23 июня. 90 лет назад, 23 июня 1934 года, в Кремле состоялось официальное награждение первых Героев Советского Союза. Это были семь летчиков, участники спасения экспедиции О.Ю. Шмидта, потерпевшей крушение на пароходе "Челюскин". О том, как учредили это высокое звание и как награждали первых Героев Советского Союза в материале ИА PrimaMedia от историка, ведущего проекта "Объяснения" Владивостокской централизованной библиотечной системы Сергея Корнилова.
В сентябре 1933 года при подходе к Берингову проливу был затерт льдами знаменитый пароход "Челюскин", на котором экспедиция О.Ю. Шмидта впервые в истории пыталась пройти Северный морской путь за одну навигацию. 13 февраля 1934 года льды раздавили пароход, и он затонул.
Капитан "Челюскина" Владимир Воронин вспоминал: "Ко мне подошел инженер Расс: "Капитан, началось торошение льда. Идет высокий вал, прямо на нас". В эту же секунду судно заскрипело. Лед начал сжимать корпус. "Конец!" — сказал я себе".
Льдины вдавливались в борт судна и листы обшивки стали разрываться по швам. В машинное отделение хлынула вода. Был отдан приказ о всеобщем аврале. Несмотря на штормовой ветер и 30-градусный мороз, люди выгружали на льдины аварийный запас. Пароход, задрав корму, погружался носом. Последними с "Челюскина" сошли Шмидт и Воронин. Завхоз Борис Могилевич замешкался на палубе, и на него накатились бочки. 13 февраля в 15.30 пароход вместе с Могилевичем ушел на дно.
Челюскин во льдах. Фото: Взято из открытых источников
На льду оказались 104 человека, включая нескольких женщин и двух малолетних детей. В этот трагический момент проявились организаторские способности Шмидта. При его активном участии были поставлены палатки и налажена работа радиостанции. Эрнст Кренкель передал в эфир сообщение о гибели "Челюскина". На следующий день в лагерь Шмидта пришла радиограмма правительства о начале спасательной операции.
Для спасения челюскинцев на Чукотку вылетели лучшие лётчики Советского Союза. Не все из них сумели пробиться сквозь бури и туманы Северо-Восточной Сибири, некоторые потерпели аварии, но лучшие из лучших добрались до Ванкарема — чукотского села, где развернулся эвакуационный лагерь.
Поиск челюскинцев продолжался три недели. Наконец, 5 марта летчик Анатолий Ляпидевский обнаружил лагерь и сел на полосу, расчищенную челюскинцами для приема самолетов. Ляпидевский вывез на Большую землю 10 женщин и двоих детей: двухлетнюю Аллу и 6-месячную Карину Васильеву, родившуюся во время рейса в семье геологов Василия и Доротеи Васильевых.
Дора Васильева была родом из Владивостока — она училась в морском техникуме одновременно с Анной Щетининой — первой в мире женщиной-капитаном дальнего плавания.
5 марта над лагерем показался АНТ-4 Ляпидевского. Фото: Взято из открытых источников
После этого больше месяца стояла нелетная погода и летчики не могли пробиться к лагерю челюскинцев. Ляпидевский потерпел аварию и больше на льдину не прилетел, но когда установилась лётная погода, в лагерь, один за другим, прибыли лётчики Николай Каманин, Василий Молоков, Сигизмунд Леваневский, Маврикий Слепнёв, Михаил Водопьянов и Иван Доронин. За неделю, с 7 по 13 апреля они совершили 23 рейса и перевезли всех челюскинцев в Ванкарем, откуда их отправили пароходами "Смоленск" и "Сталинград" во Владивосток.
