Воры и бездельники: как найти управу на безответственную управляющую компанию
07:30
Пока вы спали: цены на молоко и масло, эксплуатация SSJ-100, сложности продажи от КНР
07:30
Гороскоп на 2 декабря: Телец полагается на свое чутье, Водолей демонстрирует свою ценность
07:00
Сконы – закуска, которую гости сметут за считаные минуты
06:57
Чехов одной фразой вынес приговор всем женщинам старше 40 – глубокая обида обеспечена
05:15
Закуска "Остренькая штучка": фаршированный чернослив с необычным вкусом
1 декабря, 23:38
Ученые Якутии: Организация питания на Севере гораздо сложнее, чем в средней полосе России
1 декабря, 21:55
Подведение итогов фестиваля "Зима начинается с Якутии" прошло ТРИУМФально
1 декабря, 21:35
Состоялся праздничный концерт "Многообразие культур — величие Якутии"
1 декабря, 21:15
Стартовал I республиканский фестиваль национальных культур "Якутия многонациональная"
1 декабря, 20:50
В Якутии зажгли первые в стране новогодние елки
1 декабря, 20:45
В Якутии в ДТП погиб один человек, два пострадали
1 декабря, 20:03
1 ложка на колпачок — и плита как новая: за 5 минут от жира и нагара не осталось и следа
1 декабря, 19:07
Какими главными событиями запомним уходящую неделю - в обзоре ИА YakutiaMedia
1 декабря, 18:45
У вас большие дыры в знаниях, если не ответите хотя бы на 5 из 7 вопросов - ТЕСТ
1 декабря, 18:15

Реквием по мосту или кто пробежал между главой Якутии и вице-премьером Хуснуллиным?

Редакция ИА YakutiaMedia попыталась разобраться в вопросе строительства долгожданного Ленского моста
15 декабря 2020, 11:20 Политика #ЛенскийМост
Реквием по мосту или кто пробежал между главой Якутии и вице-премьером Хуснуллиным? ИА YakutiaMedia
Реквием по мосту или кто пробежал между главой Якутии и вице-премьером Хуснуллиным?
Фото: ИА YakutiaMedia

О строительстве Ленского моста якутяне мечтают давно. В свою очередь, глава Якутии Айсен Николаев, вступив в должность, пообещал жителям, что мостовой переход будет построен. Он пошёл на некоторые изменения в проекте, но работы были начаты уже этой весной. При этом был назначен куратор по нему, новый зампред иркутянин Дмитрий Бердников. Однако, что-то пошло не так... Редакция ИА YakutiaMedia попыталась разобраться в вопросе строительства Ленского моста. И узнала, что между Ил Дарханом и вице-премьером Маратом Хуснуллиным пробежал некто, переместив этот вопрос в неизвестность. 

Бурлак на Лене

Уходящий год принёс немало политических сюрпризов, в том числе, и не особо приятных для республики. Глава Якутии, как известно, с тех пор как возглавил республику, впрягся в постромки и тянет, как бурлак проект моста через реку Лену. Буквально, положил на это три года жизни, подключил всевозможные ресурсы от общественности до лоббистов. Было всё: оладьи на реке, камлания, осуохаи, челобитные каждый год. 

Страна к мосту относилась с известной прохладцей. Он, конечно, нужен, но вложений на него нужно много, а экономический эффект совершенно не очевиден. Николаев даже пошёл на очень дорогие компромиссы, согласившись удешевить его, отказавшись от железнодорожной составляющей,  и по сути ополовинил проект моста. В итоге достучался таки до сердца главного рулевого страны, который черкнул в ноябре прошлого года многозначное: "Ситуация созрела до реализации". Честно говоря, можно было написать: "Реализовать!", сэкономил бы чернила, а под Якутском ещё год назад закипела бы стройка…

Но тогда казалось достаточно и того, что есть. Хотя федеральных денег в бюджете страны ещё не поступило, но Николаев чтобы не терять времени в рекордные сроки сколотил консорциум в составе госкорпорации Ростех  и группы "ВИС", подписав с ними концессию. Мол, начнут пораньше на свои, а потом казна поможет.

И ведь почти всё получилось, даже самые ярые критики главы Якутии начали признавать, что хоть и человек играл на грани фола, но ставка сыграла. Но ближе к лету, когда стали прорисовываться истинные масштабы пандемии и маячить действительные потери экономики страны о Ленском мосте вдруг замолчали.

Работы компании ВИС на месте будущего моста. Март 2020 год

Работы компании ВИС на месте будущего моста. Март 2020 год. Фото: пресс-служба ВИС

Иллюзии моста

А не построенный мост между тем в Якутии уже жил самостоятельной жизнью.  О нём уже говорят как о решённом, по ведомствам ходят согласовывая строительную документацию представители консорциума. На берегу реки, где должно было развернуться строительство трудятся топографы, землеустроители, идёт разметка.

Но тех, кто думает на шаг вперед, начинают посещать смутные опасения: "А, что если денег не будет, кто будет платить за банкет?". В федеральных ведомствах, как только заходила речь о мосте и обещанных траншах, как в рот воды набирали. 

В середине лета у Айсена Сергеевича шли встречи с Минтранспорта РФ, по поводу которых в прессу просачивались жизнеутверждающие посылы о наконец-то принятых решениях по поводу строительства моста, о том что оно будет ускоренно на год. И  тут же получали опровержения из аппарата вице-премьера Марата Хуснуллина о том, что не всё здесь соответствует действительности и что некоторые факты обгоняют события.

Осталась надежда

Сроки шли, никто решительно ничего не опровергал и в то же время не обещал. Мост тем временем в сентябре вошёл строкой в Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока. К слову, Айсен Николаев возглавлял рабочую группу Госсовета по подготовке проекта. Но нигде не говорилось, что под него верстается отдельная строка в бюджете страны. И сейчас по этому поводу тихо, как в омуте.

Из последних новостей разве что можно упомянуть публикацию журнала Forbes, который с ссылкой на пресс-службу минтранса РФ утверждает: "Ведомство отказалось финансировать строительство как минимум до 2024 года. Деньги из федерального бюджета  — почти 48 млрд рублей — пойдут на другие проекты, которые уже начали строить". 

Журнал, правда, оставляет призрачную надежду, мол по словам источника, близкого к одному из участников проекта, "есть надежда", что мост через Лену включат в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры объемом в 3 трлн рублей. Тогда у проекта снова появится шанс получить федеральное финансирование. Но решение могут принять только в следующем году.

Когда кто-то вспоминает слово "надежда", надо зрить в корень, именно она умирает последней.

Проект Ленского моста

Проект Ленского моста. Фото: пресс-служба правительства РС (Я)

Денег нет, но вы стройте…

Американский финансово-экономический журнал опровергли в Якутии все кто мог, включая главу республики, который буквально в тот же день в комментарии РИА Новости отметил, "Что, несмотря на все слухи и недостоверную информацию, работа по строительству Ленского моста идёт четко по графику. Проектно-сметная документация подготовительного этапа сдана на государственную экспертизу".  Его выдержке только можно позавидовать.

Но судя по отсутствию реакции со стороны минтранса РФ, статья в Forbes вышла не на пустом месте и имеет под собой серьезные основания. Если прибавить к этому тот факт, что в Кремле заговорили о сдвиге сроков строительства моста и на остров Сахалин, который было обещано построить ещё раньше Ленского, то наши надежды падают ещё ниже…

Деньги у государства объективно остались только на поддержку штанов. Сегодня, когда режутся статьи расходов на нацпроекты, и под секвестр попадает образование, сахалинцам и якутянам явно придётся подождать. И скорее всего, дольше, чем принято обещать.

Если говорить о глобальных потерях, Якутия имеет шанс на этом даже приобрести. Если стройка будет заморожена наглухо, появится мизерный, но шанс на то, что проект будет пересмотрен с автомобильного на совмещённый автомобильно-железнодорожный. 

Репутационные, но вряд ли критические потери понесёт Айсен Николаев. Огромная стройка на реке была бы самым лучшим подспорьем на предстоящих выборах в 2023 году. Но в его победе, если при условии, что главу не решат разменять, как его тёзку в 2001 или предшественника два года назад сомневаться не стоит. Николаев пройдёт выборы и при отсутствии моста. 

Пройдёт и вполне возможно, будет ещё пять лет имитировать кипучую деятельность вокруг стройки века. История с "Чжодой" и до сих пор не расселённым 17 кварталом не даст соврать… 

Место, где будет построен Ленский мост

Место, где будет построен Ленский мост. Фото: с сайта news.ykt.ru

Был ли Хуснуллин?

Ленский мост приподнял завесу и между взаимоотношениями республиканской власти и федеральным правительством. Последние, как оказалось, не всегда бывают безоблачными.  А именно некой  конфронтацией между главой Якутии Айсеном Николаевым и зампредом правительства России Маратом Хуснуллиным, о которой перешёптываются в коридорах власти.

Чёрная кошка, между ними, пробежала где-то в середине лета. В это время пресс-служба вице-премьера начала пикироваться с агитбригадой АГИПа по поводу формулировок победных реляций из Якутии. 

Всё это ещё более усугубилось во время битвы за дальневосточный альянс. Напомним, Айсен Николаев резко выступил против предложенного минтрансом РФ плана создать единую дальневосточную авиакомпанию на базе "Авроры", "дочки" "Аэрофлота". 

Вместо этого, он предложил сформировать альянс перевозчиков, в который помимо прочих вошли бы авиакомпании "Полярные авиалинии" и "Якутия". Идея здравая за неё ратовала не только наша республика. Однако, позицию региона не только услышали, но и ещё и позволили попенять на наш якобы  непродуктивный "фирменный стиль", когда мы вместо конструктивного обсуждения выносим вопросы на публику при обсуждении "сложнейших проектов"… Ну и вообще наши желания были проигнорированы и соблюдены только интересы "Аэрофлота".

Причём тут Марат Шакирзянович? Дело в том что именно он один из десяти имеющихся вице-премьеров Мишустина курирует все вопросы, связанные с инфраструктурными проектами по транспорту, в том числе и по мосту, и по альянсу. И именно его тень маячит за фактически проваленными обеими самыми значимыми инициативами Николаева  — строительством моста через Лену и интеграцию авиакомпании "Якутия" и "Полярные авиалинии" в создаваемую единую региональную дальневосточную авиакомпанию.  

Зато есть Трутнев

Ещё год назад  Марат Хуснуллин был заммэра Москвы, и в Якутии о нём никто особо не знал. Сегодня Хуснуллин на устах политической элиты республики как злой гений главы Якутии Айсена Николаева 

У них много общего: примерно один возраст. Марат Шакирзянович старше на четыре года. Оба из национальных республик Татарстана и Якутии и имеют экономическое образование.

Хуснулин в 1990 году окончил Казанский финансово-экономический институт по специальности "Экономика". В 2000 году — Открытый университет Великобритании по специальности "Профессиональный менеджмент".

Николаев в 1994 году окончил физический факультет МГУ, и в том же году Академию народного хозяйства при Правительстве России по специальности "Финансовый менеджмент".

Оба были нардепами, министрами в своих республиках — Хуснуллин строительства и ЖКХ, Николаев финансов, курировал сельское хозяйство.

Прекрасно знают, чем дышат города. Хуснулин, десять лет с декабря 2010 года  по  январь 2020 года — заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства. Николаев — с января 2012 по май 2017 мэр Якутска.

Но как-то не сложилась химия отношений в очень тонкой и больной для Якутии сфере –обеспечения транспортной логистики. Одна надежда, что есть в команде вице-премеров большой друг Айсена Николаева Юрий Трутнев, который отвечает за весь ДВФО.

На днях, в ходе эксклюзивного интервью ИА PrimaMedia, вице-премьер, полномочный представитель президента РФ в ДФО Юрий Трутнев сказал о том, что проект строительства моста через реку Лена в районе Якутска нуждается в частичной корректировке. 

Юрий Трутнев
Юрий Трутнев

Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДВФО

Автор фото: Александр Крылов, ИА MagadanMedia

— Надо его собрать правильно с точки зрения экономики. В принципе, это проект, который может быть реализован. Но есть некоторые недостатки в его экономической модели. А если точнее, речь идет о механизме управления, — сказал он. 

107627
55
73