3 ноября 2016. В каждом колледже и техникуме появляются студенты уже с высшим образованием. Почему это происходит, какие специальности востребованы, недобор или все же это вакантные места и об особенностях профессионального образования в Якутии, рассказывает корр. ИА YakutiaMedia министр профобразования, подготовки и расстановки кадров Михаил Присяжный.
— Сколько учебных организаций профобразования в Якутии?
— Учреждения профессионального образования делятся на категории. Первая категория – это подготовка кадров с высшим профессиональным образованием. В республике пять государственных учреждений высшего образования, в том числе СВФУ, ЯГСХА, АГИКиИ, ЧИФКиС, и вуз республиканского подчинения – Высшая школа музыки. Также есть два негосударственных учреждения: Якутский гуманитарный институт, Восточно-Сибирский институт экономики и менеджмента.
Продолжают действовать девять филиалов центральных вузов. Эта цифра все время сокращается. Из этих девяти два головными вузами закрываются решением ученого совета. Филиалам сложно выдержать требования. Основная причина из-за чего они закрываются – не создавали собственную материально-техническую базу. При формировании кадров они опирались на кадровый потенциал наших вузов. На этом не выживешь.
Кроме того, большой блок у нас составляют средне-профессиональные, профессиональные образовательные организации. Их у нас 51, из них 45 государственные, четыре негосударственные и два федеральные. Они традиционно разделены по ведомствам. В подчинении нашего министерства 33 организации и два учреждения дополнительного профобразования. Также у минобразования есть несколько своих учреждений, у минздрава есть в Якутске, Алдане и Нерюнгри медицинские колледжи. В минкультуре четыре учреждения среднего профобразования и Высшая школа музыки, минспорту принадлежит Училище олимпийского резерва.
— Какие из профессиональных образовательных организаций наиболее востребованы?
— Востребованность мы можем понимать по-разному. Многие годы, например, в 90-е и 2000 годы востребованность трактовалась через конкурсы на отдельные специальности. Если смотреть с этой точки зрения, то популярны организация общественного питания, товароведение – почти 10 человек на одно место, дизайн – девять человек на место, сети связи, коммуникации – восемь человек на место, землеустройство – семь человек на одно место.
Если говорить о профессиях, то самым востребованными являются машинист крана, электромонтер охранно-пожарной сигнализации, машинист дорожных и строительных машин.
Но можно востребованность оценивать и с точки зрения контрольных цифр приема, то есть формирования госзаказа. Государство определяет кого нужно готовить в зависимости от требований предприятий и учреждений. То есть работодатели транслируют свою информацию профильным министерствам и ведомствам. А они уже через нас формируют цифры приема – сколько нужно заказать мест для подготовки специалистов. То есть востребованность можно оценивать по количеству заявлений. В этом году было 12 тысяч заявлений в подведомственные образовательные учреждения. Самые востребованные по количеству заявлений – это экономика и бухгалтерский учет, почти 1 000 заявлений, автомеханик – почти 900 заявлений, земельно-имущественные отношения, сварщик, машинист крана и так далее.
Такой показатель, как конкурс, не всегда отражает реальную картину. Так как он, как правило, используется на бюджетные места. А их может быть всего лишь 10 на 100 заявлений. Между тем, сварщиков может быть 400, а заявлений на эти места 600. Это массовая сквозная профессия, и люди туда идут и поступают.
— Вы отслеживаете, как трудоустраиваются ваши выпускники? Они по своей специальности работу находят?
Выпускникам учреждений профобразования немного проще. Молодые люди, которые приходят после 9 класса в наши колледжи и техникумы, в ходе обучения получают две профессии, часто смежные. Это позволяет лучше трудоустроиться.
Мы сейчас наблюдаем интересную динамику. В каждом колледже и техникуме появились студенты, которые уже имеют высшее образование. Потому что работодатели предпочитают тех, у кого есть рабочая специальность. Если молодой человек имеет диплом инженера, то все равно начинает свою трудовую деятельность с рабочей профессии, например, бульдозериста или сварщика, то есть знакомится с технологической цепочкой на данном предприятии и только потом может стать бригадиром, затем замглавного инженера, главным инженером и далее.
Так что, в системе средне-профессионального образования трудоустройство хорошее.
— Есть такое мнение, что в профессиональные образовательные учреждения поступают те, кто не смог поступить в вузы. Вы согласны с этим?
— Это неправильно. Я общался с ветеранами профобразования в селе Графский берег Намского района, Верхневилюйске, Кысыл-Сыре. Они говорят, что раньше было такое, что поступали те, кто не то что не смог поступить в вуз, а те, кто по тем или иным причинам не смог окончить школу. Например, по семейным причинам или из-за необходимости трудоустроиться. И потом в советские годы были серьезные социальные гарантии. Вузы не всегда обеспечивали общежитием и размер стипендии был небольшой. А в системе СПО ребята обеспечивались общежитием, проходили производственную практику, в ходе которой могли зарабатывать деньги. Плюс обеспечивались питанием и одеждой. Путь к самостоятельной деятельности был короткий. Практически через два-три года уже получали работу. По сути это для тех, кому надо было раньше определяться с самостоятельной трудовой деятельностью. Но всегда были и те, кто шел по зову сердца.
Недавно общался в селе Графский берег с женщиной, мастером производственного обучения. Она в начале 9 класса приняла самостоятельное решение поступить на рабочую специальность. А оказалось, что все места на рабочие женские специальности были заполнены. Но были свободные места в группе сварщиков. Она туда поступила. Сегодня она очень известный мастер производственного обучения.
Сейчас в профессиональные образовательные организации поступают и медалисты, и с аттестатами в 4.8, 5,0 баллов. Наверно, они имели возможность учиться в вузе.
Сегодня в Якутии более 700 выпускников профобразовательных учреждений поступили в вузы. Как говорят в вузе, эти люди более обдуманно обучаются. Они более уверены в себе, более профессионально ориентированы. Только в СВФУ в этом году поступило 660 человек с дипломом СПО, в том числе 580 выпускников этого года. Мы видим, что восприятие средне-профессионального образования меняется.
— В профессиональные образовательные организации поступают еще и после 9 класса. Это же по сути еще дети. Воспитательная работа в образовательных учреждениях ведется?
— Кончено. На любом уровне образования, но особенно на уровне СПО, помимо образовательного компонента, воспитание является важным. Значительная часть наших студентов в 15-летнем возрасте покинула родной дом. Всегда так было. Это накладывает особенное требование на педагогов, на мастеров производственного обучения. Каждый урок, каждое занятие решает триединую задачу: образовательную, развивающую и воспитательную. При этом в последние годы понятие воспитание несколько уходило на задний план. Пытались мотивировать родителей, но как оказалось, этого недостаточно. Дети меняются.
Студент помимо конкретных знаний, связанных с будущей профессией, должен владеть еще так называемой общекультурной компетенцией, то есть уметь выстраивать отношения в коллективе, выражать свою позицию. Сегодня работодатель обращает на это тоже внимание.
Также работает традиционный институт кураторов. За каждой академической группой закрепляется ответственный мастер или преподаватель. Он выполняет не только контролирующие функции, но и сопровождающие и наставнические функции. Ребята могут обращаться по любому поводу. Ну и конечно, мы понимаем, что ребята должны учиться самоорганизации. Поэтому существуют различного рода общественные формирования, например, органы студенческого самоуправления, студсоветы. Кстати, выборы туда проходят активно. Плюс еще есть специалисты воспитательного отдела, которые информируют ребят, что за пределами учебных учреждений есть активная жизнь – различные мероприятия, конкурсы, фестивали. Также особое место занимает творческая деятельность.
Кроме того, действует общественная организация "Союз молодежи профессиональных образовательных организаций". Мне нравится их подход. Они проводят различные просветительско-консультационную работу, профилактику правонарушений, табакокурения, наркомании и иных нежелательных проявлений. Они традиции членства в этой организации не прерывают – после окончания учебного заведения они продолжают общаться. Это тоже помогает студенту определиться с будущим.
Конечно, еще и спорт. Ведь ребята к нам поступают в возрасте, когда формируется здоровье.
Сегодня у нас 23 тысячи студентов, и к каждому случаю, если он возникает, нужно подходить индивидуально.
— Какая-то реакция была со стороны министерства по нашумевшему случаю, когда студент ударил пожилого преподавателя?
— Молодому человеку, хотя он уже студент, только 16 лет. Соответственно все общение проходило с его мамой, которая представляет его интересы. Общались с представителями прокуратуры и МВД, комиссии по делам несовершеннолетних. Дополнительно обращались в школу, где он учился. Провели на комиссии колледжа встречи, представители министерства двух основных отделов на месте общались.
К сожалению, такая ситуация произошла, мы ни с кого ответственности не снимаем – ни с педагога и ни со студента. Молодой человек свою ошибку признал. Учреждение, конечно, его никуда не выбрасывало. Тем не менее, это нарушение, и устава в том числе. И там были еще вопросы по качеству и отношению к учебе. Молодой человек видимо рано покинул школу. Мама попросила, чтобы обучение было продлено в вечерней школе.
Судя по реакции, общество понимает, что этот поступок молодого человека неправильный. Но удивляет, что, когда происходит что-то хорошее, мало об этом говорят.
— Еще в начале осени проходила информация, что в 31 учреждение профобразования был недобор.
— В вузы принимают документы до середины августа, после набор прекращается, так как по стандартам дается определенное время для освоения учебной программы.
В отличии от вузов в учреждениях профобразования есть разный срок реализации программы образования. Например, 2 года 10 месяцев или 3 года 10 месяцев, то есть нет привязки к 1 сентября, поэтому другие сроки набора. Например, в автодорожный техникум практически к дате начала приемной кампании, к 20 июня, заявлений было гораздо больше, чем бюджетных мест. Но в ряде учреждений, согласно порядку работы приемных комиссий, регламентированному Минобрнауки России, прием документов ведется до 25 ноября.
О 31 учреждении говорилось по состоянию на 1 сентября. Поэтому отмечу, что здесь речь не идет о недоборе, а скорее о вакантных местах. Специфика этого года в том, что вакантные места в основном были на базе 11 класса. Это связано с тем, что в этом году в школах было меньше выпускников и было большое количество бюджетных мест в вузах.
На данный момент из уже названного 31 учреждения вакантные места по отдельным специальностям остались в двух учебных учреждения. Это – в Горно-геологическом техникуме в Хандыге на базе 11 класса и Нюрбинском техникуме также на базе 11 класса. Но тут надо отметить, что в вузах и профессиональных образовательных организациях по России по направлению горного дела недобор.
В этом году мы организовывали центральную приемную комиссию на базе Якутского финансово-экономического колледжа. Свои вакантные места представила 21 профессиональная образовательная организация, практически со всех районов республики. Можно было подать заявление здесь на месте. Это удобно.
— Сейчас некоторые профобразовательные учреждения укрупнили, какие-то закрыли. С чем связана такая реформа?
— Реформа была связана с изменением самого понятия профобразования. У нас теперь нет понятия начального профессионального образования. Федеральный закон внес изменения и поменялись статус и названия учреждений. Кроме того, теперь практически они встали на один уровень образования, в связи с этим были проведены объединительные процедуры.
— И что дает реформа?
— Изменилась продолжительность обучения, то есть программы удлинились до 10 месяцев. Требования изменились. Нужно за короткий срок профессию получить и еще освоить ряд компетенций, которых раньше не было. Это связано с информационными технологиями и требованиями к охране труда. На их освоение требуется дополнительное время.