Семь первых Героев Советского Союза в редакции газеты Правла, 1936 год. Фото: Взято из открытых источников
14 апреля 1934 года был опубликован текст телеграммы Сталина, Молотова, Ворошилова, Куйбышева и Жданова лётчикам, участвовавшим в спасении:
"Восхищены Вашей героической работой по спасению челюскинцев. Гордимся Вашей победой над силами стихии... Входим с ходатайством в Центральный Исполнительный Комитет СССР об установлении высшей степени отличия, связанного с проявлением геройского подвига,— звания "Героя Советского Союза", о присвоении летчикам: Ляпидевскому, Леваневскому, Молокову, Каманину, Слепнёву, Водопьянову, Доронину, непосредственно участвовавшим в спасении челюскинцев, звания "Героя Советского Союза", о награждении орденом Ленина поименованных лётчиков и обслуживающих их бортмехаников и о выдаче им единовременной денежной награды в размере годового жалования".
Посадка в самолет Ляпидевского. Фото: Взято из открытых источников
16 апреля 1934 г. ЦИК СССР учредил звание Героя Советского Союза, а 20 апреля был опубликован указ о награждении этим званием семерых летчиков, спасавших челюскинцев. Официальное награждение в Кремле состоялось 23 июня 1934 года.
Все семь летчиков были награждены орденом Ленина и грамотой ЦИК СССР. Никакие другие знаки отличия не предусматривались. Звезда Героя Советского Союза была введена только в 1939 году.
Идея учреждения специальной медали для награжденных званием Героя Советского Союза, принадлежит И. В. Сталину. Он поручил разработку знака архитектору Мирону Мержанову (личный архитектор Сталина, проектировал его дачи и санатории для высшего руководства страны). Мержанов сделал несколько вариантов знака, но Сталин выбрал предложенный им же вариант Золотой Звезды. Доработал проект награды главный художник Гознака Иван Дубасов.
Медаль была учреждена 1 августа 1939 года Указом Президиума Верховного Совета СССР и первоначально называлась "Герой Советского Союза", но Указ Президиума ВС СССР от 16 октября 1939 года внес изменение и она стала именоваться "Золотая Звезда". Вот биографии первых семи героев по очередности награждения.
Летчик Ляпидевский, вывезший 5 марта 1934 года на материк 10 женщин и 2 детей. Фото: Взято из открытых источников
Анатолий Ляпидевский — первый Герой Советского Союза, был одним из самых молодых участников легендарной семерки (моложе него был только Каманин). Он родился 23 марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарский край) в семье священника. Детство провёл в станице Старощербиновской и городе Ейске. Работал помощником кузнеца, учеником слесаря, мотористом косилки, помощником шофёра.
В Красной Армии с 1926-го, в авиации — с 1927 года. После окончания Ленинградской военно-теоретической школы ВВС и Севастопольской военной школы морских летчиков служил в ВВС Балтийского флота, затем — лётчиком-инструктором в Ейской школе морских лётчиков. В 1933 года Ляпидевский уволился в запас и перешел на работу в гражданскую авиацию.
Работал пилотом в Дальневосточном управлении Гражданского воздушного флота (ГВФ) рейсовым пилотом, затем перевелся в полярную авиацию Севморпути. В феврале 1934 года Анатолий Ляпидевский одним из первых вылетел на помощь челюскинцам и 5 марта приземлился на крохотный участок льда, расчищенный зимовщиками.
Ляпидевский не предполагал, что этот первый рейс, когда он эвакуировал со льдины всех женщин и детей, станет для него последним в этой эпопее. Во время второго полета самолет Ляпидевского совершил вынужденную посадку во льдах, подломив стойку шасси. Экипаж спасли чукчи, увидевшие садящийся самолет. Машину удалось отремонтировать только 25 апреля, когда спасательная операция завершилась. О том, что он стал первым Героем Советского Союза, Анатолий Ляпидевский узнал с опозданием на пять дней: после аварийной посадки не работала рация.
Николай Каманин. Фото: Взято из открытых источников
Николай Каманин был самым молодым из "великолепной семерки". Он Родился 18 октября 1909 года в городе Меленки Владимирской губернии (ныне Владимирской области) в многодетной семье, где было семеро детей. В 1927 году окончил школу и в 17-летнем возрасте поступил в лётную школу, исправив последнюю цифру года своего рождения с 9 на 8 и, таким образом, приписал себе лишний год.
В 1928 году окончил Военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде, а в 1929 году военную школу лётчиков в Борисоглебске. Служил на Дальнем Востоке в 40-й особой авиационной эскадрилье им. Ленина ВВС ОКДВА. Штаб эскадрильи находился в г. Спасск-Дальний, аэродром "Хвалынка". В 1932 году, выбирая места в Приморье для организации новых аэродромов, настоял на создании аэропорта у с. Озёрные Ключи — ныне аэродром и аэропорт Кневичи.
В июле 1933 года был назначен командиром отряда 28-й отдельной авиаэскадрильи, базировавшейся в селе Черниговка. В феврале 1934 года Николай Каманин был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода "Челюскин".
Отряд Каманина на легких бомбардировщиках Р-5 добирался до Ванкарема полтора месяца — стояла нелетная погода и подводила техника, неприспособленная для полярных уловий. Потеряв два самолета, отряд Каманина все-таки долетел до Ванкарема и с 7 апреля приступил к эвакуации челюскинцев. В первый день Каманин с Молоковым вывезли из лагеря шесть человек, сажая по три пассажира в кабину, где при обычном полете помещался один летчик. В итоге, Каманин эвакуировал в Ванкарем 34 человека — второй по результативности показатель среди семерых пилотов.
Родился 13 февраля 1895 года в селе Ирининское Подольского уезда Московской губернии (ныне с. Молоково Московской области). Образования не получил из-за смерти отца — пришлось помогать семье: работал посыльным, подручным кузнеца, слесарем на фабрике.
В 1915 году был призван на флот, служил матросом Балтийского флотского экипажа, затем стрелком морского батальона. В 1916 году переведён в морскую авиацию, где освоил профессию моториста. В октябре 1917 года был направлен в школу авиамехаников в городе Або.
С января 1918 года — в Красной армии, служил во 2-й воздушной бригаде (Самара). Участвовал в боевых действиях против Чехословацкого корпуса и обороне Петрограда. В 1919 году — механик Камского гидроавиаотряда 6-й армии, совершал боевые вылеты в качестве бортмеханика на летающей лодке М-5 против Северной армии белых и англо-американских интервентов.
В 1921 году Молоков окончил Самарскую школу морских летчиков и вернулся на Балтику. В 1931 году вышел в запас, работал пилотом на пассажирских линиях в Сибири, а в 1932 году стал одним из первых полярных летчиков. В 1933 году назначен командиром авиаотряда в Управлении воздушной службы Севморпути.
В марте 1934 года вошел в состав отряда Николая Каманина. Среди летчиков Молоков был самым опытным — он хорошо знал Север и умел летать в арктических условиях. Не случайно он стал самым результативным летчиком челюскинской эпопеи, эвакуировав 39 человек. Так, 11 апреля 1934 года Молоков совершил четыре рейса и вывез 20 человек. Для этого ему пришлось сажать людей не только в кабину, но и в подкрылевые парашютные ящики, где можно было только лежать, согнув колени.
Сигизмунд Леваневский. Фото: Взято из открытых источников
Родился 15 мая 1902 года в Петербурге, в польской дворянской семье, но во время Октябрьской революции оказался на стороне большевиков, вступил в ряды Красной Армии и принял участие в Гражданской войне. В 1921-1922 гг. участвовал в ликвидации бандформирований в Дагестане.
В 1923 году Леваневского направили на учебу в Севастопольскую военную школу морских летчиков, в которую он… опоздал! Ему пришлось работать на должности завхоза в этой школе, чтобы поступить через год. В 1925 году окончил школу и стал военно-морским лётчиком. В 1930 году вышел в запас и в 1931—1932 гг. работал начальником лётно-учебной части Всеукраинской школы лётчиков.
