Уголь для металлургов: Южная Якутия - в тренде

Волатильность внешних рынков плюс принятие Парижского соглашения - и планы по увеличению добычи и экспорта
Южная Якутия
Делегация металлургов из Индии заинтересовалась якутским коксующим углем
Фото: официальный сайт УК "Колмар"

21 октября 2019. Волатильность внешних рынков, от которых в большой степени зависит отечественная угольная отрасль, и связанные с этим определенные угрозы и определенные риски, о чем говорил президент РФ Владимир Путин в августе 2019 года на встрече с губернаторами и главами угледобывающих субъектов России, плюс принятие правительством РФ Парижского соглашения заставляет угледобывающие компании искать новые, подчас нетривиальные пути развития своего бизнеса. Просто добыть и просто продать сейчас не получается. Каковы требования времени и как им соответствовать – в обзоре ИА YakutiaMedia.

Немного о Парижском соглашении

Начнем с Парижского соглашения, поскольку новость о его принятии правительством РФ стала весьма актуальной как для отечественной угольной промышленности, так и для экономики страны в целом.

Напомним, Парижское соглашение – это соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, регулирующее меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере с 2020 года. Соглашение было подготовлено взамен Киотского протокола в ходе Конференции по климату в Париже и принято консенсусом 12 декабря 2015 года, подписано же 22 апреля 2016 года. Россия также подписало соглашение в этот день. Оставалось ожидать его ратификации Государственной Думой. Однако это не произошло и по сей день, поскольку у Парижского соглашения в нашей стране было немало противников, утверждавших, что его принятие негативно скажется на угледобывающей промышленности и на всей российской экономике в целом.

Летом 2016 года бизнес-сообщество призвало президента Владимира Путина не утверждать документ. В РСПП заявили, что реализация соглашения негативно отразится на темпах экономического роста, а обязательство довести выбросы в атмосферу ниже уровня 1990 года Россия уже перевыполнила.

Тем не менее, в апреле 2019 года президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия ратифицирует Парижское соглашение после всестороннего анализа последствий его реализации. 5 июля вице-премьер Алексей Гордеев дал поручение Минприроды совместно с МИД России до 1 сентября внести в правительство проект федерального закона о ратификации соглашения. Наконец, 21 сентября Постановлением правительства РФ Парижское соглашение было принято. Причем с такой формулировкой: "Соглашение не содержит предусмотренных российским законодательством оснований для ратификации. В соответствии с Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" согласие России на обязательность для нее Парижского соглашения выражается в форме его принятия. Подписанным постановлением принято такое решение".


Президент РФ Владимир Путин. Фото: ИА PrimaMedia

По данным агентства Bloomberg, растиражированным многими российскими СМИ, ратификация в обход депутатов не позволит оспорить позицию Кремля противникам соглашения, в том числе в сфере энергетики и металлургии. По словам осведомленных источников, близких к обсуждению вопроса в Кремле, изменению позиции Владимира Путина по выбросам парниковых газов за последние два года поспособствовал ряд факторов, среди которых — лоббизм со стороны европейских лидеров, в частности из Германии, Франции и скандинавских стран. Решение о ратификации обусловлено "холодным экономическим и политическим расчетом".

Впрочем, у такого решения президента возможны и другие причины, точнее, комплекс причин. На упомянутой нами встрече с губернаторами и главами угледобывающих регионов России Владимир Путин подтвердил задачу по увеличению добычи и экспорта угля, отметив важность соблюдения всех экологических норм и стандартов уледобычи и перевалки угля в портах. Одновременно делается упор на внедрение новых современных технологий, исключающих риски для работников шахт и уменьшающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно обновленной "Долгосрочной программе развития угольной промышленности России на период до 2030 года", разрабатываемой Министерство энергетики РФ, добыча угля в стране к 2035 году должна вырасти с нынешних 440 млн тонн до 550-670 млн тонн.

Российский парадокс: добываем меньше, экспортируем больше

А между тем, ситуация на мировом рынке угля заставляет задуматься, насколько "миссия выполнима".

Подробнее со всеми раскладами можно познакомиться в обзорной статье издания "Коммерсантъ", вышедшей в июне 2019 года и концептуально озаглавленной "Замкнутый многоугольник". Подводя итоги первого полугодия текущего года, "Ъ" замечает, что за первое полугодие 2019 года добыча угля в стране составила 212,1 млн тонн, что на 0,8% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.

Основные причины вынужденной стагнации – переизбыток привычного европейского рынка и, как следствие, падение цен почти вдвое (до уровня 2003 года). "Основными причинами падения стали низкие цены на газ, стимулирующие перевод на него электростанций, теплая зима, растущая плата за выбросы CO2 в Европе и замещение угольной генерации возобновляемой. Падение цен мало затронуло коксующиеся угли, которые используют металлурги: по данным УГМК, средняя цена с поставкой из Австралии в первом квартале упала на 5,4%, до $181 за тонну", — говорится в статье "Коммерсанта".

Все без исключения участники рынка уверены, что сегодня поставлять энергетический уголь в Европу невыгодно никому. Именно поэтому традиционные поставщики энергоугля в Европу — Россия, Колумбия, США и ЮАР — стараются перенаправить объемы в Азию.


Экспорту российского угля в АТР поможет хорошая логистика. Фото: ИА PrimaMedia

Парадокс: при том, что добыча угля в стране в первом полугодии 2019 года снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, российский экспорт каменного угля вырос на 9,6% и достиг порядка 8,7 млрд долларов. В объемном выражении поставки угля составили порядка 104,3 млн тонн, что на 7,6% больше, чем годом ранее (данные единого информационного портала "Экспортеры России"). Экспорт кокса и полукокса за январь-июнь составил около 1,7 млн тонн (+13,4%) стоимостью 423 млн долларов (+11,1%).

"Российские угольщики называют "направлением для выживания" АТР: спрос в большинстве стран региона остается высоким. Согласно годовому отчету СУЭК, в 2018 году общий спрос в АТР увеличился на 8%, до 803 млн тонн. В Китае, несмотря на политику ограничения импорта, по энергоуглю он за январь—май не снизился, а коксующегося угля — вырос почти на 30%. В Индии планы по добыче в стране не выполняются, электростанции вынуждены увеличивать закупки на внешних рынках, рассказывают источники “Ъ” на рынке. В 2018 году основной рост спроса на российский уголь в АТР был в Японии, Южной Корее и на Тайване (на 17%, до 43 млн тонн, что составляет около 43% экспорта российского угля на восток)", — отмечается в обзоре, подготовленном "Ъ".

"Миссия выполнима"?

Итак, Азиатско-Тихоокеанский регион является наиболее перспективным для сбыта угля. "По прогнозам самих угольщиков, объем перевалки их продукции через порты Дальнего Востока в страны АТР к 2024 году может увеличиться почти на 40% и составить не менее 125 млн тонн сырья. Однако планы по наращиванию экспорта угля в восточном направлении будут, прежде всего, связаны с развитием Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей", — резонно замечает ТАСС в аналитической статье "Эксперты: развитие Транссиба и рост цен позволят увеличить добычу угля в России".

Резкое падение цен на энергетический уголь, плюс проблемы с доставкой добытого угля в порты Дальнего Востока заставляют искать новые пути выполнения задачи, поставленной президентом. Один из таких путей – освоение новых месторождений, расположенных в самом Дальневосточном федеральном округе, то есть поближе к портам Приморья и Хабаровского края. Второй путь – добыча высококачественного коксующего и энергетического угля, в первую очередь коксующего, потребность в котором будет всегда, ибо он применяется в металлургии.


Погрузка угля в одном из приморских портов. Фото: ИА PrimaMedia

В статье ТАСС приводится два примера – увеличение добычи коксующего угля компанией "Воркутауголь", основным потребителем продукции которого является Череповецкий металлургический комбинат, и компания "Колмар", владеющая Инаглинским и Денисовским горно-обогатительными комплексами в Южной Якутии и активно занимающаяся добычей и переработкой коксующихся углей и их поставкой на российский рынок и в страны АТР.

Согласно данным, которые приводит отраслевой портал о горнодобывающей промышленности "Союз горных инженеров", в своем последнем анализе тенденций в отрасли Fitch Solutions устанавливает прогноз цен на коксующийся уголь на 2019 год в размере 195$ за тонну. Аналитики прогнозируют, что цены останутся повышенными, учитывая высокий спрос со стороны сталелитейного сектора Китая, поскольку отношения между США и Китаем ухудшаются, а вероятность дальнейшей экономической поддержки со стороны правительства замедляющейся экономике Китая возрастает. В 2026 году аналитики прогнозируют, что Россия превзойдет Индонезию в качестве третьего по величине производителя коксующегося угля в мире и что с годами Китай, Австралия и Индонезия будут постепенно терять долю на мировом рынке добычи коксующегося угля в пользу России, Индии и Монголии.

Цель – стать компанией №1 в России по реализации коксующих углей

Именно такую дерзкую задачу ставит перед собой якорный резидент ТОР "Южная Якутия" компания "Колмар". И, как оказалось, не только ставит, но уже и реализует, причем в самом нужном для российской экономики направлении – уход от примитивного сырьевого эксперта к экспорту продукции с добавленной стоимостью.

На пятом Восточном экономическом форуме, который прошел во Владивостоке 4-6 сентября 2019 года, председатель совета директоров АО "Колмар Груп" Анна Цивилёва подробно рассказала об этом в своем выступлении "Панельная сессия "Участие Дальнего Востока в глобальных цепочках добавленной стоимости. Эффективные стратегии".


