Эстафета огня VIII Игр "Дети Азии" прошла в Среднеколымском улусе Якутии
13:00
К пожароопасному сезону Якутия получит 9 новых летчиков-наблюдателей
12:40
Продолжается приём вопросов к "Прямой линии" Главы Якутии Айсена Николаева
12:20
Вы наверняка "отрывались" в 80-е, если легко ответите на все вопросы - ТЕСТ
12:00
Участвующий в СВО работник компании АЛРОСА стал Героем России
11:40
Житель Якутии трижды ограбил магазин ради спиртного
11:20
Стадион "Забайкалец" в Улан-Удэ начали реконструировать впервые за 70 лет
11:00
В Алматы состоялась церемония закрытия Дней Якутии в Казахстане
11:00
Якутянин жил за счет денег родственницы, лежавшей в больнице
10:40
"Это и школа, и кузница абитуриентов для Тихоокеанского Медицинского"
10:30
Наркосбытчик осужден к 21 году лишения свободы в Якутии
10:20
Съемкам якутского фильма "Там, где танцуют стерхи" будто помогала сама природа
10:00
Учрежден Почетный знак за заслуги перед Якутией в честь Михаила Николаева
09:40
Объем экспорта российской рыбной продукции вырос на 17% в 2023 году, потеряв в цене
09:25
Страховой Дом ВСК поддержал участников Junior PayTech Forum 2024
09:20
Доходная часть госбюджета Якутии составит более 312,8 млрд рублей на 2024 год 08:40
Возможности Kandinsky 3.1 стали доступны всем пользователям 23 апреля, 17:55
Книгу для начинающих руководителей презентовала топ-менеджер Сбера 23 апреля, 17:10
Айсен Николаев и Вячеслав Штыров обсудили вопросы транспорта и энергетики в Якутии 23 апреля, 15:05
Сбер профинансировал поставку 22 спецавтомашин для нужд Департамента ветеринарии Якутии 22 апреля, 14:36
Какая рыбная продукция нужна россиянам, обсудят на "Неделе российского ритейла" 22 апреля, 13:50
Якутия и Казахстан объединяют усилия в развитии креативных индустрий 20 апреля, 08:30
В Казахстане презентовали инвестиционный и туристический потенциал Якутии 18 апреля, 21:00
Глава Якутии встретился с Президентом Республики Казахстан  18 апреля, 19:10
Представители Якутии выпустились во втором потоке программы "Муравьев-Амурский 2030" 18 апреля, 15:00
В топ-20 популярных подержанных авто впервые вошли китайские модели - банк "Открытие" 18 апреля, 14:15
Глава Якутии обсудил проект "Синергия Арктики" с президентом "Ростелекома" 18 апреля, 11:00
Кредитный рейтинг банка "Открытие" на уровне ruAA подтвердил "Эксперт РА" 18 апреля, 10:20
Объем добычи угля в Якутии вырос на треть с начала 2024 года 18 апреля, 10:00
Экспорт грузовиков, легковушек и запчастей из Японии в Россию стремительно падает 18 апреля, 08:10

Мифы, воплощенные в реальность (ВИДЕО)

ИА YakutiaMedia предлагает совершить экскурсию по Музею музыки и фольклора народов Якутии (6+)
Мария Корнилова Виолетта Баскарова
Мария Корнилова
Фото: Виолетта Баскарова

Когда звучал табык, зачем ударяли об землю дьагой, почему сохраняются древние хомусы, а кырыымпа нет? Ответы на эти вопросы можно найти, посетив Музей музыки и фольклора народов Якутии. ИА YakutiaMedia предлагает совершить небольшую экскурсию с главным научным сотрудником по музейно-образовательной деятельности музея (6+) Марией Корниловой.

Русско-Азиатский банк

Русско-Азиатский банк. Фото: Музей музыки и фольклора

Музей музыки и фольклора народов Якутии (6+) впервые открыл свои двери для посетителей в январе 1990 года. При этом он носил статус общественного музея и располагался в историческом здании Русско-Азиатского банка в Якутске (сейчас там находится "Алмазэргиэнбанк", — прим. авт.) Но уже через год вышел приказ Министерства культуры Якутии о наделении музея статусом республиканского, через некоторое время он вошел в Реестр государственных учреждений культуры.

Сегодня музей размещается в небольшом по площади помещении, в нем размещены основные экспонаты, рассказывающие о мифах и фольклоре северных народов, которые тесно переплетены с их бытом и традициями.

Аиза Решетникова

Аиза Решетникова. Фото: Музей музыки и фольклора

Отметим, что создателем и бессменным директором музея является заслуженный работник культуры РФ, заслуженная артистка ЯАССР, лауреат премии Фонда Ирины Архиповой, кандидат исторических наук Аиза Решетникова.

— Почему экспозиция начинается с показа карты вселенной?

Карта вселенной

Карта вселенной. Фото: Виолетта Баскарова

Узнать, как представляли древние якуты вселенную, важно для понимания их традиций и фольклора. Тем более мифы – это неотъемлемая часть фольклора. Карта вселенной разделена на три мира: верхний, средний и нижний, и каждый из них состоит из нескольких ярусов. Есть еще не менее интересный экспонат "Земля времен первотворения". По представлению северных народов первый человек на Земле был великаном. Более подробно узнать, как был устроен мир, можно, посмотрев научно-популярные и анимационные фильмы. Для этого в выставочном зале музея есть демонстрационное оборудование и диски.

Карта мироздания

Карта мироздания. Фото: Виолетта Баскарова

Тему вселенной продолжает другая карта, созданная по мотивам Олонхо Платона Ойунского "Ньургун Боотур Стремительный". Она также делит мир на три части, но особенность этого экспоната заключается в том, что в ней описаны названия всех божеств и злых духов.

— Кто изготовил эти экспозиции?

— Мы специально заказываем. Например, макет "Земля времен первотворения" сделал специально для музея художник Петр Бояркин.

— У вас вижу есть макеты могил. Почему у якутов были наземные захоронения?

— Вот с этого вопроса начинается показ следующей экспозиции. Она посвящена типам захоронения. У якутов существовало три типа. Самый архаичный – арангас.

Типы захоронений

Типы захоронений. Фото: Виолетта Баскарова

Его возводили на четырех столбах. Второй тип – чардат. Это тоже наземное сооружение. Строили небольшой дом, внутрь над землей помещали гроб с телом. Потом сооружение ограждали. Надземные захоронения строили, чтобы души умерших как можно быстрее попадали в Верхний мир. Третий тип захоронения появился уже после христианизации – хоронили уже под землей.

— Какие разделы еще есть в музее, чему они посвящены?

— Следующий раздел посвящен шаманизму. Здесь представлена фигура шамана. Правда, это не настоящий шаман, а образ главного героя якутской оперы Литинского "Красный шаман", который был поставлен по поэме Платона Ойунского. Эту роль в свое время прекрасно исполнил артист Лазарь Сергучев. Здесь стоит его фигура в сценическом костюме.

Экспозиция музея

Экспозиция музея. Фото: Музей музыки и фольклора

Бубен для шамана считался конем, а колотушка – кнутом, с помощью которых он перемещался с верхнего мира в нижний.

Еще у нас есть интересный экспонат – картина с изображением шамана, известного не только художника, но и мастера музыкальных инструментов, либретиста, танцора Иоакима Избекова. Его фигура также у нас есть в музее.

Следующая часть экспозиции посвящена героическому эпосу Олонхо. Когда мы только переехали сюда, еще в пустое помещение, мы задумались, как наиболее ярко и полно отразить эпос. И придумали диораму, по которой могли бы передвигаться куклы. Для этого изготовили магнитные фигурки героев Олонхо и металлические пластины на диораме. Но она оказалась большой и неприспособленной для передвижения фигур.

— Что за сюжетные экспонаты здесь представлены?

— Отмечу, что их нам помогали делать и художники, и студенты. Они демонстрируют сюжеты Олонхо. Примечательно, что они также отражали реальные обычаи якутов.

Сюжеты Олонхо

Сюжеты Олонхо. Фото: Виолетта Баскарова

Например, если женщина рожала сына-богатыря, ее муж должен был успеть подхватить малыша на руки, в противном случае ребенок мог убежать и вырасти без присмотра.

Сюжеты Олонхо

Сюжеты Олонхо. Фото: Виолетта Баскарова

Или вот еще, незамужние девушки собирались в доме у недавно родившей женщины, садились вокруг у очага, распускали волосы и начинали смеяться, и та, чей самый громкий смех услышит Айыы, выходила замуж.

— А для чего музею видеодиски?

