23 сентября 2016. Общественность взбудоражила новость о том, что государственные газеты "Якутия" и "Саха Сирэ" будут раздавать бесплатно. Кто-то за, кто-то против такого новшества. Своим мнением, зачем республиканским властям делать такой подарок якутянам, поделился с ИА YakutiaMedia заместитель главного редактора газеты "Якутск вечерний" Виталий Обедин.
Хорошая новость: у нашего правительства появилось лишних 440 млн рублей (даже немного больше), значительную часть которых оно намерено раздать населению республики. Правда, не напрямую, а опосредованно, в виде подарка.
Вот вы бы что хотели? Школьный набор к первому сентября каждому ученику? Бесплатный проездной для общественного транспорта? Погашение месячного взноса за капремонт? А может, сумму не раздавать, а построить что-то хорошее, важное и нужное? Например, детский сад?
А еще можно взять и конвертировать эти миллионы в выплаты для пенсионеров — как республиканские доплаты к пенсиям. В Якутии почти 265 тысяч пенсионеров, получится по 1,6–1,7 тыс. рублей. Можно сформировать адресную программу помощи и закупать на них лекарства для пенсионеров. В общем, идей, как потратить или поделить, — великое множество.
Но Егор Афанасьевич придумал сделать ещё лучше: вместо всего вышеописанного граждане Якутии получат газеты.
Совершенно бесплатные и шуршащие такие газеты, в которых будет рассказано о том, как хорошо и много государственная власть Якутии трудится на благо республики. В этих газетах также время от времени будет и правда о людях с "узкими интересами": о политиках и журналистах, позволяющих себе критиковать власть, раскачивать лодку и мешающих Якутии и дальше оставаться "динамично развивающимся регионом".
В общем, план правительства сводится к тому, чтобы начать издавать и распространять бесплатные газеты, учредителем которых оно является. На русском языке это "Якутия", на якутском "Саха Сирэ". Сегодня на эти две газеты, объединенные в рамках одного медиахолдинга "Сахамедиа" (создан в 2013 г.), приходится львиная доля от тех 439,2 млн рублей, что предусмотрены в бюджете на выпуск периодических СМИ и печатных изданий. Всего же власти Якутии тратят более 1 млрд рублей на то, чтобы рассказывать населению о том, как они работают на благо этого населения.
Государственные газеты примечательны тем, что за них приходится платить дважды. Сначала их содержание полностью или почти полностью оплачивается из государственного бюджета. Затем за них платит читатель — при покупке.
Этот тезис озвучивался не раз — в комментариях, посвященных тому, как бодро растут в строках бюджета расходы на СМИ, или как распиливаются очередные миллионы на полиграфии за государственный счет. За счет таких распилов, к примеру, сначала был загнан в долги и доведен до ликвидации ГУП "Сахаполиграфиздат", крупнейший типографский комплекс на Дальнем Востоке. А затем "ушло", превратившись в банальный торговый центр и его здание.
Последние 10 лет расходы на содержание госСМИ неуклонно росли, увеличились почти в три раза, и сегодня Якутия тратит на государственные газеты, телевидение и радио уже более 1 млрд рублей.
2006 г. — расходы на государственные СМИ, заложенные в бюджете, составляли 349,732 млн рублей; из них 154,3 млн — на периодическую печать и издательства.
2010 г. — расходы на государственные СМИ, заложенные в бюджете (последняя корректировка), — 686,285 млн рублей, из них 271,98 млн — на периодическую печать и издательства.
2016 г. — расходы на государственные СМИ, заложенные в бюджете (действующая версия), — 1,001 млрд рублей, из них 439,25 млн рублей — на периодическую печать и издательства.
До сих пор власть отмахивалась от подобных замечаний, и вдруг мы слышим удивительное.
Егор БОРИСОВ, глава Якутии: Государственные газеты должны стать бесплатными, за счет мер оптимизации расходов их тиражи кратно возрастут. Сейчас по моему поручению прорабатывается логистика и финансовый механизм. Если издание финансируется за счет бюджета, то плата с подписчиков взиматься не должна.
Эти слова были озвучены во время встречи Егора Борисова, главы республики (а еще кандидата в депутаты Госдумы от "ЕР") с населением Бердигестяха. Казалось бы, есть повод порадоваться — вот уже и глава понял, что нехорошо дважды собирать с населения деньги за один и тот же продукт...
К сожалению, при ближайшем рассмотрении выясняется, что планы правительства относительно государственных СМИ не связаны ни с заботой о кармане населения, ни с экономией бюджетных средств.
Все прозаичнее и проще.
По странному стечению обстоятельств вопрос "от населения" по поводу доступности официальной прессы совпал с выработкой проекта концепции реформирования этой самой прессы в рамках медиахолдинга "Сахамедиа". Концепция эта поступил в ДП-1 накануне.
Расходы на ГосСМИ, млн руб.. Фото: "Якутск вечерний"
Ну, вот как-то, знаете ли, совпало — только появилась мысль газеты бесплатно раздавать по всей Якутии, так население и начало спрашивать, а когда?
В предложенной главой концепции в числе прочего предполагается, что газета "Якутия" превратится в еженедельник (выпуски во вторник и пятницу будут закрыты), ее тираж увеличится до 70 тыс. экземпляров, а объем сократится до 12 полос. В спокойное (от выборов) время — и вовсе до 8 полос.
"Якутию" будут раскладывать бесплатно по почтовым ящикам в Якутске и других городах, а в улусах — выставлять на специальных стойках и распространять по социальной подписке. Что касается "Саха Сирэ", то это издание также станет еженедельником объемом в 16 полос, и будет распространяться сходным образом с упором на улусы.
Редакции обоих изданий будут "переколбашены" и частью переброшены на работу с электронными СМИ (вестниками ЯСИА и сайтом "Якутии"), дайджестами или альманахами которых будут выступать газеты.
Официально всё это задумано, чтобы обеспечить граждан актуальной и объективной информацией. Неофициально же…
Мы все прекрасно понимаем, что в ближайшие три года нас ждет целая серия выборов, на которых издание с нелимитированным и бесплатно распространяемым тиражом, в котором непрерывно воспеваются трудовые успехи вождей, свершаемые на благо народа, будут очень кстати.
Никакой агитации — просто исполненные искреннего уважения и радости рассказы о суровых трудовых буднях первых лиц и тех, кто им помогает. Ну и немного гневных отповедей всем, кто раскачивает лодку.
2017 г. — серия выборов в муниципальных районах, среди которых главные — выборы мэра Якутска;
2018 г. — выборы президента России, на которых нельзя упасть в грязь лицом и надо выдать рейтинг не ниже чем в других регионах, а то в Кремле могут и на карандаш взять.
2019 г. — выборы главы Якутии.
Увеличивая тиражи, но отказываясь от продажи основных государственных газет, авторы концепции одновременно уверяют, что лишних денег из бюджета не попросят, потому что произойдет оптимизация. О ней же говорит и Егор Борисов.
Много ли потеряет государственный медиахолдинг от продажи газет? Не так уж.
Если "Вечерка" окупается за счет продажи своего тиража, то в собственных доходах медиахолдинга "Сахамедиа" доходы от продажи газет составляли цифру всего пределах 13%. И все же это какие-никакие деньги, от которых теперь планируется отказаться.
Здесь и далее мы вынуждены ориентироваться на цифры из годовых и бухгалтерских отчетов "Сахамедиа" за 2013–2014 гг. Более свежих данных — за 2015 г. — пока нет просто потому, что государственный холдинг в нарушение федерального закона об акционерных обществах до сих пор не раскрыл информацию.
При этом расходы на бумагу, типографию и экспедирование газет составляли порядка 20%. Честно говоря, в эти цифры нам, непонаслышке знакомым с ценообразованием газет, с трудом верилось. Они удивительно низки. Но увеличение тиражей и бесплатная доставка по городам и весям должны привести к образованию новых расходов, которые при сокращении доходов (см. отказ от продаж).
Авторы концепции уверяют, что просить в бюджете что-то еще не будут. Правда, с оговоркой — если правительство пересмотрит тарифы государственной типографии:
"Заявленная реформа не потребует предоставления дополнительных бюджетных субсидий при условии оптимизации штатного расписания и регулирования стоимости типографских услуг. В настоящее время тарифы на печать государственных газет "Якутия" и "Саха Сирэ" фактически финансируют планово убыточную типографию ОАО "Медиахолдинг "Якутия". Действующие тарифы не позволяют реализовать планы по выпуску газет с большими тиражами"
Жирненький такой намек — надо уменьшить тарифы, а то придется субсидии просить. Уменьшение тарифов подразумевает, что расходы по содержанию государственной типографии возрастут и их все равно как-то придется перекрывать. То есть "оптимизация" получается хитрая — в одном месте поджались, в другом — попросили.
Есть, впрочем, и запасной план — продажа и сдача в аренду площадей, занимаемых типографией. А часть комплекса, печатающего книги и журналы, просто закрыть (в версии авторов концепции — "заморозить"). Все равно это "низкоэффективное и убыточное" вложение средств. В отличие от бесплатной раздачи-то!
Стоит отметить, что миллиард рублей — это вовсе не исчерпывающая сумма, которую государство Якутское тратит на свои СМИ.
На самом деле тратится гораздо больше.
К примеру, правительство время от времени подкидывает деньжат тому же медиа-холдингу в рамках увеличения уставного капитала холдинга. Эти действия носят характер разовых подкормок, и суммы не такие уж огромные. Но и немаленькие:
— 10 млн рублей в 2013 г.;
— 25 млн рублей в 2014 г.
Кроме того, большинство министерств и ведомств, а также подотчетные им предприятия регулярно проводят тендеры на информационное обслуживание. Предмет тендеров может быть разный — от пропаганды противопожарной безопасности до оказания услуг по подготовке и размещению объявлений и некрологов. Деньги — тоже разные.
Про некрологи, кстати, не шутка. Тендер на размещение некрологов проводил аппарат Ил Тумэна. При том, что у парламента есть собственная пресс-служба и собственная газета.
Таких тендеров проводится много.
За недолгое время своего существования государственный медиахолдинг выиграл более 70 штук. Общая сумма — десятки миллионов рублей.
Маленькие тендеры — зависимые предприятия, большие — министерства и ведомства. Причем министерства и ведомства платят, в основном, за освещение своей деятельности или за работу по исполнению профильных программ. То есть платят за то, что госСМИ и так должны освещать бесплатно, ибо они для того и создавались.
В общем, такой вот подарок. От души.