21 февраля 2017. В Усть-Янском улусе Якутии в период с 9 по 30 января 2017 года длилась затяжная пурга. В итоге снегом "запечатало" два горных перевала км 37 — 50 и км 105 — 140 автодороги круглогодичного пользования "Яна" по маршруту "Депутатский – Усть-Куйга". Данный автозимник играет ключевую роль в перевозке и доставке топлива из речного порта Усть-Куйги для таких поселков, как Депутатский и Сайылык. Проезд для транспорта закрыли 21 января, запрет длился на протяжении 17 дней. Расчистка дорог началась сразу же по завершению пурги 30 января. Через день администрация улуса ввела режим "Чрезвычайной ситуации" в целях мобилизации всех сил и средств. 7 февраля прошли первые машины, 13 февраля был снят режим ЧС, а 15 февраля автозимник был полностью пробит. О том, как велись дорожные работы — в репортаже ИА YakutiaMedia.
Дорожники Якутии продолжают расширять снегозаносимые участки в Усть-Янском районе. Фото: Нюргуяна Иванова
Направление "Депутатский – Усть-Куйга" региональной трассы "Яна" является дорогой круглогодичного использования. Протяженность составляет 224 км, из которых 19 км – это дорога с односторонним движением. Проезжая часть составляет 4,5 метра. В 2016 году дорогу передали под обслуживание Казенного предприятия "Дороги Арктики". Техника предприятия пока не базируется, подрядчиком выступает ИП "Кривошапкин".
Карта автомобильных дорог Усть-Янского улуса. Фото: Атлас автомобильных дорог РС(Я)
Аномальные условия в этом районе, согласно справке Гидрометцентра России, были в последний раз в 1972 году. Уровень снега составляет выше критического на 200%. Высота снежных заносов составляет 1,5 метра, местами доходит до 2,5 метров.
Своими глазами: как автодорогу "Яна" освобождали от снежного плена. Фото: Нюргуяна Иванова
"Для усиления спецтехникой мы заключили договор с подрядчиком, сами пригнали бульдозеры "Shantui 32", карьерник, у них производительность более мощная. А вообще у нас сейчас опыт будет по ликвидации таких последствий именно при помощи бульдозерной техники. У нас на разных участках круглосуточно работают около 30 молодых ребят, для них это большой опыт, главное, что настрой хороший", — рассказал Владимир Чусовской.
Богдан Куличкин. Фото: Нюргуяна Иванова
Богдан Куличкин работает уже 2 сезон: "Нормально работается, в этом году много снега выпало, пурга каждый день была. А сейчас работаем. За день по 8-5 км расчищаем".
Все работники проживают вот в таком передвижной балоке. Внутри есть печка, кровати, кухня:
Семен Прокопьев. Фото: Нюргуяна Иванова
Главный инженер
Семен Прокопьев: "Мы круглосуточно работаем. Смена у нас длится с 8 утра до 20 вечера. 100 км было запечатано полностью за 10 дней все расчистили. А именно этот участок пробит за 3 дня – это порядка 40 км".
По пути мы встретили перевозчиков, чей транспорт провалился под лед. Две единицы техники, перевозившие масло, ТМЦ простояли здесь около двух недель.
Артур Хадонов. Фото: Нюргуяна Иванова
Ильдус Агапов. Фото: Нюргуяна Иванова
Водитель застрявшего УРАЛа Ильдус Агапов: "Дорожники подъезжали, солярку подвезли, все необходимое дали. Бульдозер пришел, нас вытащил на ровное место. Сейчас разогреем машину поедем своим ходом домой. Мы планировали завести груз, но сейчас уже не планируем. Поедем по деревням мелкие грузы развозить".
На 128 км дороги находится дорожно-ремонтный пункт "Полусотый". Во время пурги здесь ночлег нашли водители 10 транспортных средств. На территории участка расположены 5 жилых домиков, баня.
Сергей Булатов. Фото: Нюргуяна Иванова
"21 января страшная пурга была, оттуда все и началось. Много машин здесь остановились и в этих домах где-то неделю находились. Мы их накормили, некоторых на буране привезли, машина у них сломалась, они с Казачьего ехали. А так обычно, во время пурги всегда здесь останавливаются: большие машины, мелкие — неважно. По развилке сразу сюда приезжают, или по спутниковому телефону зовут на помощь", — сказал начальник участка "Полусотый" Сергей Булатов.
Генеральный директор КП РС(Я) "Дороги Арктики"
Автор фото: Нюргуяна Иванова
"Согласно нашему плану, мы сами начнем эксплуатировать дорогу с 2018 года, сейчас мы с администрацией района договариваемся по производственным базам. Тут хотим открыть предприятие, оно будет называться "Северный дорожный участок". Планируется открыть две базы в Усть-Куйге и в Депутатском. По предприятию работает около 100 единиц техники, количество штата — 130".