3 августа 2020. Новый и.о премьер Якутии Андрей Тарасенко на прошлой неделе прибыл из Владивостока в столицу региона и был принят общественностью достаточно спокойно. Айсен Николаев в прошлом году заработал меньше, чем его супруга — в конце недели опубликовали декларацию о доходах четы главы региона. А о том, какие ещё политические события продолжают держать в тонусе и без того неспокойную жизнь якутян, читайте в материале ИА YakutiaMedia.
Кандидатура представленного в прошлую пятницу кабинету министров Якутии, пока ещё и.о премьера Якутии Андрея Тарасенко, стала для республики, как всегда, неожиданной. Впервые о ней в регионе узнали за три дня до этого события, причём, из прессы Приморского края.
Нового главу кабмина общественность приняла достаточно спокойно. К варягам на посту премьера правительства и его зампредов в республике привыкли. Отношение к ним ровное, на примере Евгения Чекина и вовсе без пиетета, хотя тот же уехавший на Камчатку Владимир Солодов оставил весьма хорошее впечатление.
В последнее время присылают сплошь с виду молодых и интеллигентных. Встречают их не то, чтобы по одёжке, скорее, по лицу. Люди хотят видеть мужей серьёзных, а не мальчиков. Лицом Андрей Тарасенко, несомненно, вышел. Более пролетарским, видавшей разные виды и тяжёлые рассветы, ликом обладал только президент Анатолий Штыров… А его уважали.
Доверие внушает и послужной список нового председателя — он заведовал портами, не последний человек в институтах, от Росатома два нагрудных знака, год "рулил" регионом, да и сам родом из Владивостока, считай, земляк.
Впрочем, в блогосфере имели место быть и отдельные злобные мнения: "Доколе к нам будут присылать варягов", "У нас самих таких кадров полно". Ну, от этого никуда не денешься, такова традиция. В последние годы к ней, кстати, прибавилась выпестованная государством украинофобия, которой Тарасенко, благодаря фамилии, с окончанием на "ко", ещё придётся испить из местных социальных сетей.
Мнение депутатского корпуса выразил нардеп Павел Ксенофонтов:
"Хвалить или критиковать нового исполняющего обязанности председателя правительства Тарасенко рано. Первая осенняя сессия, скорей всего, будет в конце сентября, если поторопятся. Если нет, то в октябре. Значит у Тарасенко есть полных 2 месяца, чтобы оправдать доверие Ил Дархана до утверждения в Госсобрании Якутии. А народным депутатам 2 месяца, чтобы познакомиться с новым человеком. К слову сказать, Владимир Солодов в своё время не посчитал нужным познакомиться с депутатским корпусом".
Представляя его, глава республики Айсен Николаев отметил круг принципиальных задач, которые стоят перед кабинетом министров — развитие Арктической зоны, транспортной инфраструктуры, взаимодействие с федеральным правительством, государственными корпорациями.
"Считаю, что у Андрея Владимировича есть компетенции в этих вопросах. Человек, умеющий решать такие задачи на самом высоком уровне, абсолютно для нас необходим", — добавил Ил Дархан.
Декларациям о доходах первых лиц республики никто из обывателей почему-то не верит, но все читают и обсуждают каждую цифру. 1 августа о доходах расходах и имуществе семьи за прошлый год отчитался Глава Якутии Айсен Николаев.
Сам глава семьи в 2019 году заработал 8 059 749,36 рублей, супруга Людмила Николаева — 21 107 726,10 рублей. У дочери-школьницы доходов ещё нет.
Судя по декларации, в семейный бюджет Николаевых ежемесячно поступало 2,4 млн рублей, в день 80 тысяч рублей. У главы республики зарплата составляет 671 645,78 рублей.
В совместной собственности у супругов находится гараж площадью 24 кв. метров, в пользовании — квартира (232,6 кв. м), земельный участок (4420 кв. м), нежилое здание (гаражная баня 180,2 кв. м) и жилой дом (365,3 кв. м). Земельный участок, гаражная баня и жилой дом записаны на несовершеннолетнюю дочь Николаевых, ей же принадлежит еще одно нежилое здание площадью 157,1 кв. метров.
В личной собственности супруги главы есть два нежилых помещения (352 и 50,5 кв. м), а также Lexus GX 460 2010 года.
По сравнению с 2018 годом, доходы семьи уменьшились — тогда глава Якутии декларировал доход в 8 756 323,53 рублей, его супруга — 39 472 231,97 рублей.
Стоит сказать, что никто не сокрушался довольно резкому падению доходов семейства. Всех занимал размер официального приданного за юной дочерью четы Николаевых.
Противостояние региональной и столичной власти, судя по всему, переходит на новый виток. В начале прошлой недели мэру Якутска Сардане Авксентьевой была посвящена целая передача журналиста Андрея Караулова, автора программы "Момент истины".
Известный телекиллер осветил закулисье предвыборной кампании Сарданы Владимировны и коррупционные схемы в застройке города, коснулись и её первого экс-зама Владимира Фёдорова.
