Мифы и легенды о чучуне
Фото: с газеты КП

Мифы и легенды о якутском чучуне

На огромной территории Якутии издревле существовало и существует много загадочного и необъяснимого

Чучуна — нечто загадочное существо, жившее на территории Якутии. Первые сведения о чучуна появляются в легендах якутов и эвенков, населяющих север республики. Это человекоподобное существо огромного роста, с телом, покрытым длинной шерстью. О таинственном и удивительном читайте в материале ИА YakutiaMedia.

Первое упоминание о чучуне

Из Википедии:

Чучуна́ или чучуны, мюлены (якут. чучуна, чучунаа, чучна, мулуөн[1]) — название диких людей в якутском и эвенкийском фольклоре. По этнографическим данным, чучуны носили длинные волосы, были одеты в звериные шкуры, при себе имели лук и стрелы. Речь у них была нечленораздельная. Крали оленей и еду; нападали на людей ночью, обстреливая их из лука или забрасывая камнями. Фольклорные данные во второй половине XX века послужили основанием для построения научной гипотезы о существовании в Северной Азии реликтового гоминоида.

Первое письменное упоминание о чучуна относится к 1928 году. Тогда секретарь Верхоянского окружного комитета ВКП(б) Новгородов в своем отчете сообщил, что проведенная коммунистом Шадриным проверка слухов о загадочном существе позволяет предполагать, что загадочная чучуна вовсе не является вымыслом местных необразованных жителей. В номере газеты "Автономная Якутия" от 26 апреля появилась статья "Чучуна", с подзаголовком "К сведению якутской экспедиции академии наук СССР". В частности, в статье утверждалось: "Верхоянцы знают, что чучуна — не фантазия. Есть и очевидцы".

Содержание статьи сводилось к тому, что еще со времен царизма на Севере живет никому не ведомый дикий народ. Авторы утверждали, что чучуна — реальное существо. Приводились свидетельства очевидцев, воочию видевших снежного человека. Указывалось, что излюбленное место обитания чучуна — Бутантайский наслег Верхоянского улуса. До революции здесь ежегодно видели чучуна. По свидетельствам очевидцев, чучуна — высокого роста, крепкого сложения, одет в звериные шкуры, имеет очень длинные волосы, вооружен луком со стрелами. Отмечался случай, когда чучуна ночью ради забавы бросал в юрту небольшими камнями.

На чучуна пробовали охотиться. Двух или трех в разное время удалось убить из берданки. Трупы закопали, и охотники упорно скрывали это от властей, боясь преследования за убийство.

В статье также приводились данные о том, что в 1926 и 1927 годах в Бугантайском наслеге были убиты два чучуна (по одному в год).

Профессор Драверт

9 марта 1929 года состоялось заседание комиссии по выявлению и изучению памятников природы и старины при Западно-Сибирском отделе Государственного русского географического Общества. Слушалось сообщение профессора Петра Драверта и студента Тимофеева "Люди-мулены и чучуна по сказаниям тунгусов и якутов".

Они утверждали, что в области Джугджура (часть Станового хребта) и на севере бывшего Верхоянского округа обитают люди неизвестного племени. Они находятся на весьма низкой ступени развития. От народностей Якутии отличаются тем, что лица их покрыты шерстью, членораздельной речью они не владеют. А может быть, их язык просто непонятен людям?

Выступавшие рассматривали этих существ, как вполне реальных, более того, как стоящих на крайне низкой ступени развития людей. Утверждалось, что чучуна носят некое подобие одежды из звериных шкур, при себе имеют оружие, состоящее из грубокованного ножа, лука и стрел. Иногда в качестве оружия используют камни. Общества людей чучуна не любят и поэтому, завидев человека, пытаются скрыться, либо напасть на него.

По сведениям Драверта и Тимофеева, чучуна, подобно диким зверям, способны бесшумно подкрасться к человеку и тогда пускают в ход свое оружие. Обычно они пытаются поразить человека стрелами или камнями, случаев нападения на человека с ножом не отмечалось.

Отсутствие достоверных данных о чучуна ученые объяснили крайне интересно. Они заявили, что в силу весьма своеобразных и жестоких северных нравов встреча человека и чучуна почти всегда заканчивается смертью одного из них. Поэтому тунгусы и якуты, пережившие такую встречу, властям об этом не сообщают, так как боятся ответственности за убийство, если чучуна признают человеком, либо за уничтожение редких животных. По сведениям Драверта, перед нападением чучуна издают очень пронзительный и громкий свист, оказывающий на жертву своеобразное парализующее воздействие.

Выписка из протокола данного заседания хранится в материалах архива Якутского комитета КПСС.

Мнение ученого-этнографа Г.В. Ксенофонтова

Он утверждал, что чучуна, наравне с различными духами природы, являются всего лишь персонажами местного фольклора. Для признания же их реальными жителями Якутии фактологической основы он не находит.

"Существование дикого народа было бы более или менее правдоподобно, если бы указывалась какая-нибудь отдаленная, находящаяся в стороне от жилых пунктов, замкнутая и обособленная территория как район его постоянного обитания. А между тем, на деле образ чучуна живет повсюду в области распространения северных якутов, от Хатангидо Индигирки, возможно, и еще восточнее. Все изложенное доказывает, что представления о чучуна, или диком, обросшем шерстью охотнике, нужно отнести к остаткам древнейших религиозных верований скотоводческих народов. Эти верования занесены на Север, по всей вероятности, якутами, более отчетливо сохранились до наших дней у полярных якутов, ранних колонистов бассейна Лены", — утверждал Ксенофонтов.

Таким образом, чучуна перешли в разряд мифов и легенд. Прямых запретов на их поиск, изучение и описания не вводилось, но и "самодеятельность" не поощрялась. Собранные же сведения предлагалось трактовать в духе теории Ксенофонтова, либо найти им другое, соответствующее официальной науке объяснение.

Так, в частности, родилась теория о том, что чучуна это отбившиеся от своих родов чукчи. Действительно, лодки с отправившимися на охоту чукчами периодически заносит в Якутию. При этом у дикого на те времена чукотского народа существовал очень своеобразный обычай. Пропавшего охотника ожидали определенный срок, по окончании которого его оплакивали и "хоронили". После этого человек считался мертвым, и вернуться в свой род не мог. Такие-то изгои, по мнению ряда ученных, и были вынуждены в одиночку скитаться по лесам и горам, одеваться в шкуры убитых животных и, доведенные до отчаяния, нападать на людей. Эта теория, кстати, может объяснить тот факт, что все описанные чучуна были взрослыми представителями мужского пола.

Последнее сообщение о чучуна

Заметка в газете появилась в марте 2002 года. Тогда в волчьем капкане в окрестностях села Баралыс было обнаружено тело неизвестного существа. Учитель соседнего села Яков Потапов описал его как взрослого примата размером с крупную собаку, с длинным хвостом. Однако и это тело в руки к ученым не попало — старики объявили его злым духом, и после проведения магического ритуала приказали похоронить вместе с капканом в потайном месте.

В тексте использованы материалы:

https://repin.info

википедии

https://www.yakutia.kp.ru/daily/25984/2916778/