— Наш музей посвящен не только фольклору, но и музыке, а ее не воплотишь в экспонате. Фильмы помогают не только увидеть, но и услышать, то есть наиболее полно получить представление о культуре и традициях народов Якутии.

Например, у нас есть научно-популярный фильм "Якутская свадьба. 19 век", а также анимационный фильм "Ньургун Боотур Стремительный". Он сперва появился на русском языке, потом в 2012 году к Играм "Дети Азии" был переведен на пять языков. В 2015 году уже на якутском языке вышел по многочисленным просьбам сородичей. Получается, что герои фильма говорят на семи языках.

Занятия со школьниками

Занятия со школьниками. Фото: Музей музыки и фольклора

Потом по программе "Музыка для всех" мы приобрели диск "Князь Игорь и хан Кончак. Враги или родственники". Помню, на презентацию диска пришли школьники, и после просмотра фильма они сказали: "Оказывается, это тот Игорь! Когда мы читали "Слово о полку Игореве", мы вообще не понимали". То есть подобные видео помогают осваивать учебную программу.

Олонхо Ньургун Боотур

Олонхо Ньургун Боотур. Фото: Музей музыки и фольклора

Также есть много дисков с классической музыкой. Дети учатся слушать оперу. Например, есть замечательный диск с оперой "Травиата". Кроме того, есть диск, который знакомит с тремя стилями пения Олонхо. Это мастер-класс выдающегося учителя Олонхо Николая Прокофьевича Тимофеева. По этому фильму можно научиться самому издавать кылысах и петь тойук.

Еще есть новый видео-экспонат "Ууран иис". Он появился в конце 2016 года. Это мастер-класс народной мастерицы Светланы Ивановны Петровой. Можно научиться вышивать узоры. На диске еще есть электронный вариант ее двух книг.

— Диски по какому-то принципу собирались?

— Некоторых из них мы сами заказываем. Допустим, к 9 Мая мы подготовили фильм "Музыкальная жизнь Якутии в годы войны", который основан на воспоминаниях Февронии Алексеевны Баишевой.

В прошлом году вышел фильм про Айыы Уола. Он был известен в 2000-х годах. О нем создан документальный фильм с воспоминаниями друзей, родственников, кадрами его концертов.

Есть диск, созданный в рамках проекта по сохранению и развитию эпических фольклорных традиций эвенов. Специально пригласили наших эвенов и из Хабаровска, именно сказителей. Записывали их в течение недели прямо здесь, в музее. С ними были их ученики, которые в последний день записи показали свое мастерство.

Фильм о музыкальных инструментах саха мы создали в 2015 году.

— А их посетители музея сами могут выбрать для просмотра?

— Да. У нас есть экран и оборудование для этого. Но мы обычно с программой "Дорога к прекрасному" выезжаем в улусы, показываем в школах и детсадах. Также проводим тематические лекции, концерты, устраиваем игры народов Севера. Детям и даже взрослым нравится.

— То есть вы сотрудничаете с клубами?

— Да, с управлениями культуры и образования муниципалитетов. Частных приглашений много, со студентами работаем. У нас специальный график есть, мы почти каждую неделю выезжаем и показываем.

— Как экспонаты попадают в ваш музей?

— Часть мы сами приобретаем, а что-то там приносят в дар.

— Как вы определяете их ценность?

Фигура тойуксута, стол и сундук

Фигура тойуксута, стол и сундук. Фото: Виолетта Баскарова

Есть экспертная комиссия. У нас замечательный главный хранитель – кандидат исторических наук Елена Борисовна Степанова. Она очень хорошо подбирает экспонаты. Вот стол 18 года прошлого века, его изготовил мастер Иннокентий Иванович Сивцев из Чурапчинского улуса. А вот сундучок 1901 или 1910 года. Самый первый экспонат – это пиджак Генриха Ильича Литинского, композитора, автора оперы "Ньургун Боотур Стремительный". Его подарила нам вдова Роза Давыдовна Рам.

— Расскажите о музыкальных инструментах

— Мы всегда спрашиваем посетителей: "Какие музыкальные инструменты вы знаете?" Все отвечают: хомус или шаманский бубен. А перед нашей витриной с музыкальными инструментами замолкают, потому что музыкальная культура якутов не ограничивается только хомусом и бубеном шамана. Правда, многие представленные здесь инструменты изготовлены в середине прошлого века и воссозданы по историческим материалам или воспоминаниям. Древние хомусы сохранились, так как были изготовлены из металла, а вот кырыымпа, дьага и шумовые инструменты делали из дерева и шкур животных, поэтому они сгнивали или засыхали.

