5 октября 2023. По мнению директора средней общеобразовательной школы №9 им. М.И. Кершенгольца города Якутска Нины Петровны Черных, современные дети интересные, яркие, умеют слушать и слышать. Трудовой стаж нашего собеседника составляет 42 года, она Почетный работник общего образования Российской Федерации, Заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия), "Отличник образования Республики Саха (Якутия)", обладатель нагрудного знака "Учитель учителей Республики Саха (Якутия)". Накануне Дня учителя Нина Петровна рассказала о своем трудовом пути, опыте работы, методике преподавания журналисту ИА YakutiaMedia — более подробно в нашем материале.
— Нина Петровна, расскажите, почему вы решили стать учителем?
— Решение было принято давно. Еще в детстве я любила играть в учительницу, а само желание укрепилось в десятом классе, наверное, этому поспособствовали мои учителя в школе №9: Константин Евгеньевич Корякин, Юрий Сергеевич Пономарев, учитель литературы Галина Ивановна Авдеева. Считаю, что ее уроки сыграли огромную роль в том, почему я сама стала учителем русского языка и литературы.
— Как и где начинали свой трудовой путь?
— После университета пришла работать в школу №16, но после трех лет работы, первой аттестации в качестве поощрения мне предложили стать организатором внеклассной и внешкольной работы. Тогда мне дали выбрать между школами №10 и №15, но я выбрала последнюю, и работала там организатором внешкольной работы, сейчас это называется заместитель директора по воспитательной работе и социализации детей.
— Ваш трудовой стаж сколько лет, из них сколько лет вы являетесь директором?
— Мой трудовой стаж 42 года, из них директором — 24 года, директором девятой школы являюсь с 1999 года. До этого занимала должность замдиректора в школах №16 и 15 — ровно 14 лет.
Директор школы № 9 Нина Петровна Черных. Фото: Из личного архива
— Какие факторы и методы позволили вам достичь успехов в сфере образования?
— Я просто люблю свое дело, вот что помогло мне так долго проработать учителем, а затем и администратором. У меня есть желание сделать свою школу лучше и конечно же, самое главное — это любовь к детям и профессии.
— В чем заключается ваш подход к обучению русскому языку и литературе?
— Я считаю, что должен быть сугубо личный подход, особенно если дело касается литературы, потому что уроки литературы — это уроки нравственности, поэтому мы не имеем права давить авторитетом, навязывать мнение. Нужно индивидуальное прочтение произведений, ведь в спорах рождается истина. Почему так? У нас с учениками разное образование, возраст, опыт, все это готовое поле для споров и мыслей. Я думаю, мои ученики еще не раз в своей жизни повторно обратятся к тем текстам, которые мы изучали в школе.
— Какие вызовы и преимущества вы бы выделили в работе педагога?
— Главное преимущество в том, что мы продолжаемся в своих ученика. У меня есть выпускники, которые сейчас работают учителями русского языка и литературы.
— Какие методы вы используете, чтобы вдохновить и мотивировать своих учеников?
— На моих уроках литературы всегда во главу угла ставила проблематику в произведении, затем я выслушивала мнения, аргументы своих учеников, таким образом происходил диалог. Самое главное, при таком подходе я сразу видела кто как прочитал произведение.
— На ваш взгляд, современные ученики интересуются литературой?
— Скажу только за своих учеников, те выпускники, которые прошли через меня, состоялись как читатели. Я поддерживаю связь с ними и могу уверенно сказать, что все мои ученики любили и любят читать. Современные же дети — совершенно иное поколение, здесь уже трудно говорить,так как от проведения уроков я отошла.
— Какие моменты и события в вашей педагогической карьере были для вас наиболее значимыми? Например, у вас выпустилась ученица стобальница по литературе.
— Действительно, Евгения Чигина еще и являлась победительницей всероссийской олимпиады по литературе в течении трех лет. Учила ее с 5 по 11классы, и это действительно результат моей работы, как педагога. Она поступила на режиссёрский факультет СПБГУ. Конечно, я очень рада за нее. Как директор, испытываю воодушевление, когда ко мне приходят учителя с высокими результатами, с детьми, проявившими себя на олимпиадах, конференциях... Просто приятно за учителей, когда дети возвращаются к ним с благодарностями. Особенно радуюсь, когда выпускники возвращаются к нам в школу уже в качестве педагогов. Это действительно наше продолжение, уже в молодых учителях.