные есть термины и сокращения. Я даже слышал такую байку, что англоговорящим доплачивают за знание авиационного английского языка. Обычный человек не сможет понять о чем идет речь.
Какие внештатные ситуации были на вашей практике?
Трудно перечислить: и отказы двигателей, и не уборка шасси, больные на борту и прочее. Практически все случаи расписаны, технологически все определено, и всегда на помощь дежурному диспетчеру придет либо старший, либо руководитель полетов. То есть диспетчер не остается один с проблемой, всегда есть рядом более старший и более опытный помощник. В свою очередь у руководителя полетов тоже все внештатные ситуации расписаны.
Центров, управляющих полетами, в Якутии много?
На сегодня их четыре. Точнее, три центра и один вспомогательный. Якутск, Нерюнгри, Мирный и Полярный, который приписан к Мирному. В этом году планируем Полярный перевести в Якутск. В итоге центр будет один. Политика корпорации такая — один центр и один филиал.
Как по-вашему, авиадиспетчер — это мужская работа?
Авиадиспетчер аэродрома. Фото: Аэронавигация Северо-Восточная Сибири
Но везде бывают исключения. У нас есть женщины, которые работают руководителями полетов, то есть несут ответственность за нескольких диспетчеров.
Сейчас работа диспетчера более технологически оснащена?
Несомненно. Больше техники стало. Раньше, когда я работал, была только голая метка, а высоту, скорость сами рассчитывали. А сейчас есть формуляры, где все видно: кто летит, на какой высоте, какие предпринимает маневры.
авидиспетчеры. Фото: Аэронавигация Северо-Восточная Сибири
Но смысл работы остается один — разделение на безопасные интервалы и предотвращение столкновения.
Но вы же не только самолеты обслуживаете?
Обслуживаем все, что летает, не только самолеты, бывает и аэростаты. Полет путешественника Конюхова сопровождали.
Не так давно появилась квалификация воздушного пространства. Там есть определенные требования. По высотам разбито. Соответствующие требования предъявляются к диспетчеру и эксплуатанту, то есть пользователю. Если полет совершается на нижнем уровне, то можно связь не обязательно слушать, а выходить на связь, чтобы только обозначиться, и разрешение на полет не надо получать. Летишь выше — надо обязательно подать заявку, должна быть двухсторонняя связь, наличие определенных аварийных маячков и прочее. Чем выше, тем жестче требования.
Работаем с МЧС, обслуживаем санитарные полеты. Если обслуживаем тушение пожаров, то диспетчеры все четко знают: где находится воздушное судно, когда долетит до точки, когда заправится. Все под контролем.
А как работаете с владельцами частных вертолетов?
Это наша головная боль. Мы их периодически собираем и рассказываем, как нужно правильно летать. Но есть несознательные граждане. Они, как пираты, и представляют определенную опасность. Но наша локационная система позволяет их обнаружить. Обращаемся в правоохранительные органы. Но я еще ни разу не слышал, чтобы кого-то успели поймать.
Уведомлять перед полетом и после диспетчеров надо обязательно. Мы тогда уже знаем о его намерениях и ждем, что он по завершению своего полета нас оповестит, что все нормально. Если мы такого сообщения вовремя не получаем, то начинаем поднимать силы поиска. Были случаи, когда забывали предупредить, а мы поднимали дежурного, Хабаровск (все приказы оттуда идут), направляли поисковое судно. А потом выяснялось, что человек забыл нас предупредить. Не знаю потом, как компании с ним разбирались, потому что компания понесла определенные затраты — вертолет поднимали, топливо потратили.
Коротко охарактеризуйте работу авиадиспетчера
Раньше говорили тремя словами, и сейчас ничего не изменилось: вижу, слышу, управляю.