Юрий Николаев: Мы не можем жить одним годом и рассматривать только текущие дела

Депутат, председатель бюджетного комитета Ил Тумэна рассказал об особенностях бюджета республики
Юрий Николаев
Фото: Василий Кононов, Ил Тумэн

8 декабря 2016. По мнению депутата, председателя бюджетного комитета Ил Тумэна Юрия Николаева, прогнозирование главного финансового документа на три года является показателем экономической стабильности региона. Парламенту еще предстоит обсудить бюджет на предстоящий год во втором и третьем чтениях, ожидается, что поступит большое количество поправок. Об особенностях нынешнего бюджета рассказал корр. ИА YakutiaMedia Юрий Николаев.

— Сегодня бюджет республики рассматривают уже на трехлетний период. Оправдан ли такой подход?

— Ил Тумэн в первом чтении принял основные параметры бюджета. Но это, скорее всего, касается подхода к формированию бюджета по его параметрам. Конечно, мы пытаемся рассмотреть только параметры, но переходим на обсуждение расходов.

Депутаты приняли прогноз параметров бюджета на три года. Это одна из особенностей бюджетной политики. Мы уже принимали главный финансовый документ на трехлетний период – на 2015, 2016 и 2017 годы, потом перешли на однолетний бюджет. Сейчас вернулись на трехлетний. Это говорит о том, что в целом идет стабилизация экономики. Сегодня мы уже можем смотреть чуть вперед.

— Из чего сложилась такая уверенность?

— Экономика РФ нашла в себе резервы. Президент страны в Послании даже сказал: "Нет худа без добра". Мы консолидировались, например, в сельском хозяйстве. Из-за экономических санкций, которые ввели так называемые партнеры, наши сельхозпредприятия не приобретают иностранную технику или стали меньше их приобретать, потому что дорого. В результате началось развитие сельхозмашиностроения, промышленность быстро перестроилась. Уже можем работать на отечественной технике.

Якутия пока пожинает плоды тех времен, когда приобретала импортную технику. Но местные аграрии уже начинают переориентацию и будут работать на собственной технике, и внесут свою лепту в развитие отечественного машиностроения.

Глубоких кризисных последствий я не вижу. Переход на трехлетний бюджет говорит о том, что мы живем ни одним годом, а планируем, смотрим в будущее, более того, рассматриваем стратегию до 2030 года и плановый 2050 год. Мы не можем жить одним годом и рассматривать только текущие дела.

— За счет чего наполняется бюджет республики?

— Доходная часть бюджета состоит из налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, налога на полезные ископаемые, налога на имущество. Неналоговые поступления – это в основном дивиденды. Особенность – налог на добычу алмазов 100% перечисляется в доход республики.

Но сегодня поднимается вопрос, чтобы Якутия получала налоги еще и от добычи углеводородов, для справки, они 100 % перечисляются в федеральный бюджет. Но, я считаю, пока рано говорить об этом, так как 20 млрд рублей дивидендов от АЛРОСА можем тогда не получать. Когда на начнут отчислять налоги и с углеводородов, тогда 100 % алмазных отчислений вряд ли оставят. Тут надо посчитать, сколько потеряем и сколько получим.

— Согласно основным параметрам трехлетнего бюджета, 2018 год самый дефицитный. Почему?

На 2017 год мы прогнозируем доходы с учетом федеральных трансфертов в размере 156 млрд 701 млн рублей, в 2018 году они возрастут до 163 млрд 818 млн рублей, в 2019 году планируется 162 млрд 282 млн рублей. Расходная часть бюджета в 2017 году составит 160 млрд 915 млн рублей, в 2018 году – 162 млрд 209 млн рублей и в 2019 году – 165 млрд 299 млн рублей. Таким образом дефицит бюджета в 2017 году составит 4,2 млрд рублей, в 2018 году — 5,29 млрд рублей, а в 2019 году — 3 млрд рублей.

Минфин не просто так нарисовал эти цифры, есть определенная модель расчетов доходов и расходов, есть конкретные цифры, которые заложены в том числе в планах социально-экономического развития. У предприятий, которые дают нам доходы в виде налогов, так же есть план на три года вперед.

В доходную часть бюджета также входят федеральные средства в виде трансфертов, но модель их предоставления регионам меняется.

Федеральный центр просто так деньги не дает, есть определенные ограничения и условия при получении бюджетных кредитов и дотаций. При этом дотации — это невозвратные средства, а бюджетный кредит — возвратный, но там процент кредитования небольшой — 0,1%. Чтобы получить эти средства, главы регионов должны подписать соглашение, где прописаны определенные условия. Например, государственный долг субъекта РФ не должен превышать 50 % по отношению к налоговым и неналоговым доходам. Так, в 2017 году долг республики не должен превышать 42%, а в 2018 году — 46% и в 2019 году — тоже 46%. Мы должны выполнить эти обязательства. В связи с этим возникают ограничения для привлечения коммерческих кредитов. В 2018 году этих ограничений чуть меньше, то есть можем привлечь коммерческие кредиты, поэтому и дефицит больше. А дефицит бюджета в том числе состоит из привлеченных коммерческих и бюджетных кредитов.

— Вот Вы уже упомянули, что федеральный центр меняет модель предоставления трансфертов, в частности дотаций...

— Дотации выделяются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, также предусмотрены дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов.

Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности — самая объемная. В 2016 году нам выделили ее в сумме 43 млрд 189 млн рублей. Эта одна из самых больших дотаций среди субъектов России, кроме кавказских регионов. В 2017 году заложено 35 млрд 994 млн рублей дотаций, что практически на 7 млрд рублей меньше.

Дотация рассчитывается по определенной методике, где основным критерием является так называемый налоговый потенциал региона. Чем выше налоговый потенциал, тем меньше дотаций, то есть регион закрывает расходы собственными доходами. Поэтому уменьшение размера дотаций говорит о том, что экономика нашей республики растет, инвестиции в республику идут, налоговый потенциал увеличивается. Привлекаем инвесторов, которые платят нам налоги.

Но возникают вопросы. Как уже выше говорилось, согласно Бюджетного Кодекса государственный долг региона не должен превышать 50% по отношению к собственным доходам. А сегодня многие субъекты РФ имеют долг, который уже превысил эту планку, даже есть регионы, у которых госдолг превышает собственные доходы. Якутия — в числе 30 регионов, где долг находится на безопасном уровне. Но нам уже определили его в будущем году в 42%. И если у какого-то крупного налогоплательщика возникнут проблемы по оплате налогов или по объему прибыли , изменение объемов добычи полезных ископаемых, то они появятся и у нас — останется шаг, чтобы перешагнуть за 50%.

Между тем, многие регионы имеют также большую долю коммерческих кредитов. В связи с этим предлагалось провести реструктуризацию долгов регионов. Министр финансов РФ Силуанов согласился обсудить это.

Второй вопрос, который федеральный министр согласился обсудить, – это вопрос двукратного снижения объема бюджетных кредитов. Их снизили до 100 млрд рублей, это небольшая сумма, и нам придется идти в банки за коммерческими кредитами. Опять начнем наращивать долги. Многие регионы дотации не получат, так как кто-то из глав откажется подписывать соглашение, потому что это неисполнимо. А кто-то подпишет, но не сможет исполнить обязательства, тогда им придется брать коммерческий кредит. Я думаю, что правительство страны на это не пойдет и восстановит прежний объем бюджетных кредитов.

— В Якутии, кроме АЛРОСА, какие еще крупные компании платят налоги?

— Сургутнефтегаз, Транснефть, Роснефть , Мечел и Газпром. Они работают на территории других регионов тоже, то есть представляют собой консолидированные группы налогоплательщиков. Например, Сургутнефтегаз формируется единый объем прибыли с учетом своих подразделений, которые работают на разных территориях страны. Допустим, если подразделение в Якутии прибыльное, а в Кемерово нет, то часть прибыли отдается Кемерово.

Пока у нас по ним проблем нет, так как в целом эти компании хорошо работают.

Сургутнефтегаз, Роснефть и Транснефть вместе пополняют бюджет республики примерно на 12 % за счет налога на имущество и налога на прибыль, при этом НДПИ не дают.

— Каковы особенности бюджета республики на предстоящий год?

— Мы наконец-то приняли закон об изменениях в налоговую политику. Это исчисление налоговой базы на налог на имущество физических лиц по кадастровой стоимости. В 2017 году сделают расчеты, и гражданин в 2018 году уже будет оплачивать налог на имущество по кадастровой стоимости.

Начиная с 2013 года, мы перестали учитывать инвентаризационную стоимость нового жилья. Гражданин не выплачивает налог, потому что инвентаризационная стоимость не формировалась, а мы еще не перешли на кадастровую. По информации Минфина, в Якутии на сегодня насчитывается 77 тысяч таких жилых помещений, а это большой объем недополученных доходов. А это еще и местный налог. Поэтому одна из задач — эти жилые помещения ввести в налоговый оборот для увеличения налоговой базы органов местного самоуправления. В связи с этим в 2017 году будет создана государственное бюджетное учреждение, которое займется оценкой имущества. Отмечу, что при взимании налога по кадастровой стоимости размер налога для владельцев больших квартир увеличится. Но чтобы не было резкой налоговой нагрузки, на четыре налоговых года определили применять понижающие коэффициенты. В связи с этим первые три года будут платить меньше налогов, чем по инвентаризационной стоимости. К 2020 году должны уже перейти полностью на исчисление налога по кадастровой стоимости. Но будут действовать льготы для пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан.

Вторая особенность нынешнего бюджета. Мы потеряли 1 % налога на прибыль, который нам полагался, он ушел в федеральную казну. Из них будут формировать дотационный фонд. То есть мы потеряли порядка 2 млрд 200 рублей собственного налога на прибыль. Это надо учитывать.

Кроме того, у нас есть обязательство согласно майским указам повышать заработную плату врачам, учителям и научным работникам. В 2017 году на эти цели заложили в бюджет около 4 млрд рублей. По остальным бюджетникам будет сохранен уровень, достигнутый в 2016 году.

Только у нас минимальная оплата труда равна прожиточному минимуму. Чтобы это обеспечить, необходимы большие суммы. Сегодня около 68 млрд рублей — это фонд оплаты труда. Очень большой объем, а связи с тем, что майские указы надо выполнять, он растет с каждым годом на 4 млрд рублей.

— Сколько средств предусмотрено на социальные программы?

— 78 млрд рублей в 2017 году будет направлено на обеспечение социальных госпрограмм в области образования, здравоохранения, а также на социальную поддержку населения. Это порядка 48,5 % бюджета. Только на образование направим 37 млрд рублей.

Но в расходной части также предусмотрена поддержка отраслей экономики: сельского хозяйства, коммунального комплекса, системных предприятий, таких как ЛОРП, авиакомпания "Якутия". На 2017 году на эти направления планируется выделить 26 % от общего объема расходов.

Наши публичные обязательства мы должны выполнять, но не должны забывать, что без экономики доходов не будет. Средств Россия не даст. Поэтому в кризисное время мы должны поддерживать предприятия экономики, смотреть в будущее. Если сейчас откажем им и денег не выделим, то они год как-то проживут и все. А дальше, чтобы их поднять, потребуется еще больше средств. Сегодня поддержку экономики не должны снижать.

— Во втором чтении бюджет будут рассматривать по разделам. Какой раздел бюджета вызывает больше всего споров?

— Самый спорный и много поправок поступает по инвестиционной программе, в рамках которой строят школы, детские сады, дома культуры и спортивные сооружения. Пока порядка нет, единой очередности нет, каждый тянет одеяло на себя. Например, кто-то говорит о необходимости строительства школы в Намцах, другой предлагает строить в другом районе. Еще есть критерий — аварийность здания. Но есть же школы, которые вроде бы не аварийный, но здание 1939 года постройки. Есть еще субъективные подходы. Руководство республики часто бывает в районах. Там население говорит, что не хватает школы, при этом оно не учитывает общую ситуация. Винить людей в этом нельзя, так как они жить хотят там и сейчас. Но глава после встреч с ними дает поручение — рассмотреть. С этой бумагой начинается хождение по инстанциям, депутаты рассматривают. В результате вносятся поправки в бюджет. Но в решении таких вопросов подход должен быть комплексный.

Сейчас в Хангаласском улусе идет эксперимент по определению минимальной обеспеченности социально-культурными объектами. Например, в небольшом селе два спортивных зала. Но нужно ли селу такое количество спортивных объектов, и может ли оно содержать их? А между тем, в другом селе вообще нет спортзалов. Значит, необходимо распределять средства.

По инвестпрограмме будет снижение на 5— 6 млрд рублей. Очень большая сумма. Правительство в основном будет предлагать софинансирование программ по переселению граждан из аварийного жилья, строительству жилья, предоставления жилья детям-сиротам, строительство социальных объектов на селе по программе "Добрые дела" и так далее.

Стоит также вопрос о поиске средств для того, чтобы достроить социальные объекты, которые должны быть введены в 2017 году. Если строительство заморозим, то мы заморозим уже вложенные деньги.

Много вопросов будет по погашении задолженности ГУП "ЖКХ РС(Я)" перед перевозчиками-кредиторами. Также на повестке дня – обеспечение жильем детей-сирот. Кроме того, депутаты городского округа "г. Якутск" будут вносить свои предложения в бюджет в части софинансирования расходных обязательств, которые несет Якутск, как столица республики.

Бюджетный комитет не может принять решение по каждой поправке сразу, поэтому созданы согласительные комиссии по определенным направлениям. В их состав вошли депутаты, представители исполнительной власти и отрасли экономики, которые определят приоритеты.

Отмечу, что поправки в бюджет должны вноситься в рамках утвержденных параметров. Но если они выходят за рамки параметров, то решение по ним принимает уже глава региона.

Поправок в бюджет будет вноситься много. В прошлом году их было более 200. Так что, работа предстоит серьезная.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Якутия получит более 270 млн рублей дотаций из федерального бюджета

вступай в группу "YakutiaMedia деловая" в Whatsapp

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость