7 ноября. По мнению вице-спикера Ил Тумэн, председателя постоянного комитета парламента по государственному строительству и законодательству Афанасия Владимирова, в случае принятия нового федерального закона, процесс выстраивания единой системы публичной власти не произойдет в один момент. Но уже сейчас можно сказать точно, система самоуправления в России будет одноуровневой. Об этом более подробно в материале ИА YakutiaMedia.
Напомним, одной из главных новаций реформы МСУ, помимо перераспределения полномочий между разными уровнями власти, является обязательный переход от двухуровневой системы МСУ к одноуровневой. Согласно концепции законопроекта, до 2028 года все сельские и городские поселения должны быть объединены с районами в муниципальные или городские округа, а их советы и администрации должны быть ликвидированы. Губернаторы по законопроекту могут не только участвовать в назначении, но и отрешать от должности глав муниципалитетов, в том числе за несистематическое достижение KPI. Добавим, новую версию проекта закона о местном самоуправлении (МСУ) депутаты Госдумы одобрили еще в первом чтении 25 января 2022 года, однако проект завис на фоне подготовки к президентским выборам. И вот осенью этого года народные избранники вернулись к этому проекту. В Госдуме отметили, что поступило более 740 поправок. В конце ноября — начале декабря этого года законопроект планируют принимать во втором и третьем чтении.
Прежде чем обратиться за комментариями к главам районов и представителям первичного уровня МСУ, мы попросили разъяснений от Афанасия Владимирова, который в Ил Тумэне курирует этот вопрос.
Афанасий Владимиров. пресс-служба Ил Тумэн, В.Кононов
— Афанасий Семенович, проект федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти" был принят Государственной Думой в первом чтении 25 января 2022 года. С чем связаны новые инициативы?
— Проект закона, направленный на формирование модели местного самоуправления в единой системе публичной власти, стал логичным продолжением конституционной реформы 2020 года. Как вы знаете, изменения, которые внесены в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, затронули и местное самоуправление. Теперь конституционно декларируется единство государственной и муниципальной власти: органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории. Положения Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", которые так же явились следствием внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, вступили в силу в полном объеме. В развитие конституционной реформы федеральным законодателем в настоящее время ведется работа по реформированию местного самоуправления. Упомянутый вами проект федерального закона, в случае его принятия, заменит действующий основополагающий федеральный закон № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Это является вторым этапом в выстраивании единой системы публичной власти в стране.
— Простыми словами, какие изменения коснутся нынешнего уклада муниципальных образований в Якутии?
— На данный момент рано говорить о каких-то конкретных изменениях, которые коснутся муниципальных образований республики. Закон еще не принят. Судя по количеству поправок, поступивших в комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, а их более полутора тысяч, россияне активно участвуют в работе над проектом закона, значит, предстоящие изменения волнуют и коснутся каждого жителя страны. Одно можно сказать точно — система самоуправления в России будет одноуровневой. Нельзя забывать, что такая система у нас существовала до 2003 года и действующая модель организации местного самоуправления была введена с принятием Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кстати, Федеральный закон 1995 года содержал нормы, которые интерпретировались субъектами Российской Федерации как позволяющие им в каждом случае самостоятельно решать вопрос о территориальной модели организации муниципальной власти. Федеральный закон 2003 года унифицировал подходы к территориальной организации местного самоуправления в пользу действующей ныне двухуровневой. Проектом закона предполагается, что остаются только городские и муниципальные округа (еще внутригородские территории городов федерального значения). Это означает, что вся муниципальная власть будет сосредоточена только в округах. Депутатов представительных органов муниципальных образований будут выбирать на прямых выборах. Отсюда следует, что повышается роль представителей народа в органах местного самоуправления. Одноуровневая организация местного самоуправления по замыслу авторов позволит создать новую систему организации власти на местах, в основе устройства которого будет заложен принцип привязки к населению. Данный подход призван повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления, в том числе с финансовой стороны и дотационной. Но мы должны понимать, что изменения не начнутся тут же в одночасье. Для этого в проекте закона предусмотрен переходный период. С учетом того, что закон еще не принят, эта глава точно подвергнется существенному изменению.
— Какие поправки внесли депутаты республики? Были ли общественные слушания в районах?
— Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проделана большая работа по подготовке предложений к проекту федерального закона. Проведена большая разъяснительная работа не только на республиканском уровне, но и на муниципальных площадках. Постоянным комитетом Ил Тумэн по местному самоуправлению проведено расширенное заседание, где приняли участие главы и депутаты представительных органов муниципальных образований республики, общественники, народные депутаты, представители органов исполнительной власти республики. По итогам которого поступили предложения со многих муниципальных образований. Была создана рабочая группа с участием представителей Администрации Главы и Правительства республики, которая работала по поступившим предложениям о поправках. Вне стен парламента проведено множество обсуждений, разъяснительной работы по данному проекту на различных площадках, в том числе в Общественной палате республики, муниципальных образованиях республики, а также в средствах массовой информации. Итогом данной работы стало принятие Государственным Собранием (Ил Тумэн) в феврале 2022 года постановления о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации девяти поправок к проекту федерального закона. Данные поправки были сформированы с учетом мнения участников дискуссии вокруг данного проекта. Предложенные Государственным Собранием (Ил Тумэн) поправки направлены на защиту интересов жителей республики. Так, в случае передачи тех или иных полномочий с государственного уровня, мы предлагаем, чтобы муниципалитеты обеспечивались достаточными ресурсами, и решения принимались до начала очередного финансово-отчетного периода. Кроме того предлагается внести изменения в формы участия населения в установлении местного самоуправления и его вовлечения в процессы. С учетом того, что в федеральное законодательство внесены новшества, касающиеся создания особых территорий, предлагаем, чтобы в определении особенностей территорий учитывалось мнение субъекта, на которых они расположены.