Когда звучал табык, зачем ударяли об землю дьагой, почему сохраняются древние хомусы, а кырыымпа нет? Ответы на эти вопросы можно найти, посетив Музей музыки и фольклора народов Якутии. ИА YakutiaMedia предлагает совершить небольшую экскурсию с главным научным сотрудником по музейно-образовательной деятельности музея (6+) Марией Корниловой.
Русско-Азиатский банк. Фото: Музей музыки и фольклора
Сегодня музей размещается в небольшом по площади помещении, в нем размещены основные экспонаты, рассказывающие о мифах и фольклоре северных народов, которые тесно переплетены с их бытом и традициями.
Аиза Решетникова. Фото: Музей музыки и фольклора
— Почему экспозиция начинается с показа карты вселенной?
—
Карта вселенной. Фото: Виолетта Баскарова
Карта мироздания. Фото: Виолетта Баскарова
— Кто изготовил эти экспозиции?
— Мы специально заказываем. Например, макет "Земля времен первотворения" сделал специально для музея художник Петр Бояркин.
— У вас вижу есть макеты могил. Почему у якутов были наземные захоронения?
— Вот с этого вопроса начинается показ следующей экспозиции. Она посвящена типам захоронения. У якутов существовало три типа. Самый архаичный – арангас.
Типы захоронений. Фото: Виолетта Баскарова
— Какие разделы еще есть в музее, чему они посвящены?
— Следующий раздел посвящен шаманизму. Здесь представлена фигура шамана. Правда, это не настоящий шаман, а образ главного героя якутской оперы Литинского "Красный шаман", который был поставлен по поэме Платона Ойунского. Эту роль в свое время прекрасно исполнил артист Лазарь Сергучев. Здесь стоит его фигура в сценическом костюме.
Экспозиция музея. Фото: Музей музыки и фольклора
Еще у нас есть интересный экспонат – картина с изображением шамана, известного не только художника, но и мастера музыкальных инструментов, либретиста, танцора Иоакима Избекова. Его фигура также у нас есть в музее.
Следующая часть экспозиции посвящена героическому эпосу Олонхо. Когда мы только переехали сюда, еще в пустое помещение, мы задумались, как наиболее ярко и полно отразить эпос. И придумали диораму, по которой могли бы передвигаться куклы. Для этого изготовили магнитные фигурки героев Олонхо и металлические пластины на диораме. Но она оказалась большой и неприспособленной для передвижения фигур.
— Что за сюжетные экспонаты здесь представлены?
— Отмечу, что их нам помогали делать и художники, и студенты. Они демонстрируют сюжеты Олонхо. Примечательно, что они также отражали реальные обычаи якутов.
Сюжеты Олонхо. Фото: Виолетта Баскарова
Сюжеты Олонхо. Фото: Виолетта Баскарова
— А для чего музею видеодиски?
— Наш музей посвящен не только фольклору, но и музыке, а ее не воплотишь в экспонате. Фильмы помогают не только увидеть, но и услышать, то есть наиболее полно получить представление о культуре и традициях народов Якутии.
Например, у нас есть научно-популярный фильм "Якутская свадьба. 19 век", а также анимационный фильм "Ньургун Боотур Стремительный". Он сперва появился на русском языке, потом в 2012 году к Играм "Дети Азии" был переведен на пять языков. В 2015 году уже на якутском языке вышел по многочисленным просьбам сородичей. Получается, что герои фильма говорят на семи языках.
Занятия со школьниками. Фото: Музей музыки и фольклора
Олонхо Ньургун Боотур. Фото: Музей музыки и фольклора
Еще есть новый видео-экспонат "Ууран иис". Он появился в конце 2016 года. Это мастер-класс народной мастерицы Светланы Ивановны Петровой. Можно научиться вышивать узоры. На диске еще есть электронный вариант ее двух книг.
— Диски по какому-то принципу собирались?
— Некоторых из них мы сами заказываем. Допустим, к 9 Мая мы подготовили фильм "Музыкальная жизнь Якутии в годы войны", который основан на воспоминаниях Февронии Алексеевны Баишевой.
В прошлом году вышел фильм про Айыы Уола. Он был известен в 2000-х годах. О нем создан документальный фильм с воспоминаниями друзей, родственников, кадрами его концертов.
Есть диск, созданный в рамках проекта по сохранению и развитию эпических фольклорных традиций эвенов. Специально пригласили наших эвенов и из Хабаровска, именно сказителей. Записывали их в течение недели прямо здесь, в музее. С ними были их ученики, которые в последний день записи показали свое мастерство.
Фильм о музыкальных инструментах саха мы создали в 2015 году.
— А их посетители музея сами могут выбрать для просмотра?
— Да. У нас есть экран и оборудование для этого. Но мы обычно с программой "Дорога к прекрасному" выезжаем в улусы, показываем в школах и детсадах. Также проводим тематические лекции, концерты, устраиваем игры народов Севера. Детям и даже взрослым нравится.
— То есть вы сотрудничаете с клубами?
— Да, с управлениями культуры и образования муниципалитетов. Частных приглашений много, со студентами работаем. У нас специальный график есть, мы почти каждую неделю выезжаем и показываем.
— Как экспонаты попадают в ваш музей?
— Часть мы сами приобретаем, а что-то там приносят в дар.
— Как вы определяете их ценность?
—
Фигура тойуксута, стол и сундук. Фото: Виолетта Баскарова
— Расскажите о музыкальных инструментах
— Мы всегда спрашиваем посетителей: "Какие музыкальные инструменты вы знаете?" Все отвечают: хомус или шаманский бубен. А перед нашей витриной с музыкальными инструментами замолкают, потому что музыкальная культура якутов не ограничивается только хомусом и бубеном шамана. Правда, многие представленные здесь инструменты изготовлены в середине прошлого века и воссозданы по историческим материалам или воспоминаниям. Древние хомусы сохранились, так как были изготовлены из металла, а вот кырыымпа, дьага и шумовые инструменты делали из дерева и шкур животных, поэтому они сгнивали или засыхали.
Иоаким Избеков. Фото: Виолетта Баскарова
Руками мастера Избекова также создан кюпсюр. Это ударный инструмент. Еще есть дьологой кюпсюр: выдолбленное бревно имело дыру в виде дупла и обтягивалось с двух сторон кожей и били по нему колотушками. Было такое понятие, что кюпсюр должен быть сделан из дерева, куда попала молния. Почему молния ударяет в определенное дерево? Потому что через дупло выглядывает злой дух, тогда сверху добрые божества били по нему молнией.
чардат кюспюр. Фото: Виолетта Баскарова
Музыкальные инструменты. Фото: Виолетта Баскарова
В 80-е годы музыкальные инструменты делали Мария и Василий Мохначевские из Горного улуса. Но при жизни у них не было мастерской. Они дома делали для оркестров, создаваемых в те годы. Участвовали в конкурсах, получали хорошие призы. Их работы составляют часть нашей экспозиции.
— А табык тоже является музыкальным инструментом?
—
Табык. Фото: Виолетта Баскарова
Талба табык. На каркасе из тальниковых прутьев должны натягивали нечетное количество шкурок небольших по размерам животных. Раньше, когда выбирали шамана, люди дарили избраннику шкурки мелких животных, а хранить их было лучше в распяленном виде. Потом, когда шаман входил в транс, он мог, по преданиям, войти в образ одного из этих животных и помочь, например, в поиске пропавшей коровы.
Существует разновидность табыка, по которому бьют с двух сторон. Он относительно небольшого размера и внутри него помещают металлические пластины, которые звенят при ударе.
Погремушки. Фото: Виолетта Баскарова
— Вы планируете расширяться?
— Планируем переехать в здание бывшей мужской прогимназии на ул. Кулаковского. Там хотим открыть залы для народных игр и танцев, а также концертный зал. О нем Аиза Петровна мечтает уже давно. Здание имеет два этажа, у нас уже все распланировано. У нас там будут экспонаты, посвященные культуре не только якутов, но всех малочисленных народов, проживающих в Якутии, и русских старожилов. Нужны только деньги на переезд и реставрацию.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: