16 августа. Якутский фильм, основанный на реальном событии "Карина" (16+) — это удивительная история о маленькой девочке, которая заблудилась в тайге, ее удалось найти спустя 12 дней — стал новым рекордсменом в прокате. Продюсер и режиссёр Марианна Сиэгэн рассказала журналисту YakutiaMedia о том, как она, прочитав сценарий, влюбилась в него, и решила, что должна сама снять фильм, как выбирали главную героиню, о съемочном процессе и многом другом.
Роль Карины Чикитовой исполнила София Прибылых.
— Чем выделилась София в кастинге среди более 300 претенденток?
— Я понимала, что нужен особенный ребенок, поступило огромное количество заявок — 328. В первом этапе отобрали 50 подходящих детей, после первых проб осталось 15. София зашла второй из 50, и я просто никого уже не видела на самом деле. Меня зацепила ее живость, энергетика, самое главное — ее глаза у них очень похожи на глаза Карины, они с огоньком.
— Какие есть особенности работы с детьми на съемочной площадке?
— С детьми работать всегда сложно, многие режиссёры отказываются от таких проектов. Тут главное постоянно контактировать с детьми. Кроме Софии была ее дублер Василина, девочка из Олекмы, которая заменяла во время сложных сцен. Дети устают и им в любом случае нужен дублер. Нужно разговаривать с ними по-взрослому, на равных. Я свела все к игровой форме. Например, подходила к Софии, и мы с ней репетировали сцену, а потом я ей говорила: "Покажи эдьиий, как ты это делаешь, молодец, а вот здесь ты не радуйся сильно, ты должна быть грустной". София сама по себе пластичная, органичная и талантливая. Думаю, если она займется развитием актерского мастерства, у нее будет очень большое будущее. София сама очень хочет стать актрисой, работать с ней было в удовольствием.
— Еще одна звезда фильма Найда — якутская лайка, как проводилась работа с собакой?
— Ей занималась Мария Находкина, по второму образованию она зоопсихолог. Она раньше работала только с большими собаками, вроде алабая и бойцовскими породами. Мария мне сразу сказала, что якутские лайки не поддаются дрессировке, тем более щенки. Были небольшие сложности, когда Найда и София должны были быть вместе в кадре, то они не поддавались никаким уговорам и начинали жить своей жизнью.
Продюсер и режиссёр Марианна Сиэгэн рассказала о том, как шли съемки картины. Фото: Из личного архива М. Сиэгэн
— Почему вы решили экранизировать именно историю Карины?
— Это неконтролируемое чувство, я просто влюбилась в этот проект. А когда такое происходит, становлюсь одержимой, ведь раз есть идея, то обязательно доведу ее до конца.
— Были ли у вас источники вдохновения или референсы во время работы над фильмом?
— Во время работы над сценарием мы с Марией Находкиной (сценарист фильма), опирались на произведение Стивена Кинга "Девочка, которая любила Тома Гордона" (16+). Мария по второй специальности зоопсихолог, поэтому рассказывала о том, как ведут себя собаки в различных ситуациях, ссылаясь на истории писателя Джека Лондона. Это помогло создать образ Найды в фильме. Я бы не сказала, что какие-то большие референсы были прямо во время съемок, включая операторскую манеру и т.д. Но эпизод со сновидением мы заложили заранее, когда писали сценарий, он вдохновлен эпизодами из сериала "Сопрано" (18+). Референсы, конечно, есть, но я хочу сказать, что вы не сможете сделать точь-в-точь, можно только примерно представить. Для такой сильной истории, сама ситуация и есть референс. К примеру, сцена находки и приезда Карины основаны на документальных кадрах.
— Как долго вы работали над проектом?
— Три основных этапа создания любой картины: перед съёмками проводится пре-продакшн — это этап, на котором все планируется. Если все пройдет успешно, то сам съемочный процесс будет гладким. Продакшн (съёмки) кинофильма является самым дорогостоящим и длительным этапом. Пост-продакшн — этот этап предусматривает осуществление монтажа, создание спецэффектов, редактуру, озвучку и другие виды обработки отснятых материалов.
Каждый этап длился по-разному, ввиду различных событий за последние годы. Все же удалось выйти в 2024 году — спустя 10 лет. На самом деле, каждый фильм имеет свой дух, и он сам решает, кода ему выходить и с кем. Это кино очень сильное, а я просто проводник. Теперь я отпускаю его в плавание, и надеюсь, что зритель оценит наш фильм, проникнется историей Карины, которая на сегодняшний день является символом стойкости, мудрости, жизнелюбия северного народа.
Продюсер и режиссёр Марианна Сиэгэн рассказала о том, как шли съемки картины. Фото: Из личного архива М. Сиэгэн
— Какие трудности вы испытали в ходе работы над фильмом?
— Во время съемочного периода трудностей не было, они были на этапе пост-продакшена. Из-за последних событий многие рекламодатели ушли, заключенные контракты были аннулированы, пришлось буквально спасать фильм. То, что вы видите на экранах, можно сказать, выстрадано большим трудом.
— "Карина" — уже не первый опыт работы с реальными событиями. Расскажите о ее тонкостях.
— Я всегда с большим уважением отношусь к событиям, которые происходили. Реальная история — опора в таком случае. Посмотрев документальные кадры в титрах, вы поймете, что некоторые моменты сняты идентично и в нашем кино. Я и как зритель очень люблю такие фильмы, и отлично понимаю, где грань дозволенного. Если бы это была полностью вымышленная история, возможно, были бы элементы фантастики по отношению к тем или иным событиям. Этот фильм-воссоздание прошедших событий, работа полиции, опергруппы, спасателей, это все слово в слово. Методы допроса, камеры наблюдения. Некоторых поразила жесткость полицейских, но вымысла тут нет. Мне хотелось все дословно показать, чтобы зритель окунулся в этот период времени.
— Были ли консультанты?
— Для этой картины привлекли спасателя Николая Александровича Находкина, тогда он был начальником службы спасения. Он даже увековечен в фильме, попросила прийти его в качестве актера озвучки, он озвучил голос начальника по телефону. Валерий Андросов и сейчас работает в службе спасения. Афанасий Николаев, тогда работавший в пресс-службе. Образ спасателя Айхала Андросова собирательный из трех личностей. История Валерия мне понравилась, и я подумала, что хорошо бы сделать из него основного героя. Ведь истинные герои, те кто спасают жизни. Из оперативников уголовного розыска меня консультировал Айал Прокопьевич Левин в то время подполковник уголовного розыска Якутии, который тогда выезжал на дело. Мы с ним сотрудничали во время работы над "Мой убийца" (12+). C консультантами из полиции у меня давняя продуктивная связь. Наши консультанты из полиции, участники тех событий оценили фильм и говорят, что все было очень реалистично. Айал Прокопьевич даже удивился, насколько похожую актрису мы нашли на роль матери Карины. Он мне про нее рассказывал, как она себя вела, как отвечала на вопросы. Мне было важно передать, как эти люди чувствовали в актерской игре. По фольклору и культуре я привлекла Мандар Ууса и Саргылану Ымыы. Я спрашивала их: "У меня есть такая локация, написала такой-то текст, посмотрите, пожалуйста, правдоподобно или нет?". Всегда работаю с отличными консультантами, это очень круто.
Продюсер и режиссёр Марианна Сиэгэн рассказала о том, как шли съемки картины. Фото: Из личного архива М. Сиэгэн
— Видела ли сама Карина фильм?
— Да, вспомнила некоторые моменты, как ее нашли и вернули, сказала, что так и было. Карине фильм очень понравился. Еще фильм увидела уполномоченный попечитель Альбина Прокопьевна Черепанова, которая занимается воспитанием Карины, Она, конечно, ранее читала утвержденный сценарий. Им обеим очень понравилось. Самое главное, что самой Карине понравился фильм, повторно с одноклассниками сходила еще.
— У нас выходил материал с руководством "Tundra animation", где была упомянута работа над фильмом "Карина". Расскажите подробнее о вашем сотрудничестве.
