21 февраля 2017. Территория крайнего Севера всегда слыла своим бездорожьем и отсутствием какой-либо инфраструктуры. Казалось бы, в местах, где летом передвигаться между населенными пунктами возможно лишь на речном и воздушном транспорте, зимой ни о каких передвижениях не может быть и речи. Но это далеко не так. Как раз-таки в этот период, начинают функционировать автозимники, которых нарекли здесь "дорогами жизни". Это пока единственное транспортное сообщение между северными поселениями и внешним миром, через которое организуют пассажирские перевозки и перевозят груз: продовольствие и топливо. В этом году на севере Якутии произошел беспрецедентный случай – на водоемах не могут пробить автозимники, на местах заканчивается запас топлива, отдельные районы вводят режим ЧС. О том, что помешало северному завозу и почему Север чуть было не лишился главной артерии, соединяющей его с материком, – в материале ИА YakutiaMedia.
Председатель Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Якутии
Автор фото: YakutiaMedia
У нас план по перевозке в этом году составляет 707 тысяч тонн грузов. По факту мы перевезли 241 тысячу тонн. Это фактически то, что составляет 34% от общего плана и 52% от плана на действующую дату. Отставание идет на 220 тысяч тонн. Ситуация довольно серьезная.
В конце января наступившего года тревогу забили в Усть-Янском районе на участке Депутатский-Усть-Куйга автомобильной дороги "Яна". Сильная пурга, которая началась 17 января к 30 числу полностью забила трассу и замела путь. Для обеспечения работы автозимников и исключения рисков недопоставки топливно-энергетических ресурсов на объекты жизнеобеспечения в районе были мобилизованы все силы и средства. С 1 февраля муниципалитет ввел режим ЧС, который был снят только 13 февраля. Сейчас район находится в режиме повышенной готовности.
Действительно, в Среднеколымском районе на сегодняшний день не открыт ряд внутриулусных дорог. Например, не пробит автозимник в Березовку, открытие которого планировалось на конец ноября. Сегодня уже середина февраля, а дороги все еще нет.
Для возникновения всей этой ситуации есть свои причины. Пожалуй, самая главная из них – это обильное выпадение осадков во всех арктических и северных районах Якутии. В одном только Усть-Янском районе в этом году выпала двухгодичная норма снега. Сопки, которые в это время уже должны чернеть, все так же стоят под снежным покрывалом.
Размер сугробов на Колыме достигает 2,5 метров, все, что находится под этой грудой снегозапасов, очень плохо замерзает, отсюда большое количество техники, которое просто утонуло.
Председатель Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Якутии
Автор фото: YakutiaMedia
Перевозка топлива в Усть-Яне – это еще самая маленькая проблема, которая на сегодняшний день складывается у нас по районам. Наиболее острая ситуация сложилась в Среднеколымском районе, в части перевозки грузов ГУП ЖКХ. У нас также просто огромный объем перевозок в Верхоянском районе, предприятие которое сейчас абсолютно спокойно все отрабатывает. Так что это не единичный случай.