Восток Инжиниринг: Руду из Томторского района будем транспортировать в big bag-контейнерах

Об этом управляющий директор компании сказал в ходе встречи с депутатом Виктором Федоровым
Томторское месторождение
Фото: Сергей Доля

16 марта 2017. По словам руководителя компании "Восток Инжиниринг" Сергей Сергиенко, добытую руду будут транспортировать в "big bag"-контейнерах, основными характеристиками которых являются абсолютная герметичность, исключение пыления и водопроницаемости и прочность, чтобы контейнеры удерживали вес мёрзлой породы. Напомним, в рамках реализации подпрограммы "Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов" государственной программы РФ "Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности" в Якутии реализуется проект освоения Томторского месторождения ниобия и редкоземельных металлов. На встрече председателя постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры Виктора Фёдорова с управляющим директором ООО "Восток Инжиниринг" Сергеем Сергиенко были обсуждены планы по освоению месторождения. Об этом ИА YakutiaMedia сообщили в пресс-службе Ил Тумэна.

Как отметил Сергей Сергиенко, компанией уже проведены геологоразведочные работы.

Сергей Сергиенко

руководитель ООО «Восток-Инжиниринг»

Автор фото: Ил Тумэн

"В первом квартале 2018 года планируем выйти на государственную комиссию по постановке запасов на государственный баланс, после утверждения баланса запасов приступим к проектированию. На текущий момент нет окончательного понимания с технологией переработки руд. Обогащение руды будет производиться за пределами Якутии – в Читинской области или в Красноярском крае. Окончательное решение по площадке не принято, потому что до конца не определена технология конечного продукта, разработкой которой занимается Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья им. Н. М. Федоровского".

Виктор Фёдоров задал руководителю ООО "Восток-Инжиниринг" вопросы, которые волнуют население Якутии: Как будет добываться и транспортироваться руда? Руда радиоактивная? В каких контейнерах планируется вывозить руду из Томтора? Что останется на месте разработки проекта? Как будет проводиться рекультивационные работы? Как повлияет разработка проекта на уникальную природу севера республики? Что будет при возникновении внештатной ситуации при транспортировке руды на реке Лене? Можно ли вывозить руду по территории Национального парка "Ленские столбы", включённого в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО?

В рамках реализации проекта в Оленёкском улусе на участке "Буранный" на базе Томторского месторождения предполагается построить горнодобывающий комбинат производительностью 200 тысяч тонн руды в год, создать транспортную инфраструктуру для транспортировки руд на места переработки за пределами республики.В данное время оцениваются варианты транспортной логистики доставки руд до места их переработки.

Напомним, в начале февраля республиканские СМИ взбудоражила информация о том, что ООО "Восток Инжиниринг" планирует начать строительство причала для перевалки радиоактивной руды с Томторского месторождения недалеко от села Качикатцы Хангаласского района. Между тем, Сергей Сергиенко на встрече с парламентарием Виктором Фёдоровым отметил, что транспортная инфраструктура также не утверждена. На сегодняшний день компания рассматривает целых семь вариантов транспортировки руды к месту переработки. По словам руководителя ООО "Восток Инжиниринг", каждый из вариантов транспортировки – разными путями и различным транспортом – имеет свои "плюсы" и "минусы", недостатки и преимущества. К примеру, рассматривался вариант транспортировки через Нижний Бестях, Усть-Кут, Дудинку Красноярского края.


Восток Инжиниринг: Руду из Томторского района будем транспортировать в big bag-контейнерах. Фото: пресс-служба Ил Тумэн


В ходе разговора обсуждены критерии к упаковке, используемой при транспортировке руды. По словам руководителя компании, породу будут транспортировать в "big bag"-контейнерах, основными характеристиками которых являются абсолютная герметичность, исключение пыления и водопроницаемости и прочность, чтобы контейнеры удерживали вес мёрзлой породы. Представитель компании заверил, что для транспортировки будут выбраны "big bag"-контейнеры высокого качества, исключающие потери породы, так как сама руда является очень ценной.

Для вас важна дорогая руда, а для нас – безопасность наших людей и экологии северной республики, – заметил Виктор Фёдоров.

Компания ООО "Восток Инжиниринг" пришла работать в Якутию в мае 2014 года, выиграв аукцион на право пользования участком недр Томторского месторождения для разведки и добычи руд ниобия, редкоземельных металлов, скандия и попутных компонентов. Месторождение, находящееся на территории Жилиндинского наслега Оленёкского эвенкийского национального района, является основным стратегическим сырьевым источником редкоземельных металлов в России, считается уникальным как по запасам, так и по содержанию в них полезных компонентов. К примеру, содержание пентаоксида ниобия в руде участка "Буранный" в три раза превышает его содержание в самом богатом месторождении мира – в Араше в Бразилии. Основными полезными компонентами являются ниобий, итрий, скандий и редкоземельные металлы лантан, церий, празеодим, неодим, европий и самарий.

В июне 2014 года в парламенте республики состоялось совещание, на котором стороны обсудили планы по реализации проекта. На том совещании заместитель генерального директора ООО "РТ-Глобальные Ресурсы" Игорь Демидов сообщил, что планируется начать геологоразведочные работы не позднее 18 месяцев со дня государственной регистрации лицензии; срок завершения геологоразведочных работ, подготовка постоянных разведочных кондиций и подсчёт запасов должен был составить 60 месяцев (5 лет); подготовка согласования и утверждения технического проекта освоения недр – 84 месяца (7 лет); строительство объектов инфраструктуры, необходимых для освоения участка недр – 8 лет; ввод в эксплуатацию горного предприятия – в течение 9 лет, выход предприятия на проектную мощность осуществляется не позднее 10 лет со дня государственной регистрации. Но сегодня по факту видим, что сроки реализации проекта сокращены.

На сегодняшний день геологи из Томтора уже выехали, на месте геологоразведки остался небольшой посёлок из вагончиков. Геологические скважины затампонированы и законсервированы. Геологический керн, упакованный в герметичную упаковку, хранится в специально построенном кернохранилище.

На Томторе проводится постоянные наблюдения за радиационным фоном.

Заметим, что контейнеры, направленные на исследования, отнесены к I транспортной категории, поэтому, по сути, руду можно перевозить на автомобилях без специального оборудования, а также на железнодорожном транспорте и в грузовых отсеках. Контрольные измерения контейнеров производятся также Общественным советом в Оленьке. Кроме того, экологическое сопровождение геологоразведочных работ проводит научно-исследовательский институт прикладной экологии Севера Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова по специальной Программе комплексного экологического мониторинга, согласованной с Минохраны природы Якутии.

Сергей Сергиенко отметил, что о безопасности освоения месторождений редкоземельных металлов говорит опыт освоения Ловозёрского месторождения в Мурманской области, который до сих пор остаётся единственным осваиваемым природным источником редкоземельных металлов в России. Разведка месторождения проводилась ещё в далёких 1934–1978 годах. Получаемый на Ловозёрском ГОКе концентрат поступает на гидрометаллургическую переработку на Соликамский магниевый завод, который выпускает карбонаты редкоземельных металлов. То есть в Мурманской области непосредственно с добычей производится переработка и обогащение руды. Между тем, по словам Сергиенко, месторождение и переработка находятся на берегу озера Умбозеро на Кольском полуострове, в которой водится красная рыба, в непосредственной близости находится Национальный парк Хибины, который считается уникальным с точки зрения геологического строения и рельефа, редких видов растений Мурманской области.

Виктор Фёдоров предложил съездить и своими глазами посмотреть, как отразилось многолетняя добыча редкоземельных металлов и переработка руды на населении области и уникальной арктической природе. Кроме того, руководитель ООО "Восток Инжиниринг" пригласил народных депутатом республики 21 апреля посетить Томторское месторождение в Оленёкском улусе.


Сергей Сергиенко подчеркнул, что компания "Восток Инжиниринг" является ответственным недропользователем, проект по освоению Томторского месторождения будет реализован в строгом соответствии с действующим федеральным и республиканским законодательством в сфере недропользования. Кроме того, компания показывает пример социально ориентированного недропользования. Так, ООО "Восток Инжиниринг" заключены Соглашения о Социально-экономическом сотрудничестве с Республикой Саха (Якутия) и Оленёкским эвенкийским национальным районом. "Мы зарегистрировали своё предприятие в Оленёкском улусе. Моим местом работы является Оленёкский улус", – сказал он. Таким образом, предприятие будет платить налоги у нас, пополняя доходную часть местного бюджета Оленёкского улуса. Сергей Сергиенко отметил, что "Восток Инжиниринг" в своей деятельности придерживается открытой политики, гарантирует бережное отношение к природе, уважение к традициям и устоям местного населения и коренных малочисленных народов Севера.

Виктор Фёдоров отметил, что данный проект имеет статус не района, а как минимум республиканского значения, так как производство и транспортная цепочка охватывают десятки улусов республики. "Необходимо комплексно изучить данную проблематику", – подвёл итоги рабочей встречи председатель профильного парламентского комитета Якутии.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость