24 июля 2023. Невозможно представить свою жизнь без цветов. Они делают ее яркой, праздничной, счастливой. Дни Рождения, юбилеи, свадьбы, предложения руки и сердца неизменно сопровождаются букетами прекрасных цветов. О них слагают стихи, поют песни, они вдохновляют, восхищают и поражают красотой. Сегодня в России отмечается День флориста. Это настоящие волшебники, которые словно колдуют со стороны: щепотка зелени, сухоцветов, несколько цветочков таких, а теперь добавим вот тех, ленты, подберем упаковку и вуаля — готово самое что ни на есть чудо, которое поднимет настроение в любой, даже самый пасмурный, день. Знакомьтесь, супруги Михаил и Любовь Заболоцкие из Якутска, которые рискнули и успешно воплотили в жизнь свою мечту — открыли магазин цветов. О тонкостях работы, поиске вдохновения и какие качества необходимы флористу рассказала журналисту ИА YakutiaMedia хозяйка магазина "Цветы и точка" Любовь.
Украшать интерьер растениями начали задолго до нашей эры, еще в Древнем Риме, Греции и Египте. Декором в основном занимались жрецы и слуги, никаких специальных профессий не было. И до 2009 года Россия в отношении флористики была похожа на Древний мир: на государственном уровне флористов не обучали, ими работали представители творческих профессий и те, кто прошел краткосрочные курсы.
Любовь Заболоцкая. Фото: Личный архив
— Как пришло желание открыть свой магазин цветов?
— Я работала начальником отдела продаж не очень долго. Тогда начала понимать, что это не мое и что я, наверное, "перегорела". Работать не на себя, в таком темпе, постоянно гнаться за должностями меня не устраивало. Вынашивала мысль открыть что-то свое уже давно. Какие-то творческие навыки у меня были всегда: я занималась мыловарением и рисовать мне очень нравилось . Так как когда-тот работала флористом, скучала по тому времени, смотрела на магазины цветов и хотела заняться чем-то красивым, чтобы радовать людей, например, работая в магазине цветов и подарков. После небольшой перезагрузки во время отдыха семьей после того, как я уволилась, решила вот-вот скоро 8 марта и нужно открываться. Сделать это для того, чтобы сразу с первых дней узнать как это будет и какой вообще получится график. Все говорили, что 8 марта это такой праздник, когда раскупаются любые цветы.
— Найти помещение довольно тяжело было, ведь цветы-очень капризный товар?
— Искали мы помещение уже готовое, старались смотреть, чтобы в нем была цветочная камера. Как раз подвернулось такое объявление — продавался магазин, который проработал 3 месяца под франшизой. Девушка продавала оборудование в том числе. Нас этот вариант устроил, мы договорились, купили, перекрасили бренд, франшизу убрали, придумали свою вывеску. Сделала опрос, думала, что можно и на английском. Так как в стране сейчас такое время, что по большей части мы отказываемся от иностранных слов в пользу русского языка, то выбрала название на русском языке. Я подумала, что это будет смешно и прикольно, так как название притягивает. В итоге логотип решила переделать руками в редакторе, потом на следующий день дочь Оксана, которая увлекается рисованием, сказала, что это слишком топорно. Поэтому она немного довела до ума логотип и сделала его более изящным.
— А кто поставщики?
— Я начала изучать поставщиков, как и в какие сроки будут доставлять. Но так как я практически заявку делала в преддверии праздника 8 марта, то у поставщиков цены выросли в разы и нужно было брать большими объемами. Естественно, я понятия не имела какой объем нужен мне. У меня есть подруга Наташа, которая когда-то работала флористом некоторое время, потом она перегорела и сказала, что это не ее призвание. Я посоветовалась с ней, консультировалась с менеджерами, поставщиками. Для меня на тот момент была поставка довольно такая большая, мы заказали коробками. Сначала у поставщика из Новосибирска, потом подумала, что будет мало и решила дозаказать в Москве. Камера холодильная у нас тогда наполнилась полностью, мы прямо распихивали цветы и сзади и спереди, все вазы были забиты, пришлось закупать дополнительные. Наташа очень помогла с первой приемкой цветов. Очень поддержала моя сестра Оля, которая сразу пришла на помощь. Эти люди были со мной со дня открытия. Огромная благодарность мужу. Он меня поддерживает, он рядом. Мы открылись накануне дня рождения Миши — 5 марта в тестовом режиме после обеда и у нас уже пошли первые покупатели.
