Сложная логистика, прогулки по льду и другие особенности весеннего половодья в Якутии

О транспортной оторванности республики во время периода распутицы
Сложная логистика, прогулки по льду и другие особенности весеннего половодья в Якутии
Фото: Скриншот ИА YakutiaMedia

26 апреля 2017. Реки считаются основной транспортной артерией в Якутии. Летом речные перевозки обеспечивают транспортную доступность между поселениями, по ним доставляют жизненно-необходимые грузы и топливо в отдаленные районы. В зимний период на реках начинают функционировать ледовые переправы, через которые также организуют перевозки пассажиров и грузов. По весне начинается ежегодно повторяющийся период застоя — когда снег и лед начинают интенсивно таять, а целые поселения остаются буквально оторванными от внешнего мира. О том, как важно перейти на тот берег до начала распутицы и почему люди готовы рисковать жизнью, гуляя по тонкому льду – в материале ИА YakutiaMedia.

К 15 апреля все ледовые переправы Якутии были закрыты, грузоподъемность на реках начали снижать еще в конце марта. Казалось бы, все были заранее проинформированы, но из года в год ситуация с несанкционированными выездами на лед повторяется. Люди беспечно переправляются на тот берег по своей нужде и наличие воды здесь не помеха.

"Ежедневно с целью предупреждения населения о небезопасности выхода и о запрете выезда на весенний лед водоемов проводятся более 30 рейдов и патрулирований на водных объектах республики с привлечением более сотни человек. В ходе рейдов безопасности уже предотвращен ряд несанкционированных выездов на лед, проведены индивидуальные беседы с рыбаками-любителями, безответственными водителями, а также пассажирами автотранспортных средств", — прокомментировали в ГУ МЧС РФ по РС(Я)

В управлении отметили, что для человека безопасным считается лед толщиной не менее 15 сантиметров, для автомашин – не менее 35 сантиметров.


Сложная логистика, прогулки по льду и другие особенности весеннего половодья в Якутии. Фото: PrimaMedia

Такие рискованные выезды на лед не поддаются логике еще потому, что на переправе Якутск – Нижний Бестях с района Даркылах и с 202 микрорайона каждый год в этот период курсируют суда на воздушной подушке. В этом году пассажирские перевозки начали осуществлять уже с 18 апреля. Стоимость проезда в одну сторону пока составляет тысячу рублей, но она может увеличиться до двух тысяч рублей по мере осложнения ледовой обстановки.

Во время закрытия ледовой переправы также на тот берег осуществляет рейсы вертолет МИ-8 авиакомпании "Полярные авиалинии" по маршруту Маган-Манныаттах-Маган. В самой компании со сроками и тарифами полетов пока не определились, но сообщили корр. ИА YakutiaMedia, что цены останутся прежними. "Обычно стоимость проезда одного пассажира в одну сторону составляет четыре тысячи рублей. Тарифы на грузоперевозки еще не утверждены. Ждите официальной информации", — добавили в компании.

Что ж, будем ждать.

Кстати об авиации. Накануне были закрыты два якутских аэропорта "Зырянка" и "Среднеколымск". Причиной стало размокание взлетно-посадочной полосы из-за оттайки грунта. К слову, воздушное сообщение для этих северных районов является единственной нитью, соединяющей с внешним миром, особенно в весенний период. На сколько районы на Колыме остались без авиаперевозок и когда откроются главные воздушные ворота пока неизвестно. В пресс-службе ФКП "Аэропорты Севера" сообщили, что "возобновление работы аэропортов планируется в самое ближайшее время, в зависимости от погодных условий", т.е., после дождичка в четверг.

Пока нерадивые водители переплывают на авто реку Лену, а север Якутии вынужденно отрезан от мира, на западе дела обстоят еще хуже. Вилюйская группа улусов всегда славилась своей сложной логистикой: в летнее время, чтобы доехать до того же Сунтарского улуса, нужно переплыть четыре парома, на которые еще нужно успеть. Весной эти четыре переправы, как правило, закрываются, но в отличие от столицы, местным жителям никаких альтернатив не предлагается. Они полностью отрезаны от мира.

Начальник отдела эксплуатации автодорог ФКУ Упрдор "Вилюй" Руслан Макаров: "15 апреля переправы закрываются, но до 1 мая люди все равно переходят их пешком. Воздушные перевозки через реки не предусмотрены, суда на воздушной подушке тоже не ходят, там интенсивность движения низкая. Поэтому люди привыкли уже к такому. В этом году река вскроется 8-9 мая в Сунтарском и Нюрбинском улусах, что на 10 дней раньше срока, через 3-4 дня ледоход пройдет, и частники на моторных лодках возобновят движение. 15 мая, я думаю, уже пойдут первые паромы".


Сложная логистика, прогулки по льду и другие особенности весеннего половодья в Якутии. Фото: Скриншот ИА YakutiaMedia

Вот так на время распутицы люди остаются оторванными от цивилизации. В Якутск правда осуществляются авиаперевозки, но ими в районах никто особо и не пользуется.

"На самолетах старики и дети летают, благодаря субсидированным билетам, а мы все на такси. Так дешевле. У нас билет до Якутска на самолете стоит от 8,5 тысяч рублей до 12 тысяч рублей и это за почти двухчасовой полет! Я лучше заплачу 3,5 тысячи на такси. Да, мои родственники переходят пешком через реки Вилюй, Тюкэн и Марху, конечно только мужчины, женщины то боятся. Вообще у нас сложная логистика. Летом еще более-менее, на паром главное успеть", — прокомментировала жительница Нюрбинского улуса Елена Павлова.

Избавить жителей вилюйской группы улусов от этой проблемы может только долгожданный мост. Нет, речь идет вовсе не о многострадальном мосте через Лену, которого ждет вся Якутия, а об уникальном круглогодичном мосте через реку Марха. Строительство было начато в декабре 2015 года, завершение запланировано на конец 2018 года. Общая стоимость государственного контракта по строительству мостового перехода через реку Марха составляет 4,7 млрд рублей. В завершении работ, данный участок будет иметь третью категорию автомобильных дорог, протяженность участка строительства составляет 6 км. Расчетная скорость движения автотранспорта на участке составит 100 км в час. Ширина проезжей части при двух полосах составит 7 метров. "Когда откроем мост, тогда жители Нюрбинского, Мирнинского и Сунтарского улусов будут беспрепятственно передвигаться", — сказал Руслан Макаров.

Один сезон сменяет другой, а Якутия перманентно находится в состоянии транспортной оторванности. Остается только ждать и надеяться, что когда-нибудь этот механизм заработает в обратную сторону, а тот берег станет ближе и безопаснее.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Стихия, деньги и закон, или Как Север Якутии чуть не лишился "дороги жизни"

Поездка ценою в жизнь: когда беспечность якутян кормит нелегальных перевозчиков

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость