YakutiaMedia, 29 ноября. Построение вертикали и горизонтали по линии Академия, университет, гимназия, бизнес — это призыв к созданию целостной национальной системы воспитания интеллектуальной элиты и обеспечения научно-технологического суверенитета. Это создает социальный лифт для талантливых молодых людей, площадку и трамплин для достижения вершин мировой науки. Уделяя огромное внимание школьникам, лицеистам и студентам, мы видим, как развивается наша жизнь, и должны обратить внимание на эту вертикаль, начиная с наших детей, посещающих детские сады, сказал генеральный директор ФИЦ "Якутский научный центр СО РАН", академик РАН Михаил Лебедев в рамках совместной панельной сессии федерального форума "Цифровой алмаз" (18+), "Северного Форума устойчивого развития" (18+) "Образовательная вертикаль для Арктики: от школы до науки — путь к технологическому лидерству". Об этом сообщает ИА YakutiaMedia.
"Стратегия Северного форума и Цифрового алмаза нацелена на продвижение и решение важных задач, стоящих перед Арктической зоной Российской Федерации. Этот вызов, несомненно, имеет комплексный характер. Особое внимание к образовательной вертикали, которое мы наблюдаем сегодня, также имеет большое значение, и мое участие в этой сессии представляется вполне закономерным. Еще в 1991 году академик Владимир Петрович Ларионов предложил и согласовал мой переход в систему выпускного курса университета для заведования кафедрой машиноведения. В то время кафедра машиноведения ставила перед собой основную цель — обучение студентов основным дисциплинам, начиная с теоретической механики, сопротивления материалов, теории механизмов и машин, и заканчивая технологией машиностроения. В процессе работы я обнаружил, что для успешного изучения этих предметов необходимо восстановить знания по базовым школьным дисциплинам, таким как физика, математика, химия и биология. В итоге, мы разработали и внедрили программу, позволяющую выпускникам университета получить необходимые базовые знания по этим предметам, которые, безусловно, важны в любой сфере деятельности.
Переходя к теме образовательной вертикали, хочу вспомнить доклад президента Российской академии наук и президента нашей страны, где была сформулирована стратегическая идея восстановления триады: Академия-Университет— Гимназия, рассматриваемой как основа для возрождения целостной и преемственной системы образования и науки в России. Эта триада имеет богатую историю. В прошлом году мы отметили 300-летие Российской академии наук. В указе о создании Академии особое внимание уделялось гимназиям и университетам. Под университетами понимаются высшие учебные заведения, под гимназиями — школы повышенного уровня, а Академия наук является главным центром генерации новых знаний и технологий.
Петр Первый, создавая Академию наук, приглашал выдающихся ученых со всего мира. Работа в системе триады позволила познакомиться с выпускниками, учителями школ и гимназий, и способствовала становлению настоящих академиков. Хочу отметить пятерых лидеров: Петра Первого,Михаила Ломоносова, академиков Михаила Лаврентьева, Жореса Алферова и Геннадия Красникова. Я буду упоминать их всех, говоря о триаде Академия-Университет-Гимназия.
В XIX веке эта триада была очень эффективной. Можно отметить, что Лавуазье, Бекетов и Павлов работали в этой системе. Золотой век развития российской и советской науки пришелся на советское время, когда страна решала вопросы освоения космоса и атомных проектов. Академики Келдыш и Королев осуществили прорывные проекты, обеспечившие безопасность Советского Союза и Российской Федерации. Советский подход был успешным и включал достаточное финансирование университетов и Академии наук, которая играла генерирующую и координирующую роль.
Переходя к следующему этапу, хочу еще раз обратиться к Михаилу Лаврентьеву и его идее создания Сибирского отделения Российской Академии наук и физико-математической школы для подготовки талантливых детей, которые впоследствии становились студентами Новосибирского государственного университета и научными сотрудниками Сибирского отделения Академии наук СССР. Эта система оказалась устойчивой и продолжает функционировать.
В сложное переходное время 90-х годов Жорес Иванович видел, что предстоят трудные времена, и необходимо уделить серьезное внимание образовательной вертикали. Создание лицея на базе Физико-технического института в Санкт-Петербурге, работающего по схеме "лицей — университет — лаборатория академического института", было направлено на то, чтобы страна выдержала этот сложный период.
Построение вертикали и горизонтали по линии Академия, университет, гимназия, бизнес — это призыв к созданию целостной национальной системы воспитания интеллектуальной элиты и обеспечения научно-технологического суверенитета. Это создает социальный лифт для талантливых молодых людей, площадку и трамплин для достижения вершин мировой науки. Уделяя огромное внимание школьникам, лицеистам и студентам, мы видим, как развивается наша жизнь, и должны обратить внимание на эту вертикаль, начиная с наших детей, посещающих детские сады. Четырехлетний ребенок, как губка, впитывает информацию, и эта вертикаль должна работать уже на детсадовских площадках, — заключил Михаил Лебедев.