27 августа 2022. Шаманизм, по мнению многих исследователей, является ранней формой религии, которая наблюдалась почти у всех народов мира. В Якутии было время, когда запрещали и преследовали шаманов, но их почитали и почитают до сих пор. Считается, что они умели путешествовать по мирам, общаться с духами, лечить от неизлечимых болезней и перевоплощаться в животных. О легендах, процессе превращения людей в настоящих шаманов и многом другом — в материале ИА YakutiaMedia.
Инициация шамана
Шаман ("ойуун" на якутском) является посредником между божествами и духами, с помощью которых ойуун помогал людям. Несмотря на почести, участь шамана была трудной и не самой завидной. Избранного на такую роль начинали посещать духи и уговаривать принять свою долю — долю шамана.
Посвящение в шаманы. Фото: Тимофей Степанов
Одним из самых важных моментов обращения человека в шамана было кромсание тела, так называемое "эттэнии". Все начиналось с тяжелой болезни претендента, затем во сне к человеку приходили духи, отрезали ему голову, насаживали на кол, разрезали тело на мелкие кусочки и раскладывали их по разным направлениям. По мнению одних исследователей, таким образом духи считали кости претендента, если их не хватало, то человек мог и не стать шаманом. По другой версии, духи жевали эти куски, и они обязательно должны были достаться всем присутствующим.
Советский этнолог-сибировед Андрей Попов в своих трудах также описывал случай кромсания тела наяву. Так, в Верхневилюйском улусе жил мальчик Оросу — хилый и болезненный. Однажды вблизи озера он встретил трех всадников "на конях рыжей масти с белой полосою на морде". Мальчик пытался от них спрятаться, но его поймали, отрезали голову и посадили на кол.
"Несмотря на такое необычное положение, голова, однако, продолжала видеть и слышать. Оставшееся тело всадники разрубили на части и стали откладывать в сторону "..." каждый раз говоря, что это предназначается такому-то духу. Когда таким образом все кусочки были распределены, люди сказали, что не хватило духу болезни расслабления. Затем все кусочки соединили воедино, сняли голову и присадили к туловищу. Оросо стал таким же, как был прежде", — пишет этнолог.
Болезни преследовали и после кромсания. Так, шаман Спиридон Герасимов довольно детально рассказал Попову каждый этап своей инициации. Согласно его истории, ему постоянно что-то мерещилось, от страданий он "рвал зубами свое тело", но не смог решиться покончить с собой и болел три года. "Когда я просыпался, вздувало живот, ломило кости, и я целыми днями не находил себе покоя от невыносимых страданий. Начал безо всякой цели уходить в разные стороны. Домашние разыскивали и находили меня дня через три или четыре лежащим без памяти. Приходя в себя, я вспоминал, что ходил на четвереньках, подражая волкам и медведям, выкапывал из земли червей, ловил гадов: ящериц, мышей — и съедал их". По его словам, он отказывался становиться шаманом, но на третий год он все же взял в руки бубен и колотушку. С тех пор он перестал болеть", — рассказал Герасимов.
Атрибутика шамана
Важной частью шамана были его неизменные атрибуты: костюм и бубен. По словам специалистов, на шаманском костюме всех народов Сибири обязательно были изображения скелета или внутренних органов человека. Также на шаманских нарядах нередко можно было заметить образы солнца, луны, звезд и земли. На якутском шаманском костюме, например, обязательно были металлические подвески, бляшки, изображающие солнце, луну, прорубь — двери в Нижний мир или мать-землю.
"Изображение солнца и земли — эта карта путешествий шамана, — рассказывает профессор кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета СВФУ Луиза Габышева. — Если это карта, то она антропоцентрическая, так как в ее центре стоит человек. По-моему, карта соотнесена с обрядом инициации, ведь части тела разбрасывали по дорогам болезней на все четыре стороны света, его тело как бы проецировалось в космическое пространство. Иначе говоря, сначала тело шамана разбрасывали по космосу, а затем он надевал костюм, на котором сконцентрирован сам космос".
Якутский шаман. 1902 г.. Фото: Архивное фото
"Лечит ли шаман кого-нибудь, просит ли о чем-то духов, едет ли куда-то, перемещается ли в мирах — на все был алгыс, — объясняет профессор кафедры фольклора и культуры Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ СВФУ Людмила Ефимова. — Хотя подобные обряды достаточно распространены среди населения, шаманские тексты довольно специфичны и обладают невероятно сложным языком, что резко выделяет их от других. Мы исследовали обращения к духу-хозяину огня, например. Даже они бывают разные и трудны для исследований из-за архаичности выражений. Многие также предупреждают, что вообще опасно сильно увлекаться изучением таких текстов, меня об этом предупредили уже три человека: Мандар Уус, шаман Владимир Кондаков и знакомый алтайский целитель. Еще бы, это ведь тайные знания, которые кому попало не полагается распространять".
По ее словам, у каждого ойууна была своя специализация: кто-то умел общаться с богиней Айыысыт — покровительницей деторождения, кто-то с Байанаем — благодетелем охотников и так далее. Также шаманы могли быть либо белыми, либо черными. Вероятно, это связано с различием, кто может камлать духам из Верхнего мира и Нижнего. Все связано с характером жертвоприношения — они могли быть либо кровавые, либо нет. Праздник Ысыах происходит от слова "ыс" — брызгать, люди брызгали на траву кумыс, что является посвящением богам Верхнего мира. Как правило, черных шаманов не допускали до этого праздника.
Якутские шаманы. Фото: Архивное фото
"Многие забывают, что самое главное в шаманизме — это попросить, — считает кандидат культурологии, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Института языков и культуры народов Северо-Востока РФ
Любовь Колодезникова. — Если человек проводит обряд алгыс и подключает при этом свои чувства, сердце, душу, то алгыс должен получиться. Как правило, духи никогда не отказывают человеку в помощи".
Мнения исследователей разнятся в вопросе о существовании сегодня настоящих шаманов. Человек не может назвать себя шаманом, если он не проходил обучение у другого, поэтому многие сомневаются в их существовании из-за малого их количеством в целом. По другому мнению, есть и другой способ прохождения обучения — посредством сна, сегодня это называют "неошаманизмом".
Якутский шаман. Фото: Архивное фото
Как бы то ни было, специалисты рекомендуют не забывать свои корни и традиции.
"Однажды в интервью англичанка спросила у народного целителя, чем отличается любовь якута к природе от любви англичанина. В Якутии ведь постоянно говорят об этом, но в Англии люди тоже часто выбираются на природу", — рассказывает Любовь Колодезникова.
По ее мнению, в отличие от европейских понятий у якутов природа живая, мы ей поклоняемся, просим благословения, общаемся с ней и проводим обряды. Мы позиционируем себя как часть ее, а не королями и венцом ее творения.
Айсен Протодьяконов
Смотрите полную версию на сайте >>>
Следующая новость