Законопроект о господдержке предпринимательства в Арктике нуждается в доработке - Ил Тумэн

Якутские депутаты отметили три основные проблемы, на которые стоит обратить внимание
Законопроект о господдержке предпринимательства в Арктике нуждается в доработке - Ил Тумэн
Фото: пресс-служба Ил Тумэн

10 июля 2019. Отзыв Госсобрания (Ил Тумэн) на проект федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации"", разработанный Минвостокразвития рассмотрен 9 июля на расширенном заседании Совета якутского парламента. Госсобрание (Ил Тумэн) отмечает, что законопроект рассмотрен республиканскими органами госвласти, народными депутатами Якутии и общественными организациями. По итогам обсуждения региональный парламент пришел к выводу, что законопроект нуждается в доработке. Об этом ИА YakutiaMedia сообщили в пресс-службе парламента.

Во-первых, по мнению якутских депутатов, законопроектом вводится избыточное государственное управление Арктической зоной тремя субъектами: государственной комиссией по вопросам развития Арктики, уполномоченным федеральным органом и управляющей компанией.

Проект смоделирован с федерального закона №473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития Российской Федерации", особенно в части создания управляющей компании. Однако, в том законе речь идет о локальных территориях, а Арктика – это мегарегион, где действуют международные соглашения 8 стран, включены целые и цельные региональные территории 16 субъектов Российской Федерации, что составляет 60% территории государства. Это приведет к нарушению Конституции Российской Федерации в части распределения полномочий между федеральными органами и субъектами Российской Федерации.

Во-вторых, практически вся Арктическая зона Российской Федерации – это территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, но при этом не содержит норм, которые бы защищали их права.

Соответственно, парламент Якутии считает необходимым предусмотреть:

— меры по охране территорий традиционного природопользования и гарантий прав коренных малочисленных народов для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни;

— нормы, закрепляющие участие органов местного самоуправления, родовых общин в согласовании вопросов строительства объектов;

— нормы обязательного участия резидентов в социально-экономическом развитии муниципальных образований арктической зоны.

В-третьих, законопроектом предусматривается право уполномоченного органа принимать решения о принудительном отчуждении (изъятии) земельных участков и расположенного на них имущества. Ил Тумэн считает, что уполномоченный федеральный орган не должен обладать таким широким правом на изъятие земельных участков и объектов недвижимого имущества, а может обладать полномочиями по управлению и распоряжению свободными от прав других лиц земельными участками в федеральной собственности. Кроме того, передача управляющей компании полномочия по управлению и распоряжению земельными участками не отвечает части 3 статьи 15 федерального закона №135-ФЗ "О защите конкуренции".

Кроме того, парламент республики предлагает конкретизировать процедуру проведения государственной экологической экспертизы с соблюдением принципов независимости, научной обоснованности, объективности, а также ввести обязанность проведения этнологической экспертизы. Республика Саха (Якутия) — единственный субъект Российской Федерации, где с 2010 года реализуется региональный закон "Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)" в целях защиты исконной среды обитания КМНС.

Госсобрание (Ил Тумэн) также констатирует, что положения законопроекта не учитывают, что значительная часть территорий, расположенных в прибрежной зоне, относится к пограничной зоне Российской Федерации, которые должны быть исключены из сферы действия законопроекта. В частности, на территории Якутии предлагается исключить территории сельских поселений Олеринского, Походского наслегов и поселка Черский Нижнеколымского улуса, Берелехского, Русско-Устьинского наслегов и поселка Чокурдах Аллаиховского улуса и т.д.

Общеизвестно, что тундровые и лесотундровые пространства являются местами гнездовий многих видов птиц и ареал распространения многих эндемичных животных. Разрушение почвенного покрова в этих местах приведет к тяжелым последствиям и разрушению биоразнообразия животного и растительного мира. В этой связи, парламент Республики Саха (Якутия) необходимо оговорить обязанности резидентов по охране окружающей среды, по разработке экологически безопасных технологий добычи полезных ископаемых.

Справка: Проект федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" разработан в соответствии с пунктом 3 перечня поручений Президента РФ от 7 марта 2019 года № Пр-528 и предусматривает специальные меры государственной поддержки инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, обратив особое внимание на стимулирование осуществления геолого-разведочных работ и строительство объектов инфраструктуры за счет частных инвестиций.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость