Волонтерский поисковый центр может появиться в Якутии

Об этом ИА YakutiaMedia рассказал руководитель поискового отряда Олег Попов
Волонтеры
Фото: Из личного архива

11 июля 2023. В этом году волонтерскому поисковому отряду, который находится в Нерюнгринском районе Якутии, исполнилось 10 лет. Его несменным руководителем является Олег Борисович Попов. Он рассказал о том, как все начиналось, в каких поисках принимали участие, какие сложности встречаются, о планах и своей мечте — создать Волонтерский поисковый центр — он рассказал корреспонденту ИА YakutiaMedia.

Хотел просто помогать людям

— Расскажите, когда началась деятельность отряда?

— Летом 2013 года, как гром среди ясного неба, стала новость о том, что в небольшом селе Синск Хангаласского района Якутии, пропали две маленькие девочки. Это событие тронуло меня до глубины души, так как у меня у самого растет дочка, я не мог остаться в стороне. Пошел узнавать, есть ли у нас в Нерюнгри поисковый отряд, хотел записаться добровольцем, чтобы помочь, не мог сидеть сложа руки. Обратился в полицию и узнал, что поисковых отрядов в нашем городе нет. Оставил свои данные, и сказал, чтобы обращались, если нужна будет помощь с поисками. Через 10 дней ко мне обратились по поводу пропавшего мальчика в Нерюнгри. Тогда мы с моими другом Дмитрием Акуловым распространили информацию по социальным сетям. К вечеру мальчик нашелся, мужчина, увидев объявление, распознал пропавшего. С этого момента, можно сказать, и началась деятельность поискового отряда.

На самом деле, в начале не воспринимал волонтерскую деятельность всерьёз. Но 2015 год перевернул мое сознание. В июле в поселке Чульман пропал четырехлетний мальчик. Мы искали его долго, около трех дней. Но, к сожалению, его нашли мертвым недалеко от дома в 50 метрах. Услышав крик матери, я понял, насколько важно то, чем мы занимаемся. Осознал необходимость оперативности, что нужно иметь определенные навыки, это не просто "про слепое" брожение по местности (прим.редакции: тогда в поиске ребенка было задействовано 143 человека, 13 единиц техники, от МЧС — 43 человека личного состава, три единицы техники, кинолог с собакой. Поисковые работы проводились 13 группами по 13 участкам. Было обследовано 12,2 тысяч кв км территории в Чульмане и прилегающей территории).

После этого случая мы с добровольцами начали заниматься в Поисково-спасательном отряде МЧС, изучили первую помощь и стандарты эвакуации.


Волонтёры. Фото: Из личного архива

Отряд состоит из 34 добровольцев

— Расскажите о своей работе, Вы ведь не только поисками занимаетесь?

— Учувствуем в разных мероприятиях, проводим социологические беседы в школах на тему: "Что делать если потерялся". Скажу, что люди обычно не то, чтобы пропадают, а становятся безнадзорными. Есть случаи, когда люди засиживаются в гостях или школьник, получив "двойку", не идет домой, боится, что на ругают. Поэтому в этом направлении мы тоже начали работать с социальными педагогами, психологами, Центром поддержки по делам несовершеннолетних…Проводим профилактические беседы в школах с учениками и их родителями, например, на тему "Безопасный интернет", где рассказываем как пользоваться антивирусами, как защититься от мошенников и деструктивных сообществ. Также есть тема "Безопасные навыки" — в ходе, которой объясняем детям, что такое опасность — безопасность, как себя вести в тех или иных ситуациях. По сути, готовим новых волонтеров, они умеют пользоваться рацией, правильно экипироваться, оказывать первую помощь и как связаться с медиками. В целом, обучаем тем навыкам, которые в обычной жизни пригодятся.

- Сколько человек состоят в вашем отряде?

— Группа полностью состоит из волонтеров, деятельность наша совершенно безвозмездна, ничего с этого мы не получаем. Любой, кто готов нам помочь, может присоединиться. В отличии от других похожих групп, мы работаем с более серьезными структурами, такими как: МВД, Следственный комитет. Соответственно, нужно придерживаться определенных правил, нужно иметь необходимые навыки, такие люди у нас есть, и мы готовы обучать кандидатов.

Сам отряд состоит из 20 людей, занимающихся поисками, они знают как это делать. Еще есть группа профилактики из 14 человек. Они проводят занятия в школах. Нам помогает "Национальный центр помощи пропавшим и пострадавшим детям". Большая организация, которая охватывает 45 регионов, сейчас подключены к нашей системе. Получается, у нас есть 45 филиалов к которым мы можем обратиться за помощью.

— Каким образом ваш отряд справляется с поисками пропавших людей? Есть ли в этом какая-то особенная методика или подход?

— Да, конечно, мы используем две техники поиска: лесной и городской подходы, так как у нас сразу есть и городская среда, и лесная. Это два абсолютно разных подхода. 80% наших поисков заканчивается еще на стадии инфопоиска и ориентировок. Обычно, пока мы собираем и рассылаем информацию сам пропавший уже в курсе, что его разыскивают и сам "находится". Отмечу, что мы не просто тычем пальцем в воздух, а проходим конкретное обучение, нас обучают по системе Российского университета спецназа в городе Гудермес. Наши инструктора те же, что сейчас готовят наших ребят к СВО.


Волонтёры. Фото: Из личного архива

Основа к расширению отряда заложена

— Ваш отряд помогаете людям в трудной жизненной ситуации. Как им оказывается помощь и с какими проблемами люди могут обратиться к вам?

— В частности, помогаем пенсионерам, продукты привести или ремонтные работы по дому, ведь многие из них одинокие и им трудно всем этим заниматься. В этом процессе учувствуют, и дети, которые у нас занимаются общественной деятельностью, бабушкам, дедушкам бывает приятно, когда им по дому помогает молодежь. 
Национальный центр выделил нам денежные средства, чтобы мы помогли беженцам из ДНР, когда их привезли в Нерюнгри, буквально, перед началом СВО. Люди пришли практически без ничего, и мы обеспечивали их одеждой и продуктами.

— Планируйте открывать филиалы в других районах республики?

— Есть заинтересованные люди, но они пока на стадии обучения. Основа к расширению заложена, на учения ездили люди из Якутска, Алдана, Олекминска, но они пока не готовы сформировать отряд. Однако, волонтеры из этих городов уже учувствовали в поисках, допустим, в Алдане уже было несколько операций. Проблема в том, что тяжело совмещать волонтерскую деятельность с работой. Я за свой счёт в отпуск уходил или командировки выбивал. Молодым людям, которые у нас обучаются, надо думать еще и своей жизни, будущем.

— 10 лет работы — нушительный стаж для волонтерской группы. Как вы видите развитие вашего волонтерского отряда в будущем?

— Амбиции у меня есть, хочу создать полноценную систему с филиалами, чтобы работа шла по всей республике. Чтобы в каждом улусе, селе знали к кому обратиться и что делать, если человек пропал, как организовать поиск. Я могу этому обучить, поэтому хочу основать волонтерский поисковый центр и на его базе проводить обучение по таким вопросам. Ведь не всегда нужен отряд из 20 человек, иногда достаточно одного лидера с парой помощников для организации грамотного поиска.


Волонтеры. Фото: Из личного архива

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость