14 июня 2017. Ядерный взрыв, который из-за нарушений при подготовке впоследствии накрыл радиоактивным облаком небольшой экспедиционный городок, был произведен Минатомом СССР в Якутии 24 августа 1978 году. Его провели с целью глубинного сейсмического зондирования на глубине 577 метров на объекте "Кратон-3", что в 40 км к востоку от поселка Айхал в Мирнинском районе. Мощность взрыва составила 22 килотонн, при этом жители экспедиционного городка с населением 80 человек получили разные дозы облучения, сообщает ИА YakutiaMedia.
Всего на территории Республики Саха (Якутия) Минатомом СССР были проведены 12 подземных ядерных взрывов. Два из них — "Кристалл" и "Кратон-3" — официально были признаны аварийными.
Взрыв был произведен с грубыми ошибками
Ядерный взрыв "Кратон-3" мощностью 22 кт стал самым неудачным из всех взрывов, проведенных в Якутии. Он был произведен 24 августа 1978 года на глубине 577 м в 40 км восточнее алмазодобывающего поселка Айхал на берегу реки Марха, где ниже по течению располагаются поселки. Следует особо подчеркнуть, что скважина для взрыва была заложена в области, где недопустимо проведение каких-либо ядерных испытаний из-за трещин, вкраплений льда и горных пород с разной степенью водопроницаемости.
Само ядерное устройство было заложено в скважине, пробуренной с грубыми нарушениями проекта — на правом берегу реки вместо левого, с изменением координат на 50 км, то есть с другими неизученными геологическими, тектоническими, гидрогеологическими, мерзлотными условиями.
Гамма-съемка по следу загрязнения объекта "Кратон-3". Фото: atomic-energy.ru
Приблизительно на пятой секунде после взрыва произошел выброс радиоактивных веществ с образованием облака и следа радиоактивных выпадений. Облако, двигаясь по ветру, накрыло буровую площадку, пункт дистанционного подрыва и жилой поселок с участниками работ с общей численностью 80 человек. Уровень радиации в поселке во время прохождения облака превышала 200 Р/час. Моросящий дождь во время взрыва вызвал вымывание радиоактивности из облака и обусловил заражение местности (на корню погиб лиственничный лес на 100 га).
Мертвый лес с вертолета. Фото: ecodelo.org
Протяженность ближней зоны (радиационно-опасной) по уровню 0,5 Р составила около 30 км. Дозы облучения участников работ составили 10-15 Р, что в два-три раза больше допустимого для персонала и 20-30 раз больше допустимого для отдельных лиц населения. За три часа до взрыва синоптики информировали исполнителей взрыва о наличии облачности и о том, что на высотах от 100 до 500 метрах был зафиксирован ветер со скоростью 4 м/с. Первые трое суток на разных высотах происходило изменение направления ветра, и радиоактивный след прошел над поселками Айхал, Марха и отдаленными метеостанциями: Шелогонцы, Чумпурук, Хабардино и далее ушел на населенные пункты, расположенные в бассейне реки Вилюй.
Кратон 3. Фото: ecodelo.org
В почве леса содержалось в 20 раз больше плутония, чем в почве Нагасаки
Сотрудники ВНИПИпромтехнологии Минатома СССР после аварии покинули объект, не предупредив население поселка Айхал и жителей поселков, расположенных вдоль реки Марха. Об аварии местное население узнало спустя 12 лет. Авторы взрыва на место аварии вернулись только через три года. Была попытка провести рекультивационные работы: в могильник глубиной 2,5 м были захоронены загрязненное технологическое оборудование и грунт, снятый с промплощадки, сверху могильник был засыпан грунтом и окружен обваловкой. Часть техники и оборудования, не уложенные в могильник, мылись прямо на площадке с большим количеством солярки, а затем затаскивались на песчаную косу реки Мархи, а остатки грязи смывались в реку. Последующие экспедиционные работы установили, что обваловка, защищающая могильник, местами смыта, снятие слоя почвы с территории 5000 кв метров усилил вынос радионуклидов и их миграцию по склону в речную систему. Работы на самом следе — в "рыжем" лесу — не проводились. Количество радионуклидов в почве, растительности и других объектах окружающей среды на территории следа превышало естественный радиационный фон.
Площадка взрыва. Фото: ecodelo.org
Отходы на территории Кратон-3. Фото: ecodelo.org
В 1990 году специалисты Якутии впервые провели на объекте комплексные радиологические исследования. В результате проведения радиохимического анализа проб и других измерений были получены достаточно объективные данные о радиационной обстановке на объекте. Впервые было определено содержания цезия-137, стронция-90, плутония-239, 240 и америция-241 в почве, растительности и воде, зафиксирована их миграция в речную систему.
Ядерные отходы. Фото: ecodelo.org
Летом 1993 года ГКЧС РС (Я) направил в район взрыва радиологическую экспедицию "Марха-93" для исследования распространения радионуклидов. Экспедиция установила, что содержание стронция-90 в ягеле и кустарниках в пределах "мертвого" леса увеличивается от 10293 Бк/кг (по периферии) до 44122 Бк/кг (в его центральной части). Удельная активность цезия-137 в почве вблизи скважины превышала глобальный уровень загрязнения в 1900 раз, а его удельная активность в ягеле превышала фоновую до 915 раз. В пробе, отобранной в 200 метрах на северо — восток от устья скважины, концентрация плутония-239,240 в почвах в 1590 раз превышала уровень глобального загрязнения, что в 2,5 раза выше среднего содержания плутония в почве 30-километровой зоне ЧАЭС. В районе "мертвого" леса загрязнение почвы плутонием-239,240 в 10-20 раз превышало уровень максимального загрязнения почвы Нагасаки.
Вид объекта "Кратон-3" с форватера реки Марха. Фото: atomic-energy.ru
Начиная с 1994 года в селах , расположенных на реке Марха (Хаты, Малыкай, Мальжагар, Энгольжа и Чукар) велись частичные обследования взрослого и детского населения на предмет зобной эндемии. Всего было охвачено примерно 3300 человек, что составило около 89 %, проживающих на данной территории. Выяснилось, что процент гиперплазий щитовидной железы у жителей доходит до 55,5% и соответствует тяжелой степени зобной эндемии. Несмотря на принятие в дальнейшем профилактических мер, в 2003 году отмечается общее возрастание распространенности гиперплазии щитовидной железы по сравнению с 1995 годом. Например, в с. Малыкай она возросла с 33,7% до 64,6%, с. Хаты— с 57,5% до 70%, с. Чукар – с 35,4% до 82,3%.
Реабилитация территории прошла неудачно
Решением коллегии Минатома РФ разработка проекта реабилитации была поручена институту ВНИПИпромышленной технологии в течение 1999 г. Однако проект в ГЭК Управления Росприроднадзора по Якутии был представлен только в октябре 2004 года. 21 октября 2004 года экспертная комиссия рекомендовала проект к реализации.
Сооружение защитного экрана на объекте "Кратон-3". Фото: atomic-energy.ru
Сварка швов защитного экрана на объекте "Кратон-3". Фото: atomic-energy.ru
Проектом предусматривалась реабилитация территории промплощадки, оставляя утилизацию "мертвого" леса на вторую очередь. Финансирование и выполнение проектных заданий обязалась осуществить АК "АЛРОСА". По проекту исполнители должны были дополнительно отсыпать чистую породу на могильнике, соорудить водоотводный вал для защиты от талых и дождевых вод на участке реабилитации, а ниже могильника необходимо было обустройство геохимического барьера – траншеи, заполненной цеолитами для улавливания радионуклидов. Также требовалось ограждение территории промплощадки забором из колючей проволоки с установкой запрещающих знаков и шлагбаумов.
Ограждение на территории Кратон-3. Фото: ecodelo.org
В 2007 году АК "АЛРОСА" на объекте провела на могильнике дополнительную подсыпку грунта толщиной 1,5 метра. Позже к осени того года объект посетили специалисты из "Института проблем нефти и газа" СО РАН. Ими вокруг могильника были заложены девять канав, заполненных цеолитами. В итоге было вынесено официальное положительное заключение о завершении реабилитационных работ на объекте.
Однако, после проверки членами Общественного экологического контроля оказалось, что рекультивация проведена частично, и радиационная безопасность не обеспечена. Причиной стали грубые нарушения проектного задания и отсутствие должного контроля со стороны Росатома РФ и МОП РС(Я) во время выполнения реабилитационных работ.
Ядерные отходы. Фото: ecodelo.org
Полевые наблюдения в 2008 году показали, что миграция радионуклидов по склону продолжается. Стронций-90 в пределах промплощадки был обнаружен в девяти пробах воды из 10 отобранных, что доказывало его интенсивное передвижение в составе поверхностной и грунтовой воды. После полевых наблюдений исследователи сделали заключение, что несмотря на проведенные реабилитационные работы с территории "мертвого" леса и могильника миграция радионуклидов в речную систему продолжается.
Отходы на реке Марха. Фото: ecodelo.org
По результатам обследований объектов "Кристалл" и "Кратон-3", проведенных в 2009 году, признано необходимым проведение ряда корректирующих мероприятий по радиационной безопасности в 2010 году в рамках выполнения ФЦП "Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года".
Радиационная безопасность на данном этапе
Во время посещения объекта в августе 2011 году были замерены глубины пробуренных скважин. Согласно проекта, глубина каждой должна быть 6-7 метров. Оказалось, что скважины неглубокие – они не превышали 2 метров. Из каждой канавы были отобраны пробы цеолита, также взят проба воды для радиохимического анализа. Кроме того, одна проба была взята из ямы, где в 1993 году во время проведения экспедиции "Марха-93" была заложена 50 кг цеолита.
Река Марха. Фото: ecodelo.org
Анализы, проведенные в аккредитованной испытательной лаборатории Центра гигиены и эпидемиологии (Якутск) и лаборатории кафедры радиохимии МГУ (Москва) также подтверждают миграцию радионуклидов. Цезий -137 присутствует во всех канавах с цеолитами, находящихся ниже и выше могильника, то есть, миграция идет как со стороны "мертвого" леса, так и со стороны могильника вниз. Проба цеолита М-93, взятая из ямы за все эти годы накопила цезия-137 с активностью 1014 Бк/кг. Проба воды, взятая из скважины 9, оказалась критически мала по объему для анализа. Тем не менее, в ней обнаружены альфа-бета, излучающие радионуклиды, суммарная активность их превысила гигиенический критерий.
Современный вид объекта "Кратон-3". Фото: atomic-energy.ru
Вопрос радиационно-экологического мониторинга на территории взрыва обсудили 18 декабря 2014 года в Госсобрании Ил Тумэн. По словам министра охраны природы Якутии Сахамина Афанасьева, радиационная обстановка на объекте не требует дополнительного вмешательства с целью дальнейшего снижения доз облучения, однако на данном объекте требуется проведение периодического контроля с целью своевременного выявления возможно дополнительного загрязнения окружающей среды.
ИСТОЧНИКИ:
ecodelo.org
atomic-energy.ru
warday.info