В связи с изменениями в законодательстве этой осенью существенно сократится количество автошкол, зато повысится качество обучения. С начала года водители, чей стаж составляет менее года, совершили 46 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли семь человек и 59 пострадали. За этот же период в прошлом году по вине водителей-новичков произошло 68 аварий, погибли 11 человек, пострадали 88. Корр ИА YakutiaMedia встретилась с заместителем начальника Управления ГИБДД МВД РФ по РС (Я) полковником полиции Львом Рабиновичем и поговорила о дорожно-транспортной обстановке в Якутии и изменениях, которые ожидают автолюбителей.
С сентября поменялось законодательство в отношении автошкол. Теперь ГИБДД будет принимать участие в переаттестации автошкол. "О каком качестве обучения можно говорить, если на один автодром приходится четыре или пять автошкол, и все арендуют этот клочок земли? Думаю, количественно их теперь станет меньше, но качество должно существенно улучшиться. По каждому ДТП, совершенному водителем со стажем менее трех лет, мы проводим проверку. Это делается и для того, чтобы в автошколе, где этот человек обучался, разобрались: как проходила подготовка, кто принимал экзамен? Нередко граждане жалуются, что инспекторы принимают экзамены слишком строго, порой кандидату приходится и по пять раз пересдавать. Однако, это вовсе не придирки, наши сотрудники делают все в соответствии с требованиями, а вот к тем, кто обучил курсанта так, что тот не может сдать экзамен (хотя в автошколе "выпускной" экзамен он сдал!) как раз и должны возникать вопросы и претензии. В СМИ мы выкладываем полный анализ работы всех автошкол, привязывая это к состоянию аварийности на дорогах", - сказал заместитель начальника Управления ГИБДД МВД РФ по РС (Я).

Количество автошкол уменьшится, но вырастет качество обучения в Якутии, Тематическая иллюстрация. Фото: Автор фото: Ланин Сергей, PrimaMedia
Ситуация на дорогах столицы и республики
С начала года в Якутске произошло 317 дорожно-транспортных происшествий, в которых погиб 31 человек, травмы различной тяжести получил 350 человек. За этот же период прошлого года произошло 305 ДТП, где погибли 26 человек, 359 - были ранены.В целом по республике с начала года произошло 707 ДТП, в результате которых погибли 102 человека, пострадали 887. Число ДТП - на уровне прошлого года, отмечается снижение на 2,9% по количеству погибших и на 3,1% - по раненым. По сравнению с другими регионами ДВФО у нас, можно сказать, отмечается положительная динамика.
"С каждым днем количество транспорта у нас возрастает, особенно это заметно по Якутску. При этом улично-дорожная сеть, к сожалению, у нас осталась та же, хотя она и имеет более качественное покрытие, по сравнению с прошлыми годами. Несмотря на новую систему управления светофорными объектами, расширение дорог, у нас в последние годы появилась тенденция возникновения автомобильных пробок. Количество транспортных средств значительно увеличилось, что говорит о росте благосостояния жителей города. Водительский состав у нас тоже меняется, выросло число женщин за рулем. Если смотреть по статистике - 310 тысяч ТС зарегистрировано в нашем субъекте - получается, что у каждого третьего жителя республики имеется автомобиль", - говорит Лев Рабинович.
ДТП в состоянии алкогольного опьянения
По словам полковника, один из серьезных факторов, влияющих на безопасность дорожного движения, это - несоблюдение ПДД. Среди особенно грубых нарушений следует отметить вождение в состоянии алкогольного опьянения, нарушение скоростного режима, правил проезда перекрестков, регулируемых и нерегулируемых пешеходных переходов, а также нарушение правил перевозки людей, в частности - детей.
Если посмотреть по административным материалам, которые составляют сотрудники Госавтоинспекции по всей республике, то на сегодняшний день ими составлено более 172 600 административных материалов на участников дорожного движения за различные нарушения ПДД. Из них 6800 были задержаны нетрезвыми за рулем, 1375 - в состоянии алкогольного опьянения были задержаны повторно. Это на 150 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года.
"При анализе ДТП можно прийти к выводу, что даже после лишения прав водители продолжают в отдельных случаях управлять ТС, в том числе и повторно - в состоянии АО. Сейчас, когда водитель лишается прав, водительское удостоверение остается у него на руках. Срок лишения у него будет исчисляться после того, как он придет в ГИБДД и сдаст свое водительское удостоверение. Является ли он в суд или не является, решение уже вступило в силу. Если есть решение суда ограничить права гражданина, оно обязано выполняться", - комментирует полковник полиции. Также на дорогах регистрируется большое количество нетрезвых водителей-женщин. Если раньше один-два случая были сродни чрезвычайному происшествию, то сегодня такие факты уже никого не удивляют", - комментирует Лев Рабинович.
С января этого года по нынешнее время в Якутске по вине пьяных водителей произошло 28 дорожно-транспортных происшествий, где погибло два человека, ранен – 31. За аналогичный период 2013 года нетрезвые водители совершили 36 ДТП, жертвами стали три человека, было ранено 47.По республике в целом в состоянии алкогольного опьянения аварии совершили 97 человек, погибли 16, ранены 123 человека. За аналогичный период 2013 года было зарегистрировано 112 ДТП, погибли 18 человек, ранены 154.
Проблемные участки дорог в Якутске
На сегодняшний день проблемными местами являются участки с кольцевым движением – по Вилюйскому тракту и по дороге в аэропорт. По словам Льва Рабиновича, люди еще не привыкли к кольцевому движению. На перекрестках серьезных ДТП с пострадавшими мало, в основном они носят материальный характер, то есть "страдают" транспортные средства. Особого внимания требует перекресток улиц Кальвица-Дзержинского: во-первых, он большой; во-вторых, расстояние от одной полосы до другой - значительное. Тем не менее, он выполнен со всеми требованиями государственных стандартов по организации дорожного движения. Сложным участком является и пересечение улиц Лермонтова – Дзержинского, где имеется "отсечка" левого поворота. Многие водители по привычке часто выезжают прямо в центр перекрестка, тем самым преграждая дорогу другому транспорту. Проблемной улицей является также вся улица Пояркова - на ней нередко водители превышают скорость. Нарушения скоростного режима отмечаются чаще на магистральных улицах – на Покровском тракте, на Автостраде 50 лет Октября, на улице Чернышевского, несмотря на имеющееся ограничения скорости и установленный камеры фото и видеофиксации. "Касаемо мотоциклистов, хочется отметить, что более дисциплинированными являются водители "серьезных" транспортных средств, среди них мало кого увидишь без шлема. Нарушает чаще всего молодежь, которая гоняет на мокиках и скутерах без прав и средств защиты. С ними мы боремся, но здесь очень важна поддержка родителей, которые прежде, чем купить сыну или дочери мопед или скутер, должны подумать о последствиях такого "подарка". Мы сотрудничаем с общественными образованиями байкеров, проводим с ними мероприятия, даже видеоролик вместе сняли", - говорит Лев Рабинович.
ДТП с участием детей
"Нас весьма беспокоят детские ДТП. На данный период имеются два случая гибели детей: это случай, произошедший в мае на улице Ломоносова в районе детского сада, и случай на улице Ойунского, где погиб грудной ребенок. Подобные происшествия - это не только трагедия для родных и близких, но и для нас. Исключительное внимание мы уделяем профилактике детского травматизма, огромные усилия направляем на весь комплекс профилактических мероприятий, проводимых в школах и детских садах. Работы выполняется много, но от одной Госавтоинспекции далеко не все зависит. Немаловажна ответственность участников движения", - говорит Лев Рабинович. Целенаправленная работа ведется по выявлению нарушений правил перевозки детей, сведения о грубых нарушениях контроля со стороны родителей передаются в инспекцию по делам несовершеннолетних. Как рассказывает полковник полиции, имеется объемное соглашение между управлением Госавтоинспекции и Министерством образования, где на год вперед расписаны все профилактические мероприятия – сезонные, связанные с климатическими факторами, с каникулами и т.д. В начале учебного года во всех школах республики было проведено обследование – проверено наличие разметки, дорожных знаков и т.д. Серьезные проблемы в этом плане в сельских районах, где нет необходимого освещения, тротуаров, ограждений. Сотрудники Госавтоинспекции дают рекомендации родителям по составлению схем безопасного маршрута для детей в школу и из школы.
По статистке с начала года на сегодняшний день в Якутске произошло 49 ДТП с участием детей до 16 лет, погибло двое детей, ранено 51. За аналогичный период 2013 года случилось 34 дорожно-транспортных происшествия, ранено 40, погибших детей в прошлом году не было. По республике произошло 96 ДТП с участием несовершеннолетних, ранено 107, погибли двое. За аналогичный период 2013 года – 90 автоаварий с детьми, в прошлом году погибли четыре ребенка, было ранено 104 несовершеннолетних.
Техническое оснащение сотрудников ДПС и электронная очередь
Как рассказывает Лев Рабинович, в плане технического обеспечения службы поддержка оказывается полностью. Все подразделения республики имеют алкотестеры и приборы контроля скорости, которые проходят своевременную поверку. Для этого существует целое подразделение инженеров по спецтехнике, также есть надзорные органы, которые осуществляют проверку их работы.
"Поверки проходят в зависимости от мощности самого прибора – есть на года, есть на два. Обычно срок действия алкотестера ограничивается двумя годами. Ни один алкотестер с просроченным сроком поверки не эксплуатируется. Если есть погрешности, то средство списывается. У нас есть определенный запас этих приборов, если возникают проблемы, мы делаем замену. Приборы контроля скорости также проходят поверку специальной комиссией. Каждое нарушение по превышению скорости, зафиксированное на фото и видео, это документ, который выкладывается в федеральную информационную базу ГИБДД. С этим все очень строго", - сказал заместитель начальника ГИБДД.
"Электронная очередь" при регистрации транспортных средств работает, что облегчает задачу ГИБДД по приему граждан и сокращает время, затрачиваемое автовладельцами при регистрации. Правила регистрации ТС изменились - регистрационные знаки не сдаются, зарегистрировать транспортное средство можно без прежнего хозяина. Как сказал Лев Рабинович, все стало намного проще. Сложности же возникают при регистрации ТС, которые везут из других субъектов или стран – встречаются так называемы "двойники", "распилы", которые не подлежат эксплуатации на территории РФ.
Реконструкция дорог
При установлении скоростного режима на участках дороги проводится тщательный анализ ДТП, учитываются расположенность школ, пешеходные переходы, проводится анализ хронологии движения транспорта. Прежде, чем внести какие-либо изменения в дорожно-транспортную сеть, администрация города все согласовывает с Госавтоинспекцией. "Мы даем рекомендации по реконструкции дорог. Сейчас, когда идет активная застройка города, почему-то часто в последнюю очередь думают о том, где будут стоять машины. Должны быть созданы условия для нормальной парковки. Мы сами также вносим предложения после обследования улично-дорожной сети. Если меры не принимаются, то составляются административные материалы на должностных лиц, которые отвечают за улично-дорожную сеть, в известность ставится прокуратура. На самом деле, изменить, к примеру, тот же режим светофорных объектов очень сложно. Если мы начинаем сдвигать режим, то возрастет интенсивность на соседней дороге, которая может быть не приспособлена для такого количества транспорта".
СПРАВКА: РАБИНОВИЧ Лев Владимирович. Родился 11 января 1957 года в Якутске. Закончил Алданский политехникум, затем ЯГУ. В 2001 году успешно прошел подготовку на Высших академических курсах МВД в Москве по линии Госавтоинспекции. Полковник полиции Рабинович Лев Владимирович службу в органах внутренних дел начал 22 мая 1980 года в должности госинспектора ОГАИ ГОВД Якутска. В декабре 1988 года был назначен на должность старшего госавтоинспектора РЭО ГАИ, в марте 1991года – на должность начальника МРЭО ГИБДД МВД РС(Я). Проявив себя как грамотный, инициативный руководитель, в сентябре 1994 года был выдвинут на должность начальника отдела регистрационно-экзаменационной работы Управления Госавтоинспекции МВД РС(Я). В период с 2008 по 2011 год возглавлял дорожно-патрульную службу. В 2011 году вновь вернулся в отдел регистрационно- экзаменационной работы и технического надзора, затем возглавил Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел ГИБДД. С 2013 года – заместитель начальника Управления ГИБДД МВД по РС(Я). Общий стаж работы Льва Владимировича в органах внутренних дел насчитывает без малого 35 лет.