Конечно, еще есть свои региональные особенности – в республике для сохранения профессиональных образовательных учреждений на селе был выбран механизм создания филиалов, то есть учреждения, находящиеся на сельской территории, стали филиалами более крупных учреждений. Всего 16 учреждений попали в систему создания филиалов и слияния. Например, горно-геологическому техникуму присоединились три профессиональных училища № 36, № 34 и № 18, то есть усть-майское, усть-нерское и таттинское. К мирнинскому учреждению присоединились ахальские и удачнинские учреждения, то есть внутри одного административного района. Присоединение шло и по географическому расположению, и по специальностям, чтобы нанести меньший урон тем связям, которые были уже налажены. Прежде всего учитывались специальности. Теперь внутри учреждения идет перепрофилизация, перераспределение контрольных цифр и набора, и сотрудников.
К чему еще не привыкли, так это к мобильности преподавателей. Это нормальный фактор в мире. Мы должны к этому готовить. Например, мастер в течение одного академического года полгода работает в одном учреждения, вторые полгода – в другом.
Укрупнение связано с укреплением материально-технической базы и учебные организации должны быть близки к работодателю. Не секрет, что многие учреждения профобразования создавались, чтобы быть близко к тем, кого надо обучать, но работодателей не было близко. Так что, нужно вносить изменения, а то ты теоретически обучаешь, а рядом негде пройти практику.
Есть еще массовые специальности, например, сварщика, которых везде готовят. В принципе стандарты одни, но подготовка сварщиков для разных отраслей разная и специфика их подготовки отражается в образовательной программе. Есть и другие массовые специальности, те же повара. Стандарты их обучения осваиваются на одном уровне, и они обязательны, но есть учреждения, которые готовят лучших поваров. То есть изменилась оценка образования, есть оценка стандарта и есть оценка работодателя, которая может отличаться от требований стандарта. И часто здесь возникает дисбаланс. Плюс есть оценка на уровне новых технологий и оборудования. С этой точки зрения реорганизация необходима.
1 декабря на сайте минобрнауки появится мониторинг эффективности профобразовательных организаций, аналогичный вузам. Показатели этого рейтинга мы будем учитывать в реорганизации.
— Обучаются ли студенты из других регионов?
Да. Есть и иностранные. Некоторые жители спрашивают, почему обучаем детей из других регионов, хотя уровень СПО зона ответственности субъекта и выделяются средства республиканские. Но здесь можно их успокоить, так как наших ребят тоже много едет учиться за пределы республики. Есть баланс. Если говорить об иностранцах, то это в основном представители стран СНГ, бывших республик Советского Союза.
Появление студентов из других регионов и стран происходит самопроизвольно. Сейчас мы хотим закреплять это соглашениями. Некоторым специальностям мы готовим на российском и мировом уровне, по ряду других может быть у нас нет подготовки. Но они есть в соседних регионах.
— А преподавательский состав на уровне?
— У нас несколько учреждений, которые имеют новейшее оборудование для подготовки поваров и кондитеров. Ребята обучаются на этом оборудовании, но в реальных условиях не все предприятия общепита имеют такое оборудование. Вот и получается, что важны те, кто имеет старый опыт подготовки и их знания, чтобы мы не перешли на просто нажимание кнопок, потому что эти кнопки и электричество могут давать сбои. А обеспечение питанием в той или иной отрасли никто не снимал.
В системе профобразования работает 3 тысячи преподавателей, средний возраст составляет 40 лет. 53 % преподавателей имеют высшее образованием, 26% — средне-профессиональное, 9 % — начальное профессиональное образование. Мы много внимания уделяем переподготовке. В среднем в год 500 человек за счет средств республики проходят повышение квалификации.
У нас создан Институт развития профессионального образования, где оказывается научно-методическая помощь преподавателям, учитываются вопросы модернизации. Переподготовка идет не только у нас, мы также направляем за пределы республики.
Особое внимание уделяется подготовке экспертов национального уровня по отдельным компетенциям. Это самый высший уровень, так как мастер производственного обучения не только должен дать стандарт, обучить, но также получить статус среди своего сообщества, стать экспертом регионального и национального уровня. На данный момент у нас семь экспертов национального уровня и 12 обучается. Национальных экспертов имеют только 27 субъектов РФ, мы входим в это число.
Кроме того, мастера производственного обучение должны иметь педагогическую подготовку. Мы к этому стремимся.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Михаил Присяжный: У человека не может быть только одна любимая книга