Успешный энергетик, бросив престижную работу, ушел в оленеводы в Якутии

Жить в гармонии с природой – вот настоящее счастье истинного якутянина, считает Яков Тарков
Яков Тарков
Фото: yakutia-daily

18 ноября 2019.
Успешный энергетик, бросив престижную работу, ушел в оленеводы . Яков Тарков родился в Нюрбинском улусе, в начале 80-х семья переехала в Оймяконский район, да там и обосновалась. Жизнь в небольшом поселке Томтор на Полюсе холода испытывает жителей не только на прочность, ведь он считается самой холодной обитаемой точкой мира, но всё больше убеждает вернуться к исконно северным традициям, сообщает ИА YakutiaMedia со ссылкой на yakutia-daily.ru.

Жить в гармонии с природой – вот настоящее счастье истинного якутянина, считает Яков Тарков.

Выбери энергетику — не прогадаешь


Детство Якова прошло, как и у всех якутских детей: школа, занятия в секциях и кружках, хлопоты по домашнему хозяйству. Сидеть без дела было некогда. Но когда наступали каникулы, он непременно выезжал в оленеводческое стадо – там работал его отец Илья Яковлевич, ветеринар по образованию, который в 1992 году решился образовать родовую общину.
Когда был маленьким, честно, жизнь в оленеводческом стаде меня совсем не привлекала. Очень много забот, а хотелось провести время с друзьями, играя в "войнушку" в поселке. Поэтому никакого желания пойти в оленеводы у меня не было, — вспоминает Яков. – Но непременно каждые каникулы мы выезжали в стадо, и потихоньку я узнавал очень много нового, просыпался интерес к окружающему миру.

После школы пришло время определяться с будущей профессией. Яков выбрал энергетику:

Отец моего одноклассника, в то время директор Усть-Нерского филиала Западных электрических сетей, сказал, что надо связывать свою жизнь с энергетикой. Одним из доводов было то, что в будущем ни один компьютер не будет работать без энергии. В начале 90-х в моде были профессии юриста, экономиста, я тоже поглядывал в ту сторону. Но слова уважаемого взрослого человека засели у меня в голове, поэтому выбрал я все же это направление. Поступил в Московский агроинженерный университет на специальность "инженер-электрик", который окончил в 1998 году.
Молодой специалист, вернувшись из Златоглавой, поступил на работу в Западные электросети инженером. Затем была работа инспектором в энергонадзоре, в Энергосбыте, карьера складывалась удачно, всегда стабильная заработная плата, живи не горюй. В энергетике Яков Ильич проработал 18 лет. Но три года назад написал заявление по собственному желанию….

А она все манит


Бывает такое, что живешь, работаешь, а кругом ничего не радует. На автомате выполняешь свои обязанности. Так что ни минуты не сожалел о своем решении уйти с работы, — рассказывает Яков. – Написал, собрался и уехал к отцу.

К слову, потомственный оленевод Илья Яковлевич не звал сына к себе, считая, что, если у тебя есть профессия, хорошая работа, лучше плыть по течению. Но сейчас, конечно, рад такому решению сына, который стал не только надежным партнером, но и тем, кто внес ощутимый вклад в развитие хозяйства.
Родовая община "Мола", в переводе с эвенского "горное плато", находится в 70 километрах от Томтора, на границе с Магаданской областью. Когда Яков Ильич рассказывает о своем хозяйстве, в его голосе слышатся нотки большой любви к своему делу.
Сегодня у нас 800 оленей и 90 лошадей якутской породы. Совсем недавно провели забой, но в небольших количествах: забили 30 оленей и столько же жеребят. Потому что сейчас наша главная задача – нарастить поголовье. Территория общины – 600 тысяч гектаров, на которых расположены 18 зимовок – добротных избушек, основных же баз три. Там есть все необходимое для жизни. Главное – энергоснабжение.
Как бывший энергетик, этим вопросом Яков озаботился с самого начала. Здесь представлены только альтернативные источники энергии – солнечные панели и печные генераторы.
Этого хватает, чтобы вскипятить чайник, осветить помещения, зарядить приборы. А больше и не надо, холодильник у нас круглогодично природный, есть булусы, можно было бы смотреть телевизор, но на это абсолютно нет времени, — говорит Яков Ильич. – Сейчас я ловлю каждый миг своей жизни и получаю колоссальное удовольствие от нее. На отдых времени нет. Если, скажем, по делам нужно съездить на неделю в город, то просто измучиваюсь за это время. Тундра манит.

Две беды: связь и волки

Рабочий день в общине "Мола" начинается в четыре утра. После завтрака работники выезжают в стадо и табун. К слову, работают здесь пятеро человек: Яков с отцом и трое наемных работников. Олени мигрируют по четырем маршрутам по землям общины. Работники ведут каждодневный мониторинг и подсчет голов. В последнее время стабильно каждую неделю недосчитываются по одному оленю. А виной всему стая волков, которая уже не первый год орудует на территории общины.
— Вообще, конечно, для оленеводов волки – огромная проблема. Их становится больше и больше из года в год. Сейчас за стадом следует стая из восьми-девяти особей. — Как вы с ними боретесь? Какую поддержку в борьбе с хищниками оказывает район? — По мере возможности ведем отстрел. По-хорошему надо к этому подойти организованно. Раньше ведь и вертолетный обстрел вели, были специальные волчатники.

Понятно, что все сейчас это затратно, требует уйму средств, но и мы в одиночестве не может переломить ситуацию.

Еще одна проблема – полное отсутствие связи. Уже который год обещают установить спутниковый интернет на базе, вроде и оборудование закупить должны были, но увы. — Нам ведь интернет не для праздного дела нужен. Он был бы отличным подспорьем в нашем документообороте, в мобильности отчетности. А то порой просят сдать отчетность "вчера", — смеется Яков Ильич. – Иногда хочется узнать, что в мире творится, но у нас не ловят даже радиостанции. Жаль, что республиканское радио "Тэтим" вещает только в пределах населенных пунктов, порой хочется поймать их радиоволну.

Конечно, проблем в отрасли больше, например, укомплектованность кадрами. В общине круглый год работают только два человека, отец и сын Тарковы, трое наемных трудятся, так сказать, сезонно. Яков Ильич признается, что не отказался бы от постоянных работников, но найти их трудно. Да и молодежи в оленеводстве нет.
— Что смеяться, если самый молодой работник у нас это я, а мне уже скоро 50 лет. Мы интересовались тем, как можно организовать работу подростков в стаде, оказалось, очень много требований для трудоустройства несовершеннолетних, которые пока мы не в силах выполнить. А так, конечно, с удовольствием показали бы, что оленеводство – очень интересная работа. Думаю, многие из ребят, кто хоть раз бы побывал в тундре, обязательно заинтересовались этим делом, — уверен Яков.
Также современных оленных людей удручает тот факт, что не выделяются средства на строительство и капитальный ремонт материально-технической базы, которая из года в год ветшает.

Семья Якова поддержала желание главы семьи уйти в тундру.


"Главное, чтобы жил в гармонии с собой, если ему там хорошо, то и нам хорошо", — говорит супруга Мария.
Женская половина Тарковых ждет отца в Томторе. Старшая дочка учится на подготовительных курсах в вуз, в этом году успешно окончила школу, младшая еще школьница. Успешный стоматолог Мария Борисовна из-за проблем со зрением оставила профессию. Но зато сейчас учится на бухгалтера, чтобы потом вести финансовые дела родовой общины. Так что, похоже, традиционной северной отраслью скоро начнут заниматься все Тарковы.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость