Путешествующие между мирами

В Якутии до сих пор шаманов почитают и обращаются к ним за помощью
Якутский шаман Петр Колесов
Фото: Из архива

27 августа 2022. Шаманизм, по мнению многих исследователей, является ранней формой религии, которая наблюдалась почти у всех народов мира. В Якутии было время, когда запрещали и преследовали шаманов, но их почитали и почитают до сих пор. Считается, что они умели путешествовать по мирам, общаться с духами, лечить от неизлечимых болезней и перевоплощаться в животных. О легендах, процессе превращения людей в настоящих шаманов и многом другом — в материале ИА YakutiaMedia.

Инициация шамана

Шаман ("ойуун" на якутском) является посредником между божествами и духами, с помощью которых ойуун помогал людям. Несмотря на почести, участь шамана была трудной и не самой завидной. Избранного на такую роль начинали посещать духи и уговаривать принять свою долю — долю шамана.


Посвящение в шаманы. Фото: Тимофей Степанов

Одним из самых важных моментов обращения человека в шамана было кромсание тела, так называемое "эттэнии". Все начиналось с тяжелой болезни претендента, затем во сне к человеку приходили духи, отрезали ему голову, насаживали на кол, разрезали тело на мелкие кусочки и раскладывали их по разным направлениям. По мнению одних исследователей, таким образом духи считали кости претендента, если их не хватало, то человек мог и не стать шаманом. По другой версии, духи жевали эти куски, и они обязательно должны были достаться всем присутствующим.

Советский этнолог-сибировед Андрей Попов в своих трудах также описывал случай кромсания тела наяву. Так, в Верхневилюйском улусе жил мальчик Оросу — хилый и болезненный. Однажды вблизи озера он встретил трех всадников "на конях рыжей масти с белой полосою на морде". Мальчик пытался от них спрятаться, но его поймали, отрезали голову и посадили на кол.

"Несмотря на такое необычное положение, голова, однако, продолжала видеть и слышать. Оставшееся тело всадники разрубили на части и стали откладывать в сторону "..." каждый раз говоря, что это предназначается такому-то духу. Когда таким образом все кусочки были распределены, люди сказали, что не хватило духу болезни расслабления. Затем все кусочки соединили воедино, сняли голову и присадили к туловищу. Оросо стал таким же, как был прежде", — пишет этнолог.

Болезни преследовали и после кромсания. Так, шаман Спиридон Герасимов довольно детально рассказал Попову каждый этап своей инициации. Согласно его истории, ему постоянно что-то мерещилось, от страданий он "рвал зубами свое тело", но не смог решиться покончить с собой и болел три года. "Когда я просыпался, вздувало живот, ломило кости, и я целыми днями не находил себе покоя от невыносимых страданий. Начал безо всякой цели уходить в разные стороны. Домашние разыскивали и находили меня дня через три или четыре лежащим без памяти. Приходя в себя, я вспоминал, что ходил на четвереньках, подражая волкам и медведям, выкапывал из земли червей, ловил гадов: ящериц, мышей — и съедал их". По его словам, он отказывался становиться шаманом, но на третий год он все же взял в руки бубен и колотушку. С тех пор он перестал болеть", — рассказал Герасимов.

Атрибутика шамана

Важной частью шамана были его неизменные атрибуты: костюм и бубен. По словам специалистов, на шаманском костюме всех народов Сибири обязательно были изображения скелета или внутренних органов человека. Также на шаманских нарядах нередко можно было заметить образы солнца, луны, звезд и земли. На якутском шаманском костюме, например, обязательно были металлические подвески, бляшки, изображающие солнце, луну, прорубь — двери в Нижний мир или мать-землю.

"Изображение солнца и земли — эта карта путешествий шамана, — рассказывает профессор кафедры общего языкознания и риторики филологического факультета СВФУ Луиза Габышева. — Если это карта, то она антропоцентрическая, так как в ее центре стоит человек. По-моему, карта соотнесена с обрядом инициации, ведь части тела разбрасывали по дорогам болезней на все четыре стороны света, его тело как бы проецировалось в космическое пространство. Иначе говоря, сначала тело шамана разбрасывали по космосу, а затем он надевал костюм, на котором сконцентрирован сам космос".