Несмотря на традиционно "низкий сезон" на рынке сбережений, в январе этого года ВТБ впервые за несколько лет зафиксировал высокую сберегательную активность населения. По итогам первого месяца объем рублевых сбережений розничных клиентов в банке вырос на 62 млрд рублей и приблизился к 6,3 трлн рублей.
Пиковая доходность по рублевым вкладам и накопительным счетам продолжала стимулировать спрос клиентов на сберегательные продукты даже в традиционный "тихий" месяц на рынке пассивов. Если в начале 2022 и 2023 годов россияне предпочитали забрать часть денег из банков, что отражалось на динамике портфеля средств физлиц, в 2024 году тенденция поменялась на прямо противоположную.
"Начало этого года на рынке сбережений выдалось нетипичным: несмотря на праздники, выходных стимулировали значительно выросшие ставки, которые, с большой долей вероятности, уже достигли своего "пика". На этом фоне стремление клиентов зафиксировать повышенную доходность, которую крупнейшие игроки предлагают как по "длинным", так и "коротким" инструментам, достаточно разумно", — прокомментировала начальник управления "Сбережения" ВТБ Наталья Тучкова.
Ранее ВТБ зафиксировал тенденцию по "удлинению" сроков пассивов розничными клиентами. Если в начале прошлого года почти 60% рублевых вкладов в банке были размещены на срок шесть месяцев, то к его концу их доля снизилась до 34%. Одновременно вырос интерес к долгосрочным продуктам: за год доля трехлетних депозитов увеличилась с 5 до 25%.
По оценкам экспертов банка, в ближайшее время спрос на долгосрочные депозиты будет сохраняться. Его будет поддерживать стабилизация ситуации на рынке вкладов, расширение горизонтов планирования клиентов, а также ожидаемое снижение ключевой ставки во второй половине 2024 года.