С 1933 года Леваневский перешел на работу в Главсевморпуть и совершил несколько сверхдальних перелётов. 20 июля 1933 года он отвёз на Аляску американского лётчика Джеймса Маттерна, который совершил аварийную посадку в районе Анадыря и был спасен чукчами. В 1934 году, как опытного пилота, его привлекли к спасению челюскинцев.
Леваневский стал единственным из летчиков — первых Героев Советского Союза, кто не спас ни одного челюскинца. В разгар операции, его вместе с летчиком Маврикием Слепневым отправили в США закупать недостающие многоместные самолеты Consolidated Fleetster, подготовленные к работе в полярных широтах. 29 марта 1934 года Леваневский с советским представителем Ушаковым вылетел из американского Нома в Ванкарем, но самолет из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку. Тем не менее, Ушакова в Ванкарем Леваневский доставил. Пешком. А через несколько дней, рискуя жизнью, он на самолёте У-2 доставил из Уэлена в бухту Лаврентия хирурга Леонтьева, который сделал неотложную операцию по удалению аппендицита Боброву — заместителю начальника экспедиции Шмидта.
Из семерых первых Героев Советского Союза Леваневский единственный, кто не получил Звезду Героя. 12 августа 1937 года он на самолете ДБ-А с экипажем из шести человек отправился в трансарктический перелет по маршруту Москва — Фербенкс (Аляска), но 13 августа связь с самолетом оборвалась и он пропал. Тайна исчезновения самолёта Леваневского не разгадана до сих пор.
Маврикий Слепнев. Фото: Взято из открытых источников
Родился 27 июня 1896 года в деревне Ямсковицы Ямбургского уезда Санкт-Петербургской губернии (ныне Кингисеппский район Ленинградской области) в семье крестьянина. С 1914 года — участник Первой мировой войны. В 1917 году окончил Гатчинскую лётную школу, с 1918 года — в Красной армии. В Гражданскую войну был военным инженером 25-й стрелковой дивизии.
В 1923 году окончил Высшую школу военных лётчиков, в 1925-м вышел в отставку и стал лётчиком гражданской авиации. Летал на пассажирских линиях Бухара — Хива, Бухара — Душамбе. В 1930 году переведён для работы на линии Иркутск — Якутск.
В феврале 1934 года вместе с Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов Consolidated Fleetster для спасения челюскинцев. После этого вывез со льдины 5 человек, а позже эвакуировал больного О. Ю. Шмидта на лечение в США.
Михаил Водопьянов. Фото: Взято из открытых источников
Родился 18 ноября 1899 года в с. Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне — территория г. Липецка) в семье крестьянина.
В 1918 года добровольно вступил в Красную армию, служил обозным в дивизионе воздушных кораблей "Илья Муромец", воевал против Колчака и Врангеля.
В 1920-1924 гг. Михаил Водопьянов работал помощником шофёра, затем шофёром. В 1925-1927 гг. — авиационный моторист и бортмеханик у известного лётчика Харитона Славороссова. В 1928 году сдал экзамены на звание пилота 3-го класса в школе общества "Добролёт", получив право работать лётчиком гражданского флота. В 1929 году окончил Московскую лётно-техническую школу. В качестве бортмеханика, а затем лётчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. С 1929 года работал в управлении Дальневосточных воздушных линий в Хабаровске.
10 января 1930 года на самолёте "СССР-127" проложил воздушный маршрут: Хабаровск — Оха — Александровск-на-Сахалине, названный "Трассой героев" и имеющий протяжённость 1130 км. В 1931 году Водопьянов попал в авиаотряд особого назначения, который доставлял матрицы газеты "Правда" из Москвы в Ленинград и Харьков. В 1932-1933 гг. летал на трассах Москва — Иркутск, Иркутск — Хабаровск, Хабаровск — Сахалин.
Зимой 1933 года в испытательном перелёте по маршруту Москва — Петропавловск-Камчатский самолёт Водопьянова разбился на озере Байкал. Его бортмеханик Серёгин погиб, а Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (только на голову наложили 36 швов).
В марте 1934 года, добившись включения в отряд по спасению экспедиции Шмидта, Михаил Водопьянов совершил перелёт из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты и горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Он трижды летал к челюскинцам и вывез 10 человек.
Иван Доронин. Фото: Взято из открытых источников
Родился 5 мая 1903 года в селе Каменка Николаевского уезда Самарской губернии (ныне Саратовская область) в семье крестьянина. С 1920 года служил на Балтийском флоте. В 1921 году окончил курсы флотских техников, плавал на миноносце "Уссуриец", затем учился в военно-морском училище. В 1924 г. был командирован в Егорьевскую школу авиации, откуда переведен в Севастопольскую лётную школу, по окончании которой в 1925 году служил лётчиком на Черноморском флоте.
В 1930 году вышел в отставку, летал в гражданской авиации, был командиром транспортного самолёта на линии Иркутск — Якутск — Бодайбо. Принимал участие в экспедиции по исследованию Карского моря. В 1933 году первым пролетел над Верхоянским хребтом, проложив линию Иркутск — Усть-Среднекан.
В 1934 году вылетел на спасение челюскинцев вместе с Водопьяновым и в сложнейших условиях пролетел более 4 тыс. км из Хабаровска до Чукотки.
Из воспоминаний Николая Каманина: "Вернувшись из очередного рейса, я увидел на аэродроме в Ванкареме еще одну новую машину, а через пять минут знакомился с летчиком Иваном Дорониным. Он рассказал, каких трудов ему стоило добраться до Ванкарема, сколько дней пробыл в плену у злой мачехи — пурги, и тут же высказал пожелание завтра чуть свет лететь со мной в лагерь…
Вечером мы долго беседовали с Дорониным. Летчик он опытный и хорошо знает, что с Арктикой шутить нельзя. Окончательно договорились, что завтра в лагерь летим вместе, моя машина будет ведущей.
Утром 12 апреля вылетели. На льдину я сел первым. Вслед за мной вполне благополучно сел и Доронин. Приняли на борт пассажиров, начали взлет. И тут с машиной Доронина случилось то, чего я каждый раз так опасался: самолет наскочил на торосы и, поломав шасси, неуклюже остановился посредине аэродрома, разделив пополам и без того узкую взлетную полосу.
Для взлета остался узенький коридор, шириной не более 30 метров. Ни разу в жизни я еще не взлетал при таких условиях. Машину Доронина с поломанными шасси оттащить в сторону не по силам, а ждать, когда будут отремонтированы шасси, означало наверняка потерять весь день. Решил взлетать.
Была ли в этой аварии вина Доронина? Конечно, нет. На ледяной полосе образовалась заструга, вернее, намерзший ночью бугор. На пробеге лыжа попала прямо на него, и самолет по инерции круто развернуло, после чего лыжи врезались в другое препятствие. В итоге — поломка".
13 апреля машину Доронина привели в порядок, но в этот день были вывезены последние зимовщики и челюскинская эпопея закончилась. Таким образом, Доронин совершил только один полет и вывез двух человек, но это никак не повлияло на решение присвоить ему звание Героя Советского Союза наряду с другими летчиками.
Плакат, 1934 год. Фото: Взято из открытых источников
P.S. В ноябре 1939 года в Кремле произошло торжественное вручение медалей "Золотая Звезда" всем летчикам — первым Героя Советского Союза. Всем, кроме Сигизмунда Леваневского, самолет которого пропал 13 августа 1937 года в Арктике и поиски которого ни к чему не привели.