21 апреля. Доверчивые жители Якутии обогатили мошенников за сутки на сумму более 4,5 млн рублей. На какую схему они попали рассказали в МВД по республике, сообщает ИА YakutiaMedia.
Отсутствие всякой логики в цепочке мошенников не смутило потерпевшую. К женщине 68 лет позвонил по видеозвонку популярного мессенджера главный врач Минздрава и сообщил, что на её имя оформили кредит мошенники и вот — вот направят деньги в недружественную страну. Бабушка всполошилась и побежала оформлять кредит.
В банке ей оформили кредит на сумму 3,3 миллионов рублей, а 500 тысяч она добавила своих и отправила деньги на 10 "безопасных счетов".
Сперва к нему поступил звонок оператора МТС, который предложил переоформить сим-карту, ему сообщили, что он уже 10 лет пользуется ею. Затем ему позвонили из МФЦ и заявили, что "Ваш личный кабинет в "Госуслугах" взломан!".
Потом незамедлительно поступил звонок из Центробанка: "На Вас оформили кредит, необходимо оформить встречный и направить на безопасные счета".
Затем случился выход лже-коллеги. Мошенник в форме полиции позвонил по видеозвонку в мессенджере и сказал "Оформляйте".
Около 750 тысяч рублей потерял житель Якутска.
Все большую популярность приобретают сообщения с фейковых аккаунтов руководителей крупных предприятий, государственных учреждений. Развитие технологии искусственного интеллекта позволяет мошенникам подделывать голосовые сообщения и в некоторых случаях видеосообщения для введения в заблуждение гражда. Об этом рассказал эксперт проекта НИФИ Минфина России "Моифинансы.рф" Кирилл Полещук "Российской газете" (18+).
Мошенники создают в мессенджерах поддельный аккаунт руководителя какого-нибудь предприятия, государственного органа, администрации. При этом используют реальную фотографию этого человека в качестве аватара. С помощью украденных баз данных или из открытых источников выясняют потенциальных подчиненных этого руководителя. Например, от имени главного врача пишут всем сотрудникам больницы, от имени министра образования региона пишут сотрудникам всех школ. В общении соблюдается деловой и уважительный тон общения.
"Суть обмана сводится к тому, что большой руководитель просит сотрудника помочь решить проблему. Например, сообщает, что в больнице наблюдается большая проблема с расходованием финансов, государство проводит проверку, сейчас позвонит Иван Иванович из полиции (следственного комитета, ФСБ и так далее — прим. ред.), будьте добры, поговорите с ним и представьте всю необходимую информацию. Затем незамедлительно звонит "Иван Иванович" и говорит о важности сотрудничества и пытается либо узнать личные данные гражданина, либо с помощью психологических уловок заставить отправить определенные денежные суммы", — пояснил эксперт.
Как защититься?
Вы всегда можете связаться с написавшим вам "начальником" иным проверенным способом. Если же не можете — то тогда стоит задуматься, будет ли вам лично писать руководитель, с которым у вас нет прямой связи. В любом случае переписку необходимо прекратить, никаких личных данных не представлять, денежные средства не переводить.
Кирилл Полещук напомнил, что часто под видом операторов сотовых компаний мошенники пытаются получить доступ к аккаунту человека на "Госуслугах".
"Обычно мошенники утверждают, что действующий договор на обслуживание номера заканчивается. Если его не продлить — номер отдадут другому человеку. Но они предлагают помочь прямо сейчас по телефону продлить договор, чтобы не посещать офис сотового оператора. Достаточно продиктовать код из смс. Затем — перейти по ссылке, где нужно ввести еще один код. В итоге мошенники получают доступ к аккаунту "Госуслуг", — сказал эксперт.
Аналогичным образом мошенники могут получить доступ к личному кабинету гражданина на сайте сотового оператора, что позволит им осуществлять переадресацию сообщений и звонков с номера жертвы на свой. Это делается для того, чтобы в дальнейшем подтверждать разного рода операции: вывод средств с банковских карт абонента, оформление на него кредита.
Как защититься?
Если у вас возникли проблемы с сотовой связью, сим-картой, тарифным планом, то вы всегда можете обратиться к сотрудникам вашего сотового оператора в любой из многочисленных офисов или самостоятельно перезвонить на короткий номер своего сотового оператора и решить вопрос.