Политическая неделя: Праведный гнев Ил Дархана на заседании совета по Арктике и Антарктиде

Неравная битва за авиакомпанию, фаворит Центрального округа и два уголовных дела
Политическая неделя: Праведный гнев Ил Дархана на заседании совета по Арктике и Антарктиде
Фото: ПримаМедиа

20 июля 2020. Большие расстояния и огромная территория Якутии— не только гордость, но и её беда. Даже с появлением железной дороги, основным транспортом для пассажирских перевозок в Арктические районы региона, а также для поездок в города страны — остаётся авиация. На прошлой неделе глава Якутии во время заседания совета по Арктике и Антарктиде возмутился в ходе обсуждения процесса создания единого авиаперевозчика на Дальнем Востоке. О том, что вызвало ярость Ил Дархана, а также о главных фаворитах на место в Гордуму, расскажет более подробно в своём политическом обзоре ИА YakutiaMedia.

Расклад в ущерб — не по душе

Именно вокруг неё разразился самый громкий скандал недели. Вспыхнул на пятничном заседании совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации. Поводом стало обсуждение процесса создания единого авиаперевозчика в ДВФО в рамках исполнения указа президента РФ Владимира Путина.  

У федерального министерства уже есть план как всё должно быть — создать единую дальневосточную авиакомпанию на базе "Авроры" — детища "Аэрофлота". Что, собственно, и озвучил  замглавы департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Илья Белавинцев, сообщивший, что на первом этапе "Аэрофлот" продаст контрольный пакет своей "дочки" администрации Сахалинской области (сейчас владеет 49%), после чего властям других дальневосточных регионов будет предложено также войти в капитал "Авроры".

Нашей республике такой расклад совершенно не по нутру. Республиканской компании с её, совершенно не оправдавшими себя, "суперджетами" будет сложно бежать в одной упряжке с "дочкой" "Аэрофлота", в арсенале которой только зарубежный авиапром. По словам возмутившегося Айсена Николаева, в таком случае действующим якутским авиаперевозчикам из общего пирога достанутся только убыточные рейсы…  "Я ещё не идиот, чтобы такие решения согласовывать",— был предельно категоричен Ил Дархан. "Стыд и позор",— вторил ему представитель Совета Федерации Александр Акимов.

"Аврору" на задворки?

Позиция Якутии в данном вопросе такова — единый дальневосточный перевозчик должен быть создан в виде альянса авиакомпаний, в который на правах самостоятельного членства вошли бы, в том числе, подконтрольные властям Якутии, "Полярные авиалинии" и "Якутия".

Минтранс, судя по всему, упрямство сильно задело. Ответ пришёл через РБК, где на сайте появилось заявление от ведомства, в котором указывалось, что всё это обсуждалось ещё в феврале: "Представители же Якутии вместо конструктивного обсуждения документа и представления замечаний по нему, выносят вопрос на публику. В последнее время это стало фирменным стилем региона при обсуждении сложнейших проектов. Очень непродуктивная практика".

Битва за дальневосточного авиаперевозчика только началась. Сейчас Якутия разыгрывает вторую комбинацию, оперируя тем, что было пожелание Президента о парке самолетов отечественного производства. "Аврора" летает на Airbus 319 и Bombardier, а, следовательно, саботирует Владимира Владимировича, а вот авиакомпания "Якутия", напротив, имеет отечественные самолёты и нацелена на дальнейшую закупку Sukhoi Superjet и МС-21. Того глядишь таким макаром, Айсен Николаев и вовсе заставит отодвинуть "Аврору" на задворки проекта, а флагманом поставит "Якутию"…

Страсти вокруг моста

Впрочем, слова Минтранса о "фирменном стиле" и главное — о "непродуктивной практике", стоит воспринимать серьёзно. Ведь это ни что иное, как жирный намёк на планы по строительству моста через реку Лену. Именно этот мост республика продавливала как могла, используя во всю мощь напор общества.

Тем более, что в середине прошлой недели республиканские СМИ победно рапортовали о рабочей встрече вице-премьера РФ Марата Хуснуллина и главы республики Саха Якутия Айсена Николаева. Мол, после этой встречи было дано задание Правительству Якутии совместно с Минтрансом России проработать изменение сроков завершения строительства с 2025 года на 2024 год.

И всё бы ничего, но пока кто-то ликовал, сам Марат Хуснуллин о мосте публично ничего толком не сказал. Это не очень хороший признак, скорее всего, говорящий о том, что самый главный вопрос, а это федеральное финансирование, ещё до конца не решён… Впрочем, известно об этом будет по выходу "Национальной программы социально-экономического развития ДВФО". В соответствии с Указом Президента РФ Национальная программа будет утверждена в сентябре 2020 г.

