Михаил Николаев принял вызов времени и возглавил историческую миссию по возрождению Якутии

Исторические факты о том, как республика стала Государственной
День государственности РС (Я)
Фото: с сайта Ил Тумэн

27 сентября 2017. По мнению почетного гражданина Якутии, заслуженного работника народного хозяйства Климента Иванова первый президент Республики Саха (Якутия) Михаил Николаев в начале 90-ых годов принял вызов времени и возглавил историческую миссию по возрождению региона. О том, как шло становление Государственности читайте в материале ИА YakutiaMedia.

Вся история новой Якутии началась на самом деле с так называемой перестройки и перехода на рыночную экономику с 1990 года. Нам, советским, да и партийным руководителям среднего и нижнего звена, привыкшим выполнять партийные и правительственные директивы, также всю созидательную работу проводившим на непрерывном бюджетном и материально-техническом обеспечении из центра, стало очень трудно, и постепенно остановилось маховое колесо, обеспечивавшее развитие общества. С переходом на рыночные взаимоотношения прекратились централизованное планирование, материально-техническое снабжение, централизованные бюджетные вливания, прервались горизонтальные и вертикальные связи между производителями материально-технических ценностей и потребителями. Вся плановая и регулируемая народнохозяйственная система рухнула, и промышленные предприятия вынуждены были перейти на самофинансирование. Все субъекты страны перешли на налоговую систему.

Раньше большую долю бюджета республики составляла дотация из центра. С 1990 года практически ее не стало, осталась мизерная доля. Наступили экономическая депрессия и финансовый кризис.

В результате в конце 1990 года абсолютное большинство промышленных предприятий стали убыточными. Для обеспечения самофинансирования предприятий республики потребовалось повышение оптовых цен на уголь в 3,2 раза, природный газ – в 4,5 раза, тарифов на электроэнергию – в 2,9 раза, цен на лесоматериалы – в 2,5 раза. Размер платы за банковский кредит увеличился в пять раз.

Эта ситуация поставила 38 крупных предприятий на грань банкротства, в том числе "Якутуголь", "Якутлес", "Якутгазпром", "Якутскэнерго", "Якутзолото" и другие. Без работы могли остаться десятки тысяч человек.

Убытки пассажирского транспорта повлекли рост цен на авиалиниях в два раза, на городских автобусах в пять раз. Капиталовложения из централизованных источников практически прекратились.