— И наступил 8 марта...
— О, это отдельная история. Накануне было очень много клиентов, И 7 числа к вечеру и 8 числа даже стояли очереди. Муж у меня быстро ездил на доставки. Не всем успевали отвечать по телефону, хотя я думала, что нужна будет реклама. Оказалось, в эти праздничные дни она вовсе не нужна. Люди шли сами. Был безумный, в хорошем смысле слова, 8 марта. У нас уже, наверное, после обеда закончились тюльпаны, хотя их продавали везде. Люди говорили, что по сравнению с автобусами у нас адекватные цены. Мы ни на минуту ни присели.
Девочки за работой. Фото: Личный архив
-Обязательно ли иметь образование флориста, чтобы работать в магазине цветов?
— Образование флориста как такового высшего я не знаю есть или нет. Разве что в ботанику можно податься. Но если у тебя есть творческие навыки, чувство вкуса и цвета, какое-то желание, то добро пожаловать. Например, у меня руки горят, я хочу творить, увидев что просто стоят цветы. Каждый раз приходят разные цветы и прямо хочется работать с ними. Азы, конечно, такие как как сборка по спирали надо тренировать, мелкая моторика должна быть хорошая. Мы обучались, тренировались, повторюсь, надо чтобы был потенциал, желание и умение правильно упаковать. Упаковка — одна из самых сложных техник, ведь чтобы завернуть красиво и презентабельно букет, нужны старание и ловкость. Порой начинающие флористы могут сделать из пышного букета маленький скромный букетик.
— А как же царапины на руках, порезы?
— Работа с цветами приятна, но это очень тяжелый труд, как оказалось. Моя подруга Наташа рассказывала, что надо быть очень работящей в тандеме с цветами. Я тогда немного романтизировала и не совсем понимала выражение это. Даже когда клиентов нет, надо содержать помещение в чистоте, воду принести и поменять, надо правильно подрезать, убрать листву. Убрать омертвевшие цветы, выбросить. Когда мы выбрасываем, у меня душа болит, что они никому не понравились и их никто не купил. Бывают царапины, несколько раз флористы секатором протыкали пальцы. Руки и мышцы болели с непривычки первое время. Это труд: приемка товара это одно, скрутка букета это другое, где то нужно вовремя букет расформировать и заново собрать, как нужно.
— Санкции отразились на транспортной логистике?
— Ограничения, конечно, в поставках есть, но так как мы берем у большого поставщика, который напрямую заказывает цветы из Кении, Эквадора, то есть у меня нет головной боли. Не все есть, но тем не менее выбор большой.. Когда я была в Москве, заходила воочию посмотреть цветы, откуда их привозят, какие сорта надо заказывать, что в моде. Логистика в Якутск — это очень сложный процесс, особенно в связи с реконструкцией взлетно-посадочной полосы. Бывает, что цветы могут не прилететь по разным причинам. Сложности есть, да и стоимость доставки не совсем гуманна, потому как она подразумевает хранение цветов в холодильнике. Не у каждой транспортной компании есть холодильники. Товар скоропортящийся, дорогостоящий. Слишком мало заказать нельзя, потому что есть минимальный вес. Если заказываешь немного, то придется переплатить в 2-3 раза за вес.
— Как сделать, чтобы букет оставался свежим как можно дольше?