Напомним, строительство моста через Лену в районе Якутска "свяжет" и федеральные, и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт с круглогодичной федеральной транспортной сетью. Это позволит обеспечить приток более 200 млрд рублей инвестиций, а ежегодная экономия расходов бюджетов на "северный завоз" составит не менее 4,1 млрд рублей. 

Нас бьют, мы летаем от боли всё выше

13 сентября в республике пройдут выборы, которые пройдут в 29 районах из 34. В муниципалитетах предстоит выбрать 279 местных глав депутатов  наслежных советов. Наиболее серьёзные баталии обещают развернуться на выборах первых лиц в Амгинском, Сунтарском, Хангаласском улусах.

Наибольшая интрига связана с одним единственным мандатом депутата на дополнительных выборах в Якутскую городскую Думу четвертого созыва по Центральному одномандатному округу № 7.

Здесь освободилось место из-за того, что прежний депутат гордумы перешёл в Ил Тумэн вместо, сложившей свой мандат, Сулустааны Мыраан. Вся соль здесь в заявившем о своих намерениях баллотироваться  Владимире Фёдорове. Стезя скромного депутата Якутской городской Думы для Федорова — давно пройденный путь. Он был им ещё в далёких нулевых, после было Госсобрание и слава одного из самых молодых бизнесменов и многообещающих политиков республики, за которым стоит город.

И всё это до тех пор, пока он не пострелял на реке компанию рыбаков с ребёнком. После этого Владимир получил срок,  долгое восхождение к выборам главы Якутска, где был фаворитом, но в итоге стал жертвой политической интриги. Поддержка действующего мэра Сарданы Авксентьевой, пост второго человека в руководстве столицей, снова падение с вершины и опять мебельный магнат встал и начинает путь сначала.

Сомнений в том, что он пройдёт, и в том, что этот мандат просто трамплин для ещё более стремительного взлёта в самую сердцевину республиканской политики, ни у кого нет. Все ставки элит — на Владимира Фёдорова.

Самым большим сюрпризом здесь стала поддержка Федотом Тумусовым и парламентской фракцией  "Справедливая Россия". Здесь самое главное, чтобы внезапная "крыша" справедливороссов не прохудилась, как это случилось с кандидатом, когда его, по сути, продала партия "Родина".

В целом, можно сказать, что  справедливороссы в Якутии занимают хорошие позиции, фактически они вытеснили коммунистов на третьи места. И сегодня им нужны громкие авторитетные фамилии, а, если к ним прилагаются толстые кошельки, то Фёдоров с прицелом на будущее — идеальный вариант.  

Соперница фаворита

В соперники к нему определился кандидат от "Единой России", коим стала Елена Афанасьева — главный врач ГБУ РС(Я) "Якутский республиканский онкологический диспансер". 

Есть большие сомнения в том, что голосов может хватить на то, чтобы составить конкуренцию главному фавориту. Против Фёдорова нужен действительно политический тяжеловес. Но кому из таковых нужен мандат гордумы пусть и Центрального округа? Пожалуй никому.

Тень на плетень

Экс-руководитель "ЯПАК" Сергей Максимов к политике никакого отношения не имеет. Но, возбужденное против него уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.289 УК РФ (незаконное участие в предпринимательской деятельности), уже имеет некую политическую подоплёку. 

Такую же, как и начавшийся в Якутском городском суде процесс по обвинению уже осуждённого по другому уголовному делу бывшего гендиректора АО "Аэропорт Якутск" Николая Местникова. Директор аэропорта ушел на нары перед самыми своими выборами в Госсобрание и был непосредственным руководителем Сарданы Авксентьевой до её победы на выборах мэра Якутска.

Впрочем, тогда на Авксентьеву ничего так и не накопали, тем не менее, слухи о том, что бывший босс может сдать свою подчинённую вбрасываются в СМИ до сих пор. В данное время судья вернул уголовное дело по Местникову в прокуратуру на доработку.

В свою очередь, ещё со времён Ильи Михальчука считается что Сергей Максимов, который стоял у истоков организации частного извоза в Якутске, возглавляя "СоюзАвто", объединяющий частные автобусы, контролирующим этот сверхдоходный бизнес. В бытность мэром Айсена Николаева в 2015 году, Максимов был назначен директором муниципального унитарного предприятия "Якутская пассажирская автотранспортная компания". Официально он, конечно, сложил полномочия руководителя частного "СоюзАвто". Но в это мало кто верит. Напротив, терзают смутные подозрения, что в его руках помимо частного оказался и весь сектор муниципальных пассажирских перевозок. С Авксентьевой у него не сложилось. Он не так давно уволился и уехал в Москву. Где его и догнал привет от контрольно-счетной палаты города Якутска.

И вот этот товарищ, определённым образом, тоже может бросить тень на главу региона Айсена Николаева…

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость