31 марта. Бойцы СВО и их семей нуждаются в поддержке и помощи, особенно психологической. В ноябре 2022 года при поддержке президента России Владимира Путина был создан комитет семей воинов Отечества. В Якутии первый год СВО комитет возглавляла Светлана Диодорова-Лаврентьева, чей сын также участвовал в СВО и был ранен. В настоящее время Светлана Владимировна работает старшим референтом секретариата руководителя администрации главы и правительства РС (Я) Георгия Николаевича Михайлова. Она рассказала корреспонденту ИА YakutiaMedia о помощи землякам, почему ее телефон включен 24/7, а также поделилась личной историей, крепко связавшей с волонтерской деятельностью.
С Главой Республики Саха (Якутия) Айсеной Николаевым. Фото: личный архив
Приказы руководства не принято обсуждать
Сын был призван в армию зимой 2021 года и должен был вернуться домой через год. Когда он был там, я ему постоянно отправила фотографии дома, покупала вещи, сообщала ему только хорошие новости. Мы с ним очень друг к другу привязаны, он и мой сын, и мой друг, и мой советник. В свое время учился на правоохранительное дело, но потом решил стать медбратом. Я видела, с удовольствием идет на работу, ему нравилась больница, коллектив. Он работает медиком штурмовиком, спасает людей на передовой. В августе 2022 года в числе медроты отправился в военную командировку. Учился в медицинском колледже и успел поработать в республиканской кардиологии, а в медиках потребность есть всегда. Поскольку приказы руководства не принято обсуждать, собственноручно собрала сумку для своего сына. Я настроилась, что всё будет хорошо. Сумку, аптечку, всё сложила сама и с материнским алгысом, любовью отпустила его. Я хотела, чтобы на сердце у сына было легко и спокойно. Даже сейчас тяжело вспоминать те моменты… Спустя какое-то время сын написал, что его ранило, и он в госпитале. В тот момент я расплакалась. Сначала от того, что ничем не могу помочь своему ребёнку, а потом от радости, что он остался жив.
О нашем сыне не было ничего известно 2,5 месяца, я не могла спать, переживала сильно, осталась оболочка, можно сказать. Попала в реанимацию кардиологии, болела, дала слово мужу Владиславу Алексеевичу, что встану на ноги, прошла операцию в Корее. Я обращалась за помощью из-за продолжительной бессонницы, меня вовремя восстановили.
Мы выехали с мужем в Брянск, там были перекрыты границы. Постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации — Первый заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Андрей Федотов выделил нам машину, и мы смогли выехать.
Было очень страшно, но мы нашли сына, переговорили с командиром. Член Совета Федерации РФ (сенатор) от Республики Саха (Якутия) Егор Борисов помог нам с направлением на операцию. После нее Вова наш искал по госпиталю земляков. Сотрудники Постпредства составляли список раненых бойцов. Когда я вернулась обратно в Якутск, встретилась с министром здравоохранения республики Леной Афанасьевой и передала ей список, сказав: "Вы пережили COVID, теперь вас ждут раненые. Отправляйте врачей".
Светлана Диодорова-Лаврентьева: В окопе нет чужих детей. Фото: личный архив
Поставки продуктов из Якутии раненым бойцам
Однажды волонтер Туяра Константинова принесла нашему сыну бульон и мясо. Он так обрадовался родной пище.
Тогда я позвонила Георгию Михайлову с просьбой организовать для раненых поставки продуктов из Якутии: мясо, фарш, бруснику, рыбу, масло.
На следующий же день получила большую партию посылок и передала их нашим волонтерам в Москву. Как говорят сами бойцы, уход, забота и питание в госпиталях отличные, но гостинцы, присланные с родной земли, заряженные энергией земляков, сильно помогают в восстановлении. Отдельно мне хотелось бы поблагодарить волонтёров, которые приходят в госпитали во всех уголках страны. Несмотря на работу, они успевают готовить и отвозить наборы раненым.
Примеров народной помощи с каждым днём становится всё больше. Мои земляки, жители села Мугудай Чурапчинского улуса, постоянно отправляют посылки. А также земляки мужа, жители села Мындагай, также Чурапчинский улус поддерживают. Жители Кобяйского района регулярно отправляют карасей и мясо. Мегино-Кангалассы собрали для бойцов из Якутии почти тонну брусники, Намские полторы тонну мясо. Помогают Вилюйский, Средне-Колымский, Нижне-Колымский, Верхоянский, Аллаиховский, Нюрбинский районы.
Посильный вклад вносят и родители военнослужащих, в том числе и тех, кто погиб, защищая Родину.
Светлана Диодорова-Лаврентьева: В окопе нет чужих детей. Фото: личный архив
Первое время, чтобы организовать перевозку, я писала обращения с просьбой захватить с собой посылки. В настоящее время этой проблемы уже нет, перевозку на себя взяла авиакомпания "Якутия".
Таким образом, мы собрали с мужем около 19 тонн груза. Отправляется он, в основном, в Москву и Санкт-Петербург, где наши волонтеры готовят еду и передают ее бойцам. Также они за ними ухаживают. Это очень дружная и сплоченная команда, я ими горжусь и очень благодарна за неоценимую поддержку.
Светлана Диодорова-Лаврентьева: В окопе нет чужих детей. Фото: личный архив
Нельзя держать боль в себе
Мы, матери, чьи сыновья служат в рядах Минобороны, нашли друг друга. Некоторые ребята у нас служат, некоторые демобилизовались. Есть очень хорошие, добрые командиры, которые нам помогают, понимают, тепло встречают. Нас очень хорошо поддерживают: Глава Якутии Айсен Николаев, Заместители председателя Правительства Якутии Ольга Балабкина, заместитель Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Георгий Степанов, военком Александр Авдонин, а также Государственное Собрание (Ил Тумэн). Первые месяцы очень здорово помогли: Председатель постоянного комитета, депутат Михаил Гуляев, руководитель аппарата Андрей Антонен, коллега Гаврил Уваровский. Из Правительства республики Георгий Михайлов, Александр Трофимов, Надежда Федорова.
Светлана Диодорова-Лаврентьева: В окопе нет чужих детей. Фото: личный архив
В апреле 2022 года я написала о том, что необходимы военные психологи, поэтому гражданских специалистов необходимо направить на обучение. Айсен Сергеевич дал поручение об отправке психологов в специальный центр. С тех пор они регулярно выезжают в военные госпитали, а также работают с участниками СВО и членами их семей в Якутии.
На первом же заседании семей военнослужащих подняла вопрос об открытии штаба в Москве. Нам также была оперативно оказана помощь в этом. Вместе с семьями мы проводим различные тренинги, беседы. Помогают специалисты Республиканского психологического центра. Подключились различные ведомства, министерства молодёжи, здравоохранения, труда и социального развития. Организовали курсы по реабилитации как бойцов, так и членов их семей. Особенно важно проходить реабилитацию детям. Даже по своей дочке я вижу, как она переживает за брата. Когда мы общаемся с родителями, то просим рассказывать о своих заботах, не держать это в себе. Так, удалось решить вопрос с повышенной стипендией для военнослужащих, которые после службы решили поступить в вуз или ссуз. Ранее доплату получали только дети бойцов. Глава Якутии подписал указ, который устраняет эту проблему.
Вместе юристом с Айталыной Пудовой помогали демобилизовать ошибочно призванных студентов, которые находились на тот момент в академическом отпуске, а также многодетных отцов. Это была очень кропотливая работа. Вопросы по мерам поддержки, реабилитационных моментов отрабатывали с министром труда и социального развития Еленой Волковой.
Также продуктивно сотрудничаем с филиалом Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции "Защитники Отечества", созданного по поручению Президента страны Владимира Путина
Совместно с Национальной библиотекой мы за несколько дней организовали выставку на тему СВО, на которой представлены очень душевные экспонаты. Очень благодарна своей однокурснице Светлане Алексеевой, которая является заместителем директора Национальной библиотеки за помощь.
Светлана Диодорова-Лаврентьева: В окопе нет чужих детей. Фото: личный архив
Помощь семьям военнослужащих должна быть в приоритете
Семьям военнослужащих очень-очень нужна поддержка. Вот некоторые руководители, конечно, не понимают это, и это нас очень огорчает. Меня воспитывали родители очень хорошо и учили, чтобы обиду не держать.
У меня телефон работает 24 часа в сутки. Постоянно звонят ребята с передовой, родители, матери, жены, раненых, погибших, без вести пропавших, стараюсь их успокоить. Я веду дневник под рабочим названием "Материнский сценарий", в котором описываю свою деятельность, переживания, решения вопросов.
Верю, что помощь семьям военнослужащих должна быть в приоритете у каждого из нас. Это наш долг перед теми, кто рискует своей жизнью ради нашей безопасности. Нужно создавать все условия для того, чтобы они чувствовали себя защищенными и знали, что их близкие не останутся без внимания и поддержки.
Мы работаем над тем, чтобы психологическая помощь была доступна каждому, кто в ней нуждается. Важно, чтобы люди могли выговориться, поделиться своими переживаниями и получить квалифицированную помощь.
Благодарна всем, кто помогает нам в этой работе: волонтерам, врачам, психологам, предпринимателям, неравнодушным гражданам. Вместе мы можем сделать многое. Главное — не оставаться в стороне и помнить, что чужой боли не бывает.
Мой телефон всегда включен, и я готова выслушать и помочь. Это мой вклад в общее дело, моя личная ответственность перед теми, кто сейчас на передовой и перед их семьями. Верю, что вместе мы справимся со всеми трудностями и обязательно победим.
Пусть наши воины возвращаются домой живыми и здоровыми, а их семьи всегда будут окружены заботой и любовью.
Светлана Диодорова-Лаврентьева: В окопе нет чужих детей. Фото: личный архив