— Потрясающие ребята под руководством Александра Моруо, с которыми работаем над другим проектом с рабочим названием "Хаар Кынат" уже год. В "Карине" они помогли с графикой персонажей белки и медведя. А руководил департаментом СG (компьютерной графики ) Павел Адамов, который с нами работает уже больше десяти лет. Также мы вместе работаем над вышеупомянутым фильмом, который тоже выйдет в этом году. Он полностью перевернет понимание о якутском кино, в нем используется множество графики. Крайне рада, что есть такие ребята, так как в якутском кино точно не хватает специалистов в этой сфере. Так что, если вы молодой человек, который ищет интересную профессию, за CGI будущее.
— Какая судьба ждет фильм?
— Будет показ на стриминге и не только, театральные прокаты в других странах, переговоры ведутся с 2020 года, а с некоторыми странами у нас идут торги уже более пяти месяцев. В это вложен кропотливый труд наших агентов и команды. Надеемся, что ленту хорошо воспримет публика других стран. Наша цель — рассказать эту историю как можно большему количеству людей, не ограничиваясь локальной аудиторией. Не думаю, что этот фильм ждет фестивальная судьба, хотя многие говорят, что надо подавать заявку, посмотрим.
Найда. Фото: Из личного архива М. Сиэгэн
— Когда вы поняли, что хотели бы заняться кинематографом?
— Заканчивала я ЯГСХА и поработала в сфере жилищно-коммунальных услуг. До того, как я открыла кинокомпанию "Art Doydu", занималась организацией различного рода мероприятий: спектаклей, конкурсов, фестивалей. Первое кино сняла в 2010 году и поняла, что это моё, открыла кинокомпанию. Всегда нравилась организационная часть.
— Расскажите, какое место занимает продюсер в творческом коллективе?
— Я — идейный̆ продюсер, то есть идея фильма рождается у меня в голове, и потом уже нанимаются сценарист, режиссёр и все остальные специалисты. Получается, веду своё детище от начала и до конца. Я в центре всего процесса, место связующее и направляющее. От продюсера много зависит. Например, хочу выделить трех продюсеров: номер один в этой работе, для меня, конечно, Джон Ландау, гений, человек, благодаря которому вышли "Титаник" (12+), "Терминатор 2: Судный день" (18+), Франшиза "Аватар" (12+). Дэвид Чейз, "Сопрано" (18+), его работа просто шикарна. Из молодых дерзких продюсеров отлично сейчас работает Дэвид Бениоф "Игра престолов" (18+), "Троя" (18+), "Люди Икс. Начало" (18+) и многие другие.
Мне редко попадаются готовые сценарии, которые очень нравятся, в таких случаях я просто вижу перед собой фильм. Тогда я говорю: "Ок! Покупаю сценарий". Я обращаю внимание на выбранные темы, они должны хорошо подходить к своему времени и важны для общества. Конечно, самое главное, чтобы тема была интересна мне самой, иначе даже не дотрагиваюсь до неё. Когда узнают, что я работаю с реальными событиями и людьми, ко мне подходят и просят снять фильм о дедушке, прадедушке. Но мне всё это просто не интересно, и за такую работу не возьмусь, даже если она заказная. Прежде всего, ты должен быть влюблён в своё детище от рождения идеи до его, скажем так, созревания, всё происходит от большой любви, где нет места принуждению.
Продюсер и режиссёр Марианна Сиэгэн рассказала о том, как шли съемки картины. Фото: Из личного архива М. Сиэгэн
— "Карина" — ваш первый опыт в создании кино как режиссёра?
— Да, это мой дебют. В этом году мы представим новый свой проект в жанре фэнтези, исторический и олонхо, фильм под рабочим названием "Хаар Кынат" (12+). Выступаю в качестве со-режиссёра, постпродакшн полностью на мне. Касаемо того, почему "Карину" решила снимать сама, раздумывала, кого нанять на пост режиссёра, но, когда встретилась с самой Кариной, поняла, что это должна снять я сама и никто другой.
— Какой жанр кино вы больше всего любите смотреть?
— Фильмы, основанные на реальных событиях и исторические, фэнтези, детективы. Вообще, люблю зрительское кино. Авторское я, конечно, тоже смотрю, есть свои любимые картины и там.
— Назовите три своих любимых фильма.