Иоаким Избеков

Иоаким Избеков. Фото: Виолетта Баскарова

Например, дьага – встряхиваемый, шумовой инструмент, считался ритуальным. Им ударяли об землю, чтобы вызвать дождь. Согласно мифологии якутов, земля – женщина, небо – мужчина. Дьагой стучали о землю, чтобы дождь оплодотворил землю. Наши предки были скотоводами, поэтому хотели, чтобы был хороший травостой, чтобы коровы перезимовали.

Руками мастера Избекова также создан кюпсюр. Это ударный инструмент. Еще есть дьологой кюпсюр: выдолбленное бревно имело дыру в виде дупла и обтягивалось с двух сторон кожей и били по нему колотушками. Было такое понятие, что кюпсюр должен быть сделан из дерева, куда попала молния. Почему молния ударяет в определенное дерево? Потому что через дупло выглядывает злой дух, тогда сверху добрые божества били по нему молнией.

чардат кюспюр

чардат кюспюр. Фото: Виолетта Баскарова

Другой ударный инструмент – чардат кюспюр, который делали в виде большого барабана с восьмигранным коробом на ножках. Для него специально строили помост и били по нему, когда созывали на праздник Ысыах. Его звуки далеко разносились.

Музыкальные инструменты

Музыкальные инструменты. Фото: Виолетта Баскарова

Еще есть кюпсюр, изготовленный в 60-х годах мастером Прокопием Слепцовым. Он надевается на шею, по нему бьют с двух сторон колотушкой. Его же руками сделана кырыымпа (струнный, щипковый инструмент) или еще его называют кылысах. Раньше охотники тетиву для лука делали из конских волос, и при трении тетива издавала звук кылысах, который есть только у якутов. Поэтому первоначально инструмент так и назывался. Струны для него изготавливали только из конского волоса. Кырыымпа стали называть позже. Сейчас мастер Руслан Габышев создает кырыымпа разных форм и звучания.

В 80-е годы музыкальные инструменты делали Мария и Василий Мохначевские из Горного улуса. Но при жизни у них не было мастерской. Они дома делали для оркестров, создаваемых в те годы. Участвовали в конкурсах, получали хорошие призы. Их работы составляют часть нашей экспозиции.

— А табык тоже является музыкальным инструментом?

Табык

Табык. Фото: Виолетта Баскарова

Табык – ритуальный ударный инструмент. Он также имеет разные типы и соответственно разное предназначение. Большой табык делали из шкуры животного и натягивали его на два столба. И звучал он только три раза: били по нему колотушкой при рождении сына, когда он женился и в последний раз, когда мужчина умирал. После смерти хозяина шкуру снимали, сворачивали и отдавали шаману, чтобы он спрятал его в потайное место.

Талба табык. На каркасе из тальниковых прутьев должны натягивали нечетное количество шкурок небольших по размерам животных. Раньше, когда выбирали шамана, люди дарили избраннику шкурки мелких животных, а хранить их было лучше в распяленном виде. Потом, когда шаман входил в транс, он мог, по преданиям, войти в образ одного из этих животных и помочь, например, в поиске пропавшей коровы.

Существует разновидность табыка, по которому бьют с двух сторон. Он относительно небольшого размера и внутри него помещают металлические пластины, которые звенят при ударе.

Погремушки

Погремушки. Фото: Виолетта Баскарова

Есть инструменты, связанные с обиходом. Допустим, сиксири, сделаны из рога и копыта коровы. Сейчас это детские инструменты. А в древности они как погремушки использовались. Это эвенкийские инструменты.

— Вы планируете расширяться?

— Планируем переехать в здание бывшей мужской прогимназии на ул. Кулаковского. Там хотим открыть залы для народных игр и танцев, а также концертный зал. О нем Аиза Петровна мечтает уже давно. Здание имеет два этажа, у нас уже все распланировано. У нас там будут экспонаты, посвященные культуре не только якутов, но всех малочисленных народов, проживающих в Якутии, и русских старожилов. Нужны только деньги на переезд и реставрацию.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Золотые купола Якутска