Решение социальных проблем, поставленное на коммерческие рельсы, зачастую оказывается куда эффективнее благотворительности. Поэтому особое внимание сегодня уделяется развитию социального предпринимательства в России, в том числе, и в Дальневосточном регионе. Как найти идею для социального бизнеса, превратить общественную инициативу в масштабный проект и получить грант для старта, в интервью корр. ИА PrimaMedia рассказала исполнительный директор фонда поддержки социальных инициатив в сфере детства "Навстречу переменам" Евгения Телицына. Интервью с Евгенией Телицыной. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
— Какие проекты могут получить гранты фонда "Навстречу переменам"? Каковы главные критерии для получения гранта?
— Важны три критерия — актуальность проблемы для региона, инновационность решения и потенциал для развития. Все заявки на этапе отбора мы пропускаем через призму этих критериев.
У проекта должен быть потенциал, а у его автора – желание масштабировать свой проект и развивать. То есть применить это решение не только в своем городе, но и в регионе, в стране.
Но самое главное — это сам человек. Для нас важно, чтобы заявку подал автор. Мы не просто даем деньги. У нас есть и обучение, и совместная разработка идей и инструментов для улучшения проекта. И у человека должно быть достаточно власти и ответственности, чтобы менять свой проект, рисковать, пробовать.
У нас был проект, который три раза поменялся полностью. Не поменялась проблема, не поменялась целевая аудитория, но участник пересмотрел подход и нашел, как эффективнее добиться цели.
— В процессе конкурса проект может меняться?
– Такое возможно. У нас нет задачи обязательно его переделать. Главное — чтобы проект был о проблеме, и человек был его творцом.
— Какие идеи достойны того, чтобы дойти до финала? Если человек занимается социальной деятельностью, как ему определить, на чем сосредоточится?
— Нужно заглянуть внутрь себя и понять, что вас беспокоит в окружающем мире больше всего.
Потом оценить свои ресурсы – есть ли у вас желание и возможность изменить ситуацию.
Например, меня бесит мусор. Я каждый раз в лес иду гулять с пакетом и возвращаюсь с полным. Меня это бесит. Каждого, кто хотя бы даже читает эту беседу, наверное, что-то бесит, раз его привлекла эта тема. Дальше вы это оформляете в слова. Какое-то высказывание должно появиться без "не".
Проблема должна звучать не как "у нас недостаточно реабилитации для детей с особенностями развития", а "дети отстают в развитии, затухают, одиноко себя чувствуют, страдают". Изучив проблему, можно идти дальше. Главное – понять цель. После этого легче определиться с идеей, как ту или иную проблему решить.
Евгения Телицына. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Можно ходить по лесу с пакетом, но это несистемное, неэффективное решение проблемы. Потому я – не социальный предприниматель с точки зрения защиты нашей с вами среды от полиэтилена. Должно быть системное решение. В Руанде запрещен ввоз и производство пластиковых пакетов. В их аэропорту открывают все сумки и изымают из них пакеты. У них на улицах этого мусора просто нет. Это вариант.
Если человек видит системное решение проблемы и придумывает, как его финансировать, то это наш клиент.
Кстати, мое отношение к мусору во многом было сформировано благодаря победителю нашего конкурса 2012 года, проекту "Белая лошадь" – это галерея современно искусства в Геленджике, все экспонаты которой сделаны из отходов.
— То есть, финансовая модель уже должна быть на момент подачи заявки? Вы не работаете с проектами, которые еще не знают, как поставить на коммерческие рельсы социальную инициативу?
— Мы работаем со всеми, у кого холодный ум, горячее сердце и моторчик пришит к спине.
Поэтому если человек приходит и говорит: "Я пока не знаю, но я готов учиться, пробовать", — отлично. Если проект проходит экспертный отбор, мы приглашаем его на обучающий семинар. Он состоит из двух модулей — про социальное, и про предпринимательство. В итоге мы совместно разрабатываем бизнес-план и финансовую модель. Этому можно научиться.
Евгения Телицына. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
— Почему для социального предпринимательства важна устойчивая финансовая модель?
— Социальный предприниматель должен быть независимым.
Чем он отличается от благотворительного фонда, который решает ту же самую проблему? Фонд может не получить грант, не набрать пожертвований, и тогда его программа не может существовать. Это неустойчивая ситуация, которую не может допустить социальный предприниматель.
— Среди критериев отбора есть слово "инновационность". Что имеется ввиду? Можно ли адаптировать, например, зарубежный социальный проект для российского региона? Или это должна быть инновация от и до?
— Решение должно быть инновационным для региона. То есть, то, что никто другой в регионе не делает или делает по-другому. Приведу пример. Есть целая наука — инклюзия. В Москве и Питере это давно понятно. В Америке такое есть везде. Но в российских регионах такое не везде встретишь.
Евгения Телицына. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
И когда девушка из Иркутска подала нам заявку на открытие инклюзивного детского сада, она победила. Потому что этот проект — первый для региона. Хотя мы базируемся в Москве, мы — всероссийская организация. Для нас важно поддерживать другие города.
— Вы упомянули про обучение в процессе конкурса. Если автор проекта прошел отбор, ему нужно ехать в Москву?
— Обучение проходит в Москве или Новосибирске. Мы посмотрим, как лучше будет всё организовать в этом году. Мы оплачиваем дорогу, проживание и обед. Важно быть все дни. В прошлом году с Дальнего Востока приехало два человека, и в Москву их оказалось везти дешевле, чем в Новосибирск. Всегда смотрим, куда дешевле и удобнее приехать людям. Мы стараемся индивидуально подходить к каждой ситуации.
— На какой грант может рассчитывать социальный проект?
— Программа рассчитана на один год. По ее итогам четыре победителя получают грант в 1 млн 200 тысяч рублей от Tele2. Особенность нашего гранта в том, что мы формируем смету — на что грант будет потрачен — уже после конкурса.
— Что, помимо грантовой поддержки, дает социальным предпринимателям фонд?
— Мы помогаем победителям составить план по социальному воздействию и план по развитию организации совместно с куратором фонда. То есть, сопровождаем проект. Они отчитываются раз в квартал,
но это все-таки не про контроль, а про поддержку.
План для социального проекта разрабатывается по специальной методике. Поэтому среди экспертов и менторов фонда есть сотрудники компаний-партнеров, которые могут со своего профиля взглянуть на проект и оказать помощь. Вместе с участниками они обсуждают цели на год, на пять лет, прорабатывают слабые места.
Структурировать эту информацию и есть наша задача как фонда. Помимо менторов, есть консультанты, которые не привязаны к одному проекту. Они консультируют участников, когда те обращаются с конкретным вопросом. Например, есть пиарщики, которые дают консультации. Кто-то пользуется этим часто, кто-то редко.
Задача фонда – выявить слабые места проекта и предоставить консультанта, чтобы эти места подтянуть.
Поэтому участников программы, которые проходили обучение, мы собираем два раза в год в Москве на обучение.
В процессе развития проекта участники учатся собирать информацию в социальную отчетность. Многие только ради нее остаются в проекте на второй год.
— Что такое отчет о социальном воздействии? Это статистика?
— Не только. Это количественные и качественные показатели. Качественные индикаторы разрабатываются, исходя из целей по социальному воздействию. Участники ставят цель социального воздействия на год. Это сложнее, чем, например, цель "Ко мне придут 500 детей". Понятно, что они как пришли, так и ушли. И ничего не изменилось. Цель должна звучат как изменение состояния здоровья ребенка или психологического состояния, или выработка новых компетенций.
Интервью с Евгенией Телицыной. Фото: Александр Ратников, ИА PrimaMedia
Мы целимся, например, на изменение состояния здоровья. Тогда мы ведем статистику, какое количество детей пришло за год, и говорим с врачами, у которых эти дети обследуются. И видят, например, что по показаниям врачей, 80% детей стали чувствовать себя лучше. Может, это не все дети, а только фокус-группа. И по результатам этого социального исследования автор проекта понимает, достиг он целей или нет, в правильном ли он двигается направлении.
— Расскажите про проекты, которые получали ваши гранты. Все ли из них становятся крупными? Что происходит с теми, кто прошел в финал, но не выиграл грант? Подают ли заявки во второй раз?
— Наш фонд первых победителей выбрал в 2012 году. Они были три года в программе: получали деньги, обучение и наставников из бизнеса.
Мы до сих пор отслеживаем результаты этих проектов. Большая часть из них продолжает работать.
Один участник ушел из детской темы во взрослую. У другого проект развился до региональных масштабов. Сейчас он успешно функционирует, но уже без своего создателя — она отрыла новый проект. Многие начали масштабироваться после обучения.
Вторые попытки бывают. Чаще всего они хуже, потому что критерии "инновационность" и "ранняя стадия развития" девальвируются с течением времени. И человек, как правило, переосмысляет проект и меняет его.
Например, у нас был участник из Барнаула. Он пришел на конкурс с проектом создания кружка по робототехнике для детей, но грант не взял. Для финалистов есть возможность, даже не взяв грант, остаться в программе бесплатно. За год с ним случилось что-то, и он подал заявку с другим проектом — по распространению приборов для незрячих детей, собственной разработки. С этим проектом он выиграл.
В программе фонда он второй год. Полученные знания ему помогли. Переосмысление, опыт, новый проект, новые акценты — такой пример. Мы наблюдаем за ним, видим, что он хочет учиться. Сейчас он соединил эти два проекта и делает третий – курсы робототехники для слепых детей.
— Вы во Владивостоке первый раз. От встречи на МедиаСаммите с приморскими социальными предпринимателями какие впечатления остались?
— Впечатления остались очень теплые. Я довольна тем, что видела.
И я понимаю, что это только малая часть тех, кто в крае занимается социальными проектами, и есть миллионы людей, которые готовы рискнуть, стоит их только поддержать немного
. Отбор на конкурс провожу не я, там участвует много людей — мои коллеги, эксперты, волонтеры, жюри, и я не могу повлиять на их выбор. Тем не менее, хотелось бы некоторые из упомянутых проектов увидеть в конкурсе.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Новые правила социального бизнеса открыли для СМИ фонд "Навстречу переменам" и Tele2