26 мая. Арт-галерея "Симэх" в Якутске провела "АRT-халадаай" (6+). На мероприятии собрались мастерицы, модели и множество зрителей, которые смогли на только полюбоваться красивыми изделиями, но и купить понравившиеся. Во время мероприятия гости узнали о том, что цвет национального наряда имеет символическое значение. Более подробно в фоторепортаже ИА YakutiaMedia.
Организаторы провели выставку-ярмарку "Сайыны керсе", показали экспозицию "Халадаай с XVIII века до наших дней", алгыс. Желающие смогли встретиться и проконсультироваться с мастерами в области традиционной одежды. Восторг вызвал показ коллекций "Халадаай", а также персональная выставка Сардааны Токоемовой "Салгын кутум салайыытынан, Ийэ кутум этиитинэн".
Добавим, халадаай — традиционное якутское платье. Вместе с безрукавкой — кэhиэччик — и серебряными украшениями составляет праздничный женский костюм, надеваемый на главный летний праздник — Ысыах.
Для пошива халадааев, и мужских, и женских, выбирали легкие, хорошо драпирующиеся ткани. Повседневные халадааи шились из ситца, дабы, полотна, тика. Они были преимущественно спокойных цветов и не отличались богатой отделкой. Для выходных платьев выбирали более дорогие ткани — атлас, парчу, тафту, шелк.
Традиционную отделку из бисера и металлических бляшек со временем стали заменять более доступными: тесьмой, стеклярусом, шелковой нитью, сутажем. Ими декорировались ворот, подол платья, манжеты.
В якутской одежде цвет имел как символическое, так и утилитарное значение. Прежде всего он зависел от сезонного назначения изделия. Повседневные вещи были преимущественно нейтральных, темных тонов, праздничные костюмы отличались яркостью красок, сочетаниями контрастных цветов.
Символическое значение цвета во многом определялось его воплощениями в природе:
В первом десятилетии XXI века интерес к национальной одежде и украшениям начал возрождаться — надевать их на Ысыах (6+) становится повсеместной традицией. Однако, как отмечают исследователи якутского костюма, зачастую дизайнеры, стараясь осовременить наряд, не стремятся следовать традиционному крою, используя лишь некоторые его особенности. В результате одежда становится все более стилизованной, а незнание символики декора приводит к ошибкам в оформлении костюма. Так, например, мужскую праздничную одежду украшают растительным орнаментом, издревле характерным для женской одежды, головные украшения — бастынга и шапку-ураа, которые традиционно носили молодые женщины и девушки, сегодня можно увидеть и на пожилых женщинах.