— В последнее время фанатею от иранского кинематографа. Кинематографисты изолированной страны создают отличные фильмы. В основном это работы вынужденно покинувших свою страну людей, которые очень крепко связаны со своей культурой и много работали, чтобы популяризировать её. В их работах чувствуется крепкая связь с культурой и родиной, боль, любовь и сопереживание. Есть прекрасный фильм "Убийца Священный паук" (18+), режиссёра Али Аббаси. Хороший детектив, драма, насколько я помню, этот фильм даже не разрешили снять в Турции, съемки велись в локациях Иордании. Классное кино про раскаяния маньяка, который по религиозным причинам держал в страхе весь Тегеран. Очень понравилось, как такая острая тема там подаётся. Выделю ещё актерскую, операторскую работу.
Продюсер и режиссёр Марианна Сиэгэн рассказала о том, как шли съемки картины. Фото: Из личного архива М. Сиэгэн
Есть еще турецкий замечательный режиссёр Метин Эрксан, я его фанатка, к числу его фанатов также относится Мартин Скорсезе. Узнала о нём много историй, например, как он в свое время отчаянными мерами пытались попасть на Каннский, Венецианский фестивали. Выделю его картину "Засушливое лето" (18+). Очень крутое кино, даже не буду говорить, о чем оно, рекомендую самим посмотреть.
Еще один фильм от Метина Эрксана — "Время любить" (18+), просто посмотрите это кино, оно очень красивое. Я даже посетила остров, на котором снимали это фильм. После этого я поняла, откуда черпал вдохновение еще один мой любимый режиссёр Вонг Карвай для своего фильма "Любовное настроение" (18+).
Ну и, конечно же, Мартин Скорсезе, "Убийцы цветочной луны" (18+). Боже мой, я получила просто шквал эмоций во время просмотра. Возможно, тема фильма мне очень близка, после просмотра почувствовала желание поговорить со всеми, кто видел данный фильм, запало в душу.
Продюсер и режиссёр Марианна Сиэгэн рассказала о том, как шли съемки картины. Фото: Из личного архива М.Сиэгэн
— Расскажите, как можно попасть в кинематограф?
— Сейчас множество картин снимают якутские кинематографисты, всегда можно найти объявления и работе над фильмами. Смело идите и начинайте с самых низов. Джон Ландау, хоть ему и повезло родиться в семье кинематографистов, начинал с зарядки рации и подносом кофе. Если думаете, что в отличие от Ландау у вас нет родственников в кино, помните, нам всем уже повезло, что есть якутский кинематограф, который поддерживается нашими зрителями. Получается двусторонний обмен. Поэтому, я считаю, что любому желающему поработать в кино открыт путь. Если человек хорошо работает, лично я никогда его не упущу. Ко мне так приходили ребята школьного возраста, теперь они трудятся в крутых продакшенах, в разных странах. Не стесняйтесь, идите работать, все якутские кинематографисты очень открытые, спокойные люди. Талантов никто не упустит.
— Какие планы на будущее, я слышал, вы работаете над международным проектом совместно с Турцией?
— Это мой фильм про землетрясения, произошедшее в феврале прошлого года. Мы ездили с командой по десяти городам, в которых прошли землетрясения и отсняли документальный фильм, который сейчас подан на множество кинофестивалей. Позже можно будет увидеть на стриминговых сервисах. Хочу отметить, что в фильме из Якутии принимаю участие только я. Многие писали, что якутяне сняли фильм про землетрясения в Турции, это конечно не правда.
Продюсер и режиссёр Марианна Сиэгэн рассказала о том, как шли съемки картины. Фото: Из личного архива
Еще один игровой проект "Uc Metre" (Ус Метре) (18+), режиссёр и сценарист талантливейшая Мерве Куш Матараджи. В этом году мы планируем отснять фильм, а в следующем году начнется фестивальная жизнь у фильма, а потом уже прокат. Проект международный, где будут работать много якутских ребят из Art Doydu. Сама идея, история и драматургия очень сильная и глубокая. Параллельно занимаюсь еще над разработкой якутской исторической киноленты. Режиссировать буду сама. Об этот поговорим чуть позже.
— Марианна, спасибо за интересную беседу и удачи вам!
— Спасибо за ваши интересные вопросы и удачи вам и вашим читателям!
Продюсер и режиссёр Марианна Сиэгэн рассказала о том, как шли съемки картины. Фото: Из личного архива М. Сиэгэн