Анна Цивилева представляет проекты компании "Колмар" на ВЭФ-2019. Фото: официальный сайт УК "Колмар"

"Сегодня наша компания реализует три инвестиционных проекта на Дальнем Востоке. Это строительство двух горно-обогатительных комплексов на территории Республики Саха (Якутия) и строительство глубоководного специализированного порта для круглогодичной перевалки угля в Ванинском районе Хабаровского края. Причем мы единственная компания в России, которая развивала свои угольные активы без советского наследия в виде приватизационных активов, то есть с нуля, являясь, по сути, компанией greenfield", — сказала Анна Цивилёва.

Самое интересное заключается в том, что "Колмар" пришел к управлению в кризисный 2014 год, когда цены на уголь резко упали. Нанятая известнейшая международная консалтинговая компания, изучив южноякутские активы "Колмар Групп" посоветовала прекратить производство и немедленно выйти из бизнеса.

Вместо того чтобы последовать совету маститых экспертов, компания разработала свою стратегию развития, которая впоследствии привела к тому, что в настоящее время "Колмар" входит в пятерку крупных холдингов по добыче, переработке и реализации дорогостоящих коксующихся углей, без которых не может обойтись металлургия. Более того, следуя избранной стратегии, уже через 2 года "Колмар" намерен стать компанией № 1 в России по реализации коксующихся углей.

"В чем она заключалась наша стратегия? В том, что, несмотря на кризис и падение цен на уголь, мы пошли путем строительства шахт и обогатительных комбинатов. Благодаря этому стали получать уголь стабильного высокого качества и после его обогащения концентрат высокого качества с маржинальной добавленной стоимостью. Это позволило увеличить цену нашего продукта в три раза и открыло для нас перспективные экспортные рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где мы успешно реализуем свою продукцию", — сообщила Анна Цивилёва.

В настоящее время "Колмаром" заключены долгосрочные контракты с крупнейшими мировыми металлургическими компаниями в Японии и Китае. Большой интерес к компании проявили и в Индии.


Переговоры с индийскими партнерами. Фото: официальный сайт УК "Колмар"

Очередной этап переговоров о сотрудничестве российских добытчиков премиального коксующегося угля с энергетиками и металлургами Республики Индия прошли тут же, на полях ВЭФ-2019. А спустя месяц, в октябре 2019 года, представители ведущих металлургических компаний Индии приехали с рабочим визитом в Нерюнгринский район республики для того, чтобы оценить производственные мощности угледобывающей компании "Колмар".


Индийская делегация на предприятии компании "Колмар". Фото: пресс-службы Нерюнгринского района

У них к 2025 году есть большая нехватка коксующегося угля, и в связи с этим гости из Индии ищут возможности в России закрыть свои потребности по угольному концентрату", — пояснил заместитель директора по производству – технический директор ООО "УК "Колмар" Алексей Труфанов.

Прогнозы начинают сбываться. В Якутии

Как видим, прогнозы экспертов Fitch Solutions начинают осуществляться. В том числе на Дальнем Востоке. Как отметил глава Якутии Айсен Николаев, выступая в рамках деловой программы Российской энергетической недели, не так давно проходившей в Москве, сегодня объемы запасов угля на Дальнем Востоке составляют 35 млрд тонн, из них в Якутии – 15 млрд тонн. При этом прогнозный потенциал угольных месторождений по Дальнему Востоку оценивается в 1 трлн тонн, из них 90% отводится якутским угольным бассейнам.

"Сегодня Дальний Восток после Сибирского федерального округа занимает второе место в стране по объемам добычи угля. За прошлый год на Дальнем Востоке добыто 74 млн тонн угля, из них почти 18 млн тонн в Якутии. Это абсолютно рекордные показатели для нашего региона за всю историю существования угольной промышленности", — подчеркнул Айсен Николаев.


На одном из предприятий компании "Колмар". Фото: официальный сайт УК "Колмар"

Среди ключевых инвестпроектов в угольной промышленности глава Якутии назвал проекты УК "Колмар" ГОК "Денисовский" и ГОК "Инаглинский", которые к 2022 году должны выйти на объем добычи более 22 млн тонн. Второй проект связан с освоением одного из крупнейших месторождений в мире – Эльгинского месторождения, расположенного на востоке Якутии. К 2030 году здесь объемы добычи угля должны выйти на 30 млн. тонн. Айсен Николаев отметил, что довольно крупные проекты также реализуются в Забайкальском и Хабаровском краях, на Сахалине, Чукотке и Магадане.

"В ближайшие 15 лет объем добычи угля на Дальнем Востоке вырастет практически в два раза и превысит 150 млн тонн. По Якутии к 2030-2035 году мы сможем выйти на объемы добычи угля в 50 млн тонн, а к 2023 году мы рассчитываем выйти на 30 млн тонн. Это очень серьезная заявка, но мы уверены, что в этом нам помогут проекты, которые сегодня реализуются на территории Якутии компаниями "Колмар", "Мечел", "ЯкутУголь" и другими", — поделился Айсен Николаев.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость