9 июля 2015. По мнению Председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн), необходимо создание новой системы российского арктического законодательства. Советская система арктического (северного) законодательства основывалась на плановой схеме регулирования процессов в экономике. В настоящее время она основательно разрушена. Таким образом, на сегодня специального арктического законодательства в Российской Федерации на деле не существует. О том, что должно учитываться при разработке федерального закона "Об Арктической зоне Российской Федерации", ИА YakutiaMedia рассказал Александр Жирков.
26 июня в Якутске состоялось совместное заседание президиума Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации с главами субъектов и председателями законодательных органов субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону Российской Федерации, а также с Парламентской Ассоциацией "Дальний Восток и Забайкалье".
Заседание президиума прошло под руководством председателя Экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Вячеслава Штырова. В нем приняли участие Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентина Матвиенко, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, главы регионов и руководители законодательных органов субъектов Российской Федерации, промышленники и представители научной общественности.
Состояние законодательства об Арктике
Представители Республики Саха (Якутия) акцентировали внимание участников заседания на состоянии федерального законодательства об Арктике, на нормах, которые должен содержать закон.
"Мы обсудили концепцию нового законопроекта "Об особых условиях социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации". Вопрос разработки базового закона для развития и жизнедеятельности Арктики, ставится на федеральном уровне с 90-х годов. Валентина Ивановна Матвиенко в своем выступлении отметила, что до сих пор нет базового системообразующего документа. Она считает, и прошедшее наше собрание в этом солидарно с ней, что уже пора от слов переходить к делу, пора разрабатывать и принимать специальный закон о комплексном развитии Арктики", - сказал Александр Жирков.
Он считает, что, во-первых, приступая к разработке федерального закона "Об Арктической зоне Российской Федерации", нужно исходить из целесообразности и необходимости создания новой системы российского арктического законодательства. Арктика сегодня в законодательстве целостно как объект регулирования не представлена. Создававшаяся десятилетиями, начиная с 20-х годов прошлого века, советская система арктического (северного) законодательства, основанная на плановой схеме регулирования процессов в экономике, в настоящее время основательно разрушена. Лишь небольшая часть принятых в те времена положений сохранилась в действующих сегодня правовых актах, регулирующих отдельные аспекты арктической сферы.
"Надо признать – на сегодня специального арктического законодательства в Российской Федерации на деле не существует. Таким образом, закон об Арктической зоне Российской Федерации концептуально и по содержанию изначально должен разрабатываться как базовый для создаваемой в Российской Федерации новой системы арктического законодательства. Мы считаем, что это непременно потребует внесения определенных, возможно существенных, изменений в федеральное законодательство, включая налоговое, земельное, водное законодательство, о недрах, охране окружающей среды, в блок социальных законов и другие", - считает спикер Ил Тумэн.
Условия для развития Арктики должны быть такими же, как у Дальнего Востока
Накануне заседания Экспертного Совета по Арктике и Антарктике состоялось Общее Собрание Парламентской Ассоциации "Дальний Восток и Забайкалье". На нем ключевым вопросом рассмотрен еще один важнейший вопрос – это законопроект "Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона".
"Он уже находится на вполне зрелых стадиях подготовки. Это уже не просто абрис или наметки будущего закона, а в основных своих частях разработанный вариант законопроекта. Этот законопроект – об установлении особых условий для Дальнего Востока и Байкальского региона. Именно в той же парадигме, то есть в установлении особых условий в Арктической зоне страны – в этом смысл и цель закона, который требуется Арктике. Арктический закон содержательно будет значительно отличаться от такого же базового по отношению к Дальнему Востоку и Байкальскому региону законопроекта. Просто в Арктике более жесткие условия и более сложные, там потребуются несколько иные подходы и инструментарии. Однако в обоих законах много общего", - отмечает Александр Жирков.
По его словам, оба законопроекта основываются на соответствующей стратегии развития и государственных программах. Оба законопроекта востребованы особыми условиями жизнедеятельности в этих макрорегионах, не учитывая которые поднять эти громадные территории абсолютно невозможно.
Главная цель, ради которой разрабатываются эти законопроекты – выровнять условия для развития двух крупнейших макрорегионов, занимающих большую часть территории Российской Федерации. В этих целях законопроекты устанавливают комплекс мер стимулирования экономики и стимулирования населения с целью превращения этих территорий в привлекательные как для бизнеса, так и для населения.
"Именно это и определяет, что базовым законом по Арктике будут закладываться основы правового регулирования очень сложной задачи – создания и развития целостного экономического территориально-производственного комплекса. В советский период страна создавала крупные территориально-производственные комплексы, охватывающие целые регионы. Эти комплексы характеризовались определенным экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством, своеобразием природных и экономических условий и исторически сложившейся производственной специализацией. Создавались производственные связи между предприятиями внутри таких экономических районов. Сегодня отношение к макрорегиону тоже может быть, как к экономическому району, внутри которого также должно быть хозяйственное единство, налаженность производственных связей, развитая транспортная и энергетическая инфраструктура, и многое другое, что дает работу десяткам тысяч людей, поднимает уровень жизни всего местного населения", - подчеркнул Председатель Ил Тумэн.
В законе об Арктике нужно учесть и интересы бизнеса, и населения
Третий важный момент, который от отметил, это установление специальных и привлекательных для бизнеса и населения правовых режимов ведения хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности, налоговых, бюджетных и межбюджетных, земельных отношений.
Как считает Александр Жирков, основные содержательные моменты будущего закона можно свести к нескольким направлениям: ", Во-первых, это система социальных обязательств и гарантий населению, включая механизмы поддержки коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Во-вторых, это меры государственной поддержки, включая механизмы тарифной политики поддержки северного завоза в районы с ограниченной транспортной доступностью. В-третьих, это система специальных преференций и стимулов для субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне".
По его словам, необходимо также обязательно учесть вопросы экологического регулирования, включая нормативы качества окружающей среды и механизмы экологического и этно-экологического мониторинга, государственного экологического контроля, рекультивации и восстановления земель, экологического страхования.
Как определить Арктическую зону
"Понятие Арктическая зона пока еще не устойчиво. Прежде всего, из-за споров о территориях, включаемых в эту зону и споров о критериях, на основе которых должны быть определены эти территории. Как известно, существуют разные подходы к определению Арктической зоны, учитывающие физико-географические, природно-климатические, социально-экономические и медико-биологические факторы. Выйти к единому, интегральному критерию все же возможно, взяв за основу методики целостность природно-хозяйственных и территориальных факторов", - считает Александр Жирков.
Однако он считает, что в сам закон эти критерии прописывать нет необходимости: "На наш взгляд, прописав критерии в закон, мы тут же столкнемся с бесконечными попытками внесения изменений в эту часть закона. В последующем закон неминуемо будет нарастать, как в старые добрые времена "приравненными к ним местностями". Будет разумно на основе согласованных критериев в закон включить исчерпывающий перечень территорий, составляющих Арктическую зону и закрыть этим законодательную сторону".
По его словам, в этом вопросе важен не критерий, а важно определение территории Арктической зоны как объекта приложения закона об Арктике. Территория макрорегиона обязательно должна быть прописана в законе и не должна содержать какую-либо отсылочную норму.
В Арктической зоне можно выстроить целостный территориальный, хозяйственный и производственный комплекс
"В широком измерении, обсуждаемый законопроект об Арктике – это один из значимых элементов более обширного вопроса совершенствования государственного стратегического планирования социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации. Требуется разработка нового или существенное обновление Государственной программы социально-экономического развития Арктической зоны, которая должна выстроить здесь целостный территориальный, хозяйственный и производственный комплекс", - подытожил Председатель Ил Тумэн.
Арктическая политика государства как составная часть региональной политики должна предоставить выбор механизмов, инструментов своей реализации в зависимости от территории, природно-климатических условий, размещения ресурсов, уровня социально-экономического развития. Возможно с новым разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов и органами муниципального уровня. Это должно быть заложено в будущем законе об особых условиях социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.