— Сложностей по уходу нет, надо правильно подрезать. Например, розу подрезаем под острым углом. Люди порой говорят, надо "Доместос" или сахар добавить. На самом деле, надо налить лишь чистую холодную воду. Еще не ставить цветы под прямые солнечные лучи, например, на окно. Они любят холод. Например, одна моя клиентка ставит цветы на ночь в холодильник. Как однажды написал ее муж, букет простоял три недели.
Букеты, прежде всего, у нас в Якутске все-таки берут классические. Это хризантема, роза, гипсофилла. Сборные берут либо молодые люди либо гости столицы. Потому что такой формат в нашем городе не заходит почему-то. Хотя у нас руки "чешутся" и мы все равно 1-2 букета делаем таких для ассортимента, потому что нам это нравится.
-А вы помните самые необычные заказы? И где брать Вдохновение, чтобы творить такую красоту?
— Самый, наверное, необычный заказ для меня была композиция из хризантем на стол в связи с юбилеем лаборатории. Она была метровой или больше. Для нас это был первый опыт, но нам понравился заказ. Я бы хотела получить подобный. Как мне показалось, у нас получилось красиво. Вдохновение приходит вместе с поставкой свежих цветов. Я всегда экспериментирую, например, пришла новая травка, сухоцветы. Все равно можно посмотреть ролики, в которых увидишь букет, и его хочется повторить или добавить что-то свое. Приходит фурнитура, коробочки, корзинки. И когда ты находишься с этим рядом, невозможно не получить вдохновение. Бывает, стою кручу букет, а он складывается не так, очень долго возишься с ним, думая что туда поставить, на ходу сочиняя, подбираешь упаковку. Потом закручиваешь и заходит клиент и говорит, вау, я хочу этот букет.
-А есть конкуренция среди магазинов?
— Действительно, цветочных магазинов много. Они все разные, непохожие друг на друга, у каждого свой характер, начиная от названия, заканчивая атмосферой и теми людьми, кто в них трудится. В этой сфере невозможно работать без души. Мы идет к клиентам навстречу, доставки бывают в разное время, и рано утром, и ночью. Например, к утру нужен был букет и мы собирали его. Доставки с утра мы делаем, потому что очень приятно, когда ты только открыл глаза, а тебе муж преподносит букет. Хочу отметить, что доставка — это очень важный момент, который меня волнует. Так как доставкой занимается муж, я всегда спрашиваю, какой была реакция людей. Очень приятно, когда ты привозишь букеты и даришь людям радость, словно ты тоже являешься частичкой их праздника.
— Спрос на цветы стабильный или наплывами?
— Мы работаем несколько месяцев, поэтому за весь год сказать не могу. Но знаю, что есть ажиотаж в такие дни, как 8 марта, 1 сентября, День матери, 14 февраля и выпускные. В остальные дни торговля идет чуть ровнее. Сейчас самые такие тихие месяца. По крайней мере, мне так показалось, хотя по идее это больше свадебный сезон.
-А есть какие-то суеверия по части цветов?
— Цветы нужно покупать те, что тебе нравятся. Самое обидное и смешное то, что почему-то старшее поколение после песни "Желтые тюльпаны" Наташи Королевой наотрез отказывается их брать. Такая же участь постигла желтые розы. Цветы ни в чем не виноваты, их надо брать по настроению.
Ысыах. Фото: Личный архив
— Дочка тоже стала вашей помощницей?
-Да, сейчас каникулы и Оксана работает с нами. Она перешла в 10 класс, учится в ФТЛ. С удовольствием учится азам флористики и у нее хорошо получается.
-Спасибо за интересный диалог. От всей души желаем успехов в Вашем деле!
Добавим, профессия флорист — одна из самых креативных и приятных. Несмотря на все трудности, флористы работают с живым материалом, создают нечто уникальное, помогают цветам раскрыть весь их эстетический потенциал. Бонусом всегда идут радость и хорошие отзывы довольных клиентов.