2 декабря 2016. Постановки режиссера Саха театра Сергея Потапова становятся каждый раз открытием. А ставит он быстро и много и в разных театрах, сочетая не сочетаемое, стирая границы между прошлым и настоящим, далеким и близким, при этом вызывая восторг или недоумение, но никогда – равнодушие. Он называет себя режиссером-кочевником. Еще школьником Сергей Потапов посмотрел фильм "Летучий голландец" Йоса Стеллинга об удивительных и порой опасных приключениях юноши, который отправился на поиски отца, и только вера в свою мечту делала его живучим. А каков путь молодого режиссера, попыталась узнать корр. ИА YakutiaMedia.
— Расскажи об одном из запомнившихся постановок
— Пьеса Михаила Булгакова "Последние дни (Пушкин)". Она была написана по заказу вахтанговского театра, но пьеса так и не была поставлена при жизни автора. После уже ее поставили. Я же поставил ее в Минусинском драматическом театре. Спектаклем он открыл 135 сезон. Это сильный, психологический театр. Я там похулиганил. Всем понравилась постановка. Будем надеяться, что спектакль еще заявит о себе на фестивалях.
— А мистика какая-нибудь была?
— Булгаков – мистический автор, и ее было достаточно. Действие пьесы происходит зимой. Артисты должны были периодически открывать рот и как бы пытаться ловить падающие снежинки. И вот спустя несколько дней, пошел страшный снег в Минусинске. А снега там, говорят, даже в Новый год не бывает, тем более, в октябре. Я тогда сказал артистам: "Да у вас, оказывается, полный театр шаманов!". У энергетически сильных людей такое бывает.
"Последние дни". Фото: Фейсбук
— Почему взялся за постановку пьесы "Тит Андроник"? Она же ведь тоже вызвала немало обсуждений и критиков, и зрителей.
— У меня был зять, ветеран войны, его звали Тит. Он жил в Сунтарском районе, в селе Бордон. У него есть сын Коля, но его в деревне все зовут Титус. Тиит уола (сын Тита.— прим. авт.) И когда у меня спрашивают: "Почему ты выбрал эту пьесу?", я отвечаю: "Из-за названия". Тит – он же полководец, один из основателей Римской империи. А дерево тиит по-якутски — это лиственница. А раньше многие города строили из лиственницы, соборы и храмы возводили. Тоже ведь основа. Очень символично. А зять был очень крепкий мужик.
Тит. Фото: Фейсбук
— Где учился режиссерскому мастерству?
— У меня первое образование – актерское, учился здесь, мои однокурсники — Айаал Аммосов, Иннокентий Луковцев, Ирина Никифорова, Петр Садовников. Но у меня всегда была тяга к режиссуре. Помню, когда нам давали задание ставить какие-то отрывки, я всегда выступал в качестве режиссера. Теперь однокурсники работают здесь, в театре. Я тоже поработал артистом. Потом понял, что это не мое, и решил не мучить ни себя, ни других и уехал в Москву, поступать на режиссерский. Учился пять лет в ГИТИСе у Марка Захарова. Он – философ. Никогда не слышал за все время учебы, чтобы он на кого-нибудь повышал голос. А так студенческие годы – это сплошной рок-н-ролл. Но я скучал по дому, меня тут ждали жена и сын. Вот уже 10 лет, как работаю режиссером Саха театра.
В Якутии сегодня есть только два человека с высшим режиссерским образованием – я и многоуважаемый Андрей Саввич Борисов. Он иногда вспоминает об этом – подходит ко мне, пожимает руку и при этом говорит: "Нас только двое".
За 10 лет более 50 постановок, и со студентами работал. Кстати, якутский кинобум от меня начался. Тогда я снял фильм "Любовь моя".
Справка: В 2004 году молодая независимая киностудия "Алмаз Фильм" сняла первый фильм, оправдавший свой бюджет. Картина "Любовь моя" при бюджете в 120 000 рублей (плюс 30 на дополнительные расходы) принесла 450 000.
Это первый независимый проект, до этого был только "Сахафильм". А потом пошло-поехало.
— Чем отличается режиссура в театре от кино?
— Театр — это все-таки замкнутое пространство. Кино — разомкнутое. Театр живой, а кино — это запечатленное время. В кино — гиперреализм. Вообще люблю в разных жанрах работать. Я в цирке, Театре танцев ставил, организовывал стадионные мероприятия, делал корпоративные вечера.
— Какое разнообразие. Вот говоришь, что ты режиссер-кочевник...
— Этот год был очень насыщенным. Я поставил восемь спектаклей. После Нового года здесь поставил "Кэнчээри 1966" с артистами старшего поколения, выпускницами Щепкинского училища 1966 года. После поехал в Хакасию. Там поставил в академическом театре спектакль Макдонаху "Калека с острова Инишмаан". Затем — в Екатеринбург и тоже в академическом театре поставил Бергмана "Вечер шутов". Потом была Астана, Казахстан. В академическом казахском театре поставил чеховский "Вишневый сад"
Вообще в национальных театрах очень сложно ставить Чехова, но я подумал, почему бы не сделать казахского Чехова. В Казахстане растут вишневые сады. Сделал всех персонажей казахами. Постановка получилась удачная. Спектакль стал лучшим и на Евразийском фестивале получил Гран-при.
Езжу по приглашению театров.
"Оборотень". Фото: Фейсбук
Хакасский театр показал "Сумасшедшего Муклая" ("Иирбит Муклай") Ойунского, но постановка никак не была отмечена. Зато на фестивале национальных театров "Алтан Сэргэ" в Бурятии спектакль получил две премии: "Лучший режиссер" и "Лучший артист".
Потом я приехал в Якутск. Поставил открытие Игр "Дети Азии".
— Мягко говоря, его не так высоко оценили
— Столько гадостей услышал в свой адрес от своих соотечественников.
А для меня главное — Медведев увидел нашу силу и сплоченность. Чиновник такого высокого уровня еще никогда на "Дети Азии" не приезжал. Мы свою культуру показали. Православный человек увидел, как выходит сотня шаманов. Это же шок. Он почувствовал нашу веру. Он же досидел до конца, хотя говорили, что может встать и уйти в любой момент. Там машины стояли и ждали. Один нюанс был, который никто не заметил. Звучал только российский гимн. А я решил на генеральном прогоне включить якутский гимн. И такая суета пошла, наши чиновники начали бегать и кричать. Особенно одна женщина. Она так и не сказала мне свою фамилию, хотя я спрашивал. Мне было неприятно.
— После Игр "Детей Азии" что было?
— Я поехал в Эстонию. В театре R.A.A.A. уже ставил "Оборотня". На этот раз поставил спектакль по А́нтону Та́ммсааре"Новый Ванапаган из Пыргупыхья" (в других переводах — "Новый Нечистый из Самого Пекла", — прим. авт.). Прозаик Михаил Башкиров сделал инсценировку по произведению эстонского писателя. Постановка получилась немного скандальная — одни ругали меня, другие — наоборот.
Бытует мнение, что эстонцы очень медлительный народ. А я люблю ритмические спектакли, с динамикой, и артисты театра оказались ритмически быстрые. Так что, мы как-то совпали по темпу. В результате эстонский зритель получил шок. Они — северный народ, похожи на нас. Скупы на эмоции, сдержанные. Это единственный неверующий народ в Европе. Их католики крестили, потом православные, но они остались язычниками.
Шынырау. Фото: Фейсбук
Затем был Красноярск. Там проходила театральная лаборатория. Собрался, как я их называю, "нацдивизион", то есть режиссеры национальных театров. Нам предложили что-нибудь поставить по мифам своего народа. Я отказался, сказал, что актеры не смогут сыграть национальный миф, пародия получится. Обиделись. И сделал русский миф. Если коротко — женщины поют и плачут, а мужчина воюет, их защищает. Мы сами придумали с артистами.
На тот момент в Красноярске было много театральных критиков. Они не к нам приехали, а к известному режиссеру краснодарского театра юного зрителя Роману Феодорию, на его "Пер Гюнта" Ибсена. Ну, заодно и нас посмотрели, мы как бы "на разогреве" были. И вот после моего мифа — скандал. Главный критик Олег Лаевский и его ученики начали меня "клевать". Но нашлись и сторонники. В результате разделились на два лагеря.
По-моему мнению, мифа нет, есть только то, что мы сами создаем. Мы думаем, что мир старый, а он на самом деле молодой.
Потом поехал в Минусинск и поставил Булгакова.
Сергей Потапов. Фото: Из Интернета
Кстати, мое имя иногда вызывает недоразумение. Все ждут русского, а приходит азиат, и первая реакция — шок, иногда начинают смеяться. Или вот в Казахстане на пресс-конференции спрашивают: "А где Потапов?". — "Вот же Потапов!" — " Да какой же это Потапов, казах же сидит!".
— Не тяжело в таком ритме работать?
