Альтернативная концепция по созданию промышленно-логистического кластера "Якутский индустриальный парк" была представлена на совещании в Москве. Суть ее заключается в обустройстве близ станции "Правая Лена" в поселке Нижний Бестях целого ряда промышленных и сервисных предприятий, а также перевалочного речного порта мощностью до 20 млн тонн грузов в год, сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на официальный сайт главы Якутии.
Разработанная специалистами Волжской государственной академии водного транспорта совместно с ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" концепция, по мнению авторов даст дальнейшее развитие Якутской городской агломерации и появление рядом со столицей республики промышленного города-спутника. Проект предполагает создание свыше семи тысяч рабочих мест. Одним из главных итогов станет максимальная загрузка железной дороги БАМ — Нижний Бестях.
Как заявил на совещании главный инженер ОАО "Железные дороги Якутии" Александр Курчатов, после ввода транспортного терминала в Нижнем Бестяхе в постоянную эксплуатацию расходы на содержание железной дороги возрастут. Поэтому нужно стремиться к максимально возможным объемам перевозки грузов. Первый заместитель гендиректора ОАО "ЛОРП" Сергей Игнатенко заявил, что соседство железной дороги и речного порта позволит в будущем организовать в Нижнем Бестяхе модернизированный судостроительный завод.
Презентовавший концепцию доцент кафедры управления транспортом Волжской госакадемии водного транспорта Сергей Железнов подчеркнул, что сырьевые ресурсы центральной Якутии располагают к созданию на правом берегу Лены производств по выпуску облагороженного угля, топливных брикетов, стройматериалов, металлических изделий на основе переработки металлолома, пиломатериалов, цветных металлов. Концепцию предлагается превратить в проект и реализовать на основе механизмов государственно-частного партнерства с привлечением средств ВЭБа. Заявленный разработчиками срок окупаемости такого проекта может составить от 10 до 13 лет, в зависимости от экономической конъюнктуры.
Однако далеко не все участники совещания поддержали предлагаемую концепцию. Генеральный директор ОАО "Еловское-Трансстрой" Александр Дудников выразил свои сомнения по поводу целесообразности возведения речного порта, поскольку перевозки по реке имеют лишь сезонный характер, а берегоукрепление и строительство причальной набережной окажется чрезвычайно затратным. А председатель совета директоров ОАО "Транспортно-логистический центр" Александр Аммосов дал понять, что "идея с индустриальным кластером дублирует уже начатую его предприятием работу". По его мнению, острой необходимости строить речной порт нет, а свободные площади для размещения производственных объектов уже имеются в распоряжении компании ТЛЦ. В поддержку развития проекта ТЛЦ выступил также генеральный директор ОАО "Республиканская инвестиционная компания" Петр Алексеев, назвав его более реальным и привлекательным, в том числе с точки зрения участия инвесторов.
Председатель правительства Якутии Галина Данчикова при обсуждении заняла нейтральную позицию. Она считает, что идея создания промышленного кластера в целом неплохая, но требует дополнительной проработки, в том числе с учетом уже имеющихся проектов. По ее мнению, строительство речного порта на правом берегу может быть оправдано только в случае отказа от возведения мостового перехода через Лену.
Подводя итоги совещания, глава республики сделал вывод, что пока все потенциальные участники формирования транспортно-логистического узла в Нижнем Бестяхе руководствуются лишь решением своих узких задач, тогда как в данном случае нужен комплексный подход. Исходя из этого Егор Борисов поручил еще раз просчитать все варианты, объемы, при необходимости создать консорциум и к концу января разработать и представить на рассмотрение новый объединенный проект, чтобы далее принимать решение по привлечению инвестиций. "Нижний Бестях уже определен городом-спутником Якутска. Минтранс занимается подготовкой концепции создания кратчайшего транспортного коридора из Азии в Европу через Севморпуть. Если мы не создадим в Нижнем Бестяхе производства, то нет смысла вообще вести дальнейший разговор",— подчеркнул Борисов.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Первый товарный поезд пришел на железнодорожную станцию "Нижний Бестях" в Якутии
Первый пассажирский поезд отправился со станции Томмот 10 лет назад в Якутии
Строительство железной дороги Якутск – Хонуу – Магадан начнется в 2016 году
Нижний Бестях станет городом-спутником Якутска
На железной дороге в Якутии с рельсов сошли два товарных вагона