Чего-то нового Караулов не нашёл, по сути это была подборка республиканских СМИ, причём не лучших её изданий. Но сам факт выхода негатива о мэре Якутска на федеральную прессу говорит о многом. Караулов обычно держит нос по ветру и является застрельщиком более широких инфокомпаний. И это похоже на первый из шаров, покатившихся в сторону народного мэра.
Авксентьева именно по этому поводу ничего не сказала, но на выходных в соцсети пожаловалась на то что
"Некоторые сайты день за днем продолжают передёргивать факты. Да, я, может, и не самый лучший мэр в истории нашего города, но уж точно не самый худший, как пытаются обрисовать. Беспрецедентная ложь полилась на меня после голосования по Конституции. Это было ожидаемо. Не удивлюсь, если еще и какое-нибудь уголовное дело заведут".
Неспроста и отсылка к уголовному делу. К примеру, в СМИ промелькнул небольшой пресс-релиз Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ, о том, что начальник отдела акционерного общества "Авиакомпания "Якутия" подозревается в двух эпизодах взяточничества в крупном размере.
"По версии следствия, в 2018-2019 годах обвиняемый, дважды получал от представителя коммерческой организации взятки в общей сумме свыше 1,2 миллиона рублей за услуги по обеспечению выигрыша в конкурсе на право заключения договора оказания услуг авиакомпании по обеспечению бортовым питанием пассажиров и экипажей воздушных судов".
Организация бортового питания была одной из сфер, которой до лета 2018 года, непосредственно, заведовала Сардана Авксентьева. Далеко не факт, что это дело можно притянуть к действующему мэру. Но разрывы ложатся всё ближе и ближе.
А дело Фургала как бы намекает, что, если даже персона популярного губернатора Хабаровского края не остановила следователей, то с мэром, если на то будут основания, разберутся ещё быстрее. Тем более, что якутская зима не собирает больших протестных митингов.…
В свою очередь, скажем что Сардана Владимировна, действительно далеко не худший мэр, по крайней мере искренний, понятный горожанам, а от того им и близкий. И, что характерно — не первый, у кого не сложился роман с региональной властью.
Некогда по такой же схеме, перекрыв до минимума столице финансовую поддержку республики, организовав травлю в СМИ, пересадив половину замов, давили Илью Михальчука. Но мятежный Филлипыч не только умудрился выиграть вторые выборы, но и после ещё и уехать губернатором в Архангельскую область. И в этом году его имя, без какой либо поддержки ботов, заняло в рейтинге мэров Якутска — 2020 третью позицию, уступив только Авксентьевой и Николаеву… Так что ничто не ново под этим солнцем..
Один из завзятых возмутителей спокойствия республиканского парламента нардеп и председатель комитета Ил Тумэна по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктор Фёдоров снял с текущей повестки дня свою инициативу сокращения числа парламентариев и создания профессионального парламента.
Эту идею он продвигает уже давно, а в последнее коронавирусное время особенно активно и яростно. В этот раз, обращаясь в соцсети к своим избирателям, он как бы полемизируя с Иваном Шамаевым, который, будучи депутатом Ил Тумен прошлого созыва, тоже наводил немало шороху, явно включает задний ход.
Напомним что суть идеи Фёдорова заключалась в том, чтобы сократить число депутатского корпуса с имеющихся 70 до 30-35 депутатов. Оставшиеся должны будут работать на постоянной основе, а не от сессии к сессии. По его мнению: "Ежедневно из федеральных органов власти в Госсобрание поступают законопроекты, требующие заключения и внесения предложений. Срок — неделя, две... А пленарные заседания, где по регламенту мы можем принять Постановление, у нас проходят раз в полтора-два месяца. Поэтому огромный пласт федеральных законопроектов не попадает в поле зрения депутатов Ил Тумэна. Если бы парламент был полностью на постоянной основе, то мог бы собираться на пленарные заседания два-три раза в неделю, в остальное время готовить документы и работать с избирателями. Количество комитетов сократить, в каждом будет по несколько человек, решения будут обсуждаться и приниматься коллегиально, а не как сейчас — на уровне председателей комитетов и руководителей Ил Тумэна", — считает депутат.
Его оппонент Иван Шамаев, напротив яростный противник, какого либо сокращения. Основная мысль Шамаева, -— сокращение числа депутатов сделает Госсобрание Республики ручным придатком исполнительной власти. И сокращение поголовья народных депутатов подрывает "институты федеративности".
Сегодня Фёдоров уже готов пойти на компромисс, соглашаясь с тем, чтобы наряду с увеличением количества постоянников оставить и депутатов на общественных началах.
Шамаев человек серьёзный, он своего рода философ, патриот, общественник, работающий на земле и с людьми. И Фёдоров, вероятно, понял, что со своей реформаторской идеей профессионального парламента и секвестра депутатского корпуса он вполне может попасть в глазах общественного мнения во враги народа.
А жаль, в якутском парламенте, а вправду числиться целая рота товарищей, большая часть, из которых сидит у себя в районах, целиком погруженная, кто в бизнес, кто в работу своих предприятий, и занимается законотворчеством в последнюю очередь, когда подходит сессия и надо вспомнить слово лоббизм.