— Я же хочу стать великим тюркским режиссером. Я говорю директорам театров: "Спасибо вам, что вы меня делаете великим". Они соглашаются. У меня практически не было провальных работ. Провальная — это когда зритель встает и уходит. У нас такая работа, что сразу выходит в народ. Кто-то плюнет, а кто-то зааплодирует. Сразу видно. А к критике отношусь открыто, анализирую, почему и зачем.
А работу свою люблю, поэтому сильно не устаю. Получаю удовольствие, и мне за это еще платят. Так что, я счастливый человек.
— Какой жанр предпочитаешь?
— Трагедия и драма ближе. У меня черный юмор. Некоторые не принимают его.
Мною уважаемый человек однажды сказал: "Я посмотрел несколько твоих спектаклей, и понял, что ты попал в ад и очень громко засмеялся". Смех, граничащий со страхом, мне близок.
— Подготовка спектакля — это сложный процесс?
— Конечно. Большой и сложный процесс. Сотни человек начинают на тебя работать. Ты, как дирижер. Все цеха работают на твой проект, и ты там — главный. Это не то, что ты куда-то поехал и спел там под фонограмму. А ты приезжаешь и начинаешь создавать что-то новое.
Сумасшедший Муклай. Фото: Фейсбук
Во время репетиций мало кричу. В последний раз без микрофона репетировал. Главный художник театра даже спросил, почему так тихо говорю. "А как надо?", — "Громко надо". — "У нас школа другая. Мы же охотники. Когда идем на зверя, тихо идем, чтоб не спугнуть".
Самое сложное — это тексты. Артисты не всегда заучивают текст. Некоторые предпочитают учить его "на ногах", то есть не сидя где-то, а должны ходить, играть.
— А импровизацию допускаешь?
— Я жду от артистов этого. Но они не так часто предлагают. А так я выстраиваю все сам, вплоть до поворота головы, потому быстро работаю. Прыгнул, сказал текст, ушел туда, лег, сделал это, крикнул. Немного механически, опасно. Потом все это надо оживить. Но это уже другая история. Это уже больше зависит от артиста, его внутреннего мира. Я туда не влезаю, могу только помочь.
— Но за год восемь спектаклей! Как это возможно?
— Критик Олег Лаевский считает меня ленивым. В начале удивлялся, как, я же столько спектаклей в год ставлю?! Потом понял. Я же очень быстро ставлю. За тот же гонорар другой режиссер работает в два-три раза дольше. Но я не могу долго работать, так устроен. Я на вдохновении работаю, все выплескиваю, что у меня есть. А когда долго работаю, могу перегореть.
Многие театры удивляются моему стилю работы, но результат же хороший. Станиславский еще говорил: "Я три дня спектакль ставлю, потом целый год репетирую". А я три дня ставлю и три дня репетирую. Сейчас время очень быстрое.
— Форс-мажорные ситуации возникали?
— В Екатеринбурге главный герой за два дня до спектакля сломал ногу. Он не увидел движущуюся на сцене конструкцию. Я был зол на артиста, бедного. Это же как футбол, ты же должен видеть поле, на котором работаешь. Что делать?! Директор театра предложил через месяц приехать. А я не хотел возвращаться. Кстати, артиста звали Андрей Кыласов. Я ему еще говорил: "Мне буква "ы" нравится в твоей фамилии. Что-то родное".
Вечер шутов. Фото: Фейсбук
В прошлом году этот спектакль вошел в лонг-лист "Золотой маски".
— Ты такой самоуверенный. Но ведь что-то же было со знаком "минус"?
— Обо мне много хвалебных статей писали в газетах. И я как-то сфотографировался голым и заказал о себе критическую статью у знакомой, и она написала "Голый Потапов опасен для общества" в "Якутске вечернем". И увидел много радостных лиц знакомых. Люди подходили, спрашивали, изумлялись. Кто-то давал мне почитать эту статью. Если бы они узнали, что я сам заказал ее, наверно, подумали, что я — извращенец. Потом Интернет появился, и пошла грязь, заказывать не надо.
— В следующем году куда?
— Следующий год хаотичный. Есть предложение главного театра Будапешта. Опять хакасы и казахи приглашают. В Бурятии, если получится, кукольный спектакль поставлю. Ну, еще несколько предложений есть. Такой кочевник-режиссер.
— Какой спектакль хотел бы еще поставить или может собственную пьесу и в каком театре?
— Во МХАТе, театре имени Вахтангова хотел бы что-нибудь поставить и на Бродвее.
Планирую по киносценарию поставить спектакль, от пьес и прозы устал. Интересно киносценарий воплотить на сцене, например, фильм Йоса Стеллинга "Летучий голландец".