16 июня 2023. Один из самых титулованных режиссёров Дмитрий Давыдов, за свой, пока еще небольшой путь в мире кино, уже смог получить гран-при "Кинотавра" за ленту "Пугало" (16+). Журналисту ИА YakutiaMedia удалось узнать из первых уст о творческих подходах и о том, как якутское кино чувствует себя на всероссийском прокате, и как наши кинематографисты помогают коллегам из других регионов, и выходят на мировой уровень.
— Как вы приобщились к кинематографу?
— Я 16 лет проработал в школе, там начинал со школьного видео-кружка, съемки были в числе дисциплин, например, снимали ролики для КВН. Позднее на фоне бума якутского кино увидел, что, в принципе, наши ребята снимают так как мы, но при этом выходят на большой экран. В то время, можно сказать, амбиции тоже сыграли и захотелось снять кино по-настоящему и увидеть его потом на большом экране.
— Можно сказать, что ваш первый проект "Костер на ветру" (16+) снимался кустарно с помощью друзей и односельчан?
— Я сразу понял, что нужна будет съемочная команда, поэтому нанял профессионалов. Они мне подсказали, как и что делать, и у нас было профессиональное оборудование.
— Кем, чем вы вдохновлялись в вашем творчестве?
— Здесь отмечу, что сыграла свою роль начитанность, именно литература привила мне любовь рассказывать истории. Потом, конечно, было кино, с детства засиживался, смотрел кассеты, мог за день несколько фильмов посмотреть. Со временем появился вкус, раньше был всеяден, а потом уже начал обращать внимание на качество. Любимых режиссёров у меня нет, но могу сказать, что, наблюдая за фильмами, учился понимать как надо, осознавать почему этот фильм плохой, а этот хороший.
Во время съемок. Фото: Из личного архива
— Получается, вы учились за просмотром фильмов?
— Да, если хочешь снимать, то лучший учитель — фильмы. Если хочешь снимать — смотри кино. Конечно, немаловажную роль сыграл интернет, смотрел каналы, которые обучают режиссёрскому мастерству. Помогло, так как специального образования у меня нет.
— Вы сами пишите свои сценарии, расскажите, как у вас это получается?
— Как я и упоминал, помогла любовь к литературе, сильно увлекался в детстве и писал рассказы, выработал в себе писательский навык. Думаю, поэтому мне удается лаконично и грамотно рассказать историю.
— Изучая отзывы на ваше творчество ни раз натыкался на мнение о том, что ваши герои слишком трагичны, расскажите, что побуждает вас писать такие сюжеты?
— Мне интересен персонаж, который неоднозначен, про них нельзя сказать, хороший он либо плохой. Такого героя любопытно ставить в сложные ситуации и давать им выбор. По-моему, у меня все персонажи так или иначе про собственный выбор.
Съёмочный процесс. Фото: Из личного архива
— Мне стало интересно, какую роль в ваших фильмах играет духовенство и религия? Игнат, герой "Костра" (18+) — глубоко верующий христианин, Руслан "Нет бога кроме меня" (18+) бросает вызов судьбе, а "Пугало" (16+) вникает в нашу языческую культуру.
— Здесь отмечу, что я не христианин, мне ближе язычество, верю больше в силу природы. Касаемо сюжетов, тогда я просто понимал, что моим историям нужна некая линия, с которой персонаж будет работать. Вот сейчас работаем над большим московским проектом, в котором будут элементы язычества. Взялись за дело и плотно изучаем культуру с помощью экспертов.
— В целом, как у вас рождаются идеи для сценариев?
— Эта работа может идти годами, в голове всегда много идей, практически каждый день что-нибудь придумывается. Беру отовсюду, новости, другие фильмы…, потом об этом размышляю и так целые готовые сцены строятся в голове. Потом, как понимаю, что готов к работе, пишу карточки, прорабатываю схемы, обдумываю сцены и лишь потом сажусь за сам сценарий.
— Расскажите немного о ваших постановочных методах, я заметил, что в основном вы снимаете статичной камерой, даже когда действие в сцене заканчивается, то какое-то время монтажной склейки не случается. Откуда вы выработали такой стиль?
— Вообще я считаю, что в идеале кино нужно снимать на плёнку, в идеале настоящее кино черно-белое, в идеале настоящее кино — статичное. Позднее уже пришла ручная камера, цвет, цифра… Я это к тому, что для меня настоящее кино это статика, но при этом я не отказываюсь от движения. На самом деле все зависит от истории и языка, которые ты используешь, темп, ритм. Просто надо понимать, чего ты хочешь от конкретной истории. Мне просто гораздо интереснее делать те вещи, в которой камера была бы спокойной.
— У вас готовится новый фильм "Граница" (16+), первый якутский фильм на английском языке, как пришла идея?
— У фильма есть продюсер Анатолий Сергеев, который сделал мне предложение снять хоррор, ориентированный на западную аудиторию и с расчётом на то, что фильм выйдет на экспорт. Я согласился, интересный был эксперимент, в прошлом году отсняли материал и вот сейчас заканчиваем монтаж. Ориентировочно выход в следующем году.
Съёмочный процесс. Фото: Из личного архива Д.Давыдова
— Наши фильмы часто экспортируются?
— Мы занимаемся фестивальным продвижением, все это делается не ради наград и званий, а для развития нашего кинематографа. Понятно, если мы будем ограничиваться только своей территорией, у нас не будет развития. Поэтому надо снимать истории, понятные российскому и зарубежному зрителю. Сейчас очень активно входим на территорию российского кино, например, все мои фильмы доступны на онлайн-площадках. Активно работаем, как и с местными кинотеатрами, так и с российскими прокатчиками, и теперь хотим выйти за рубеж.
— Еще на тему экспорта, адаптируются ли уже вышедшие фильмы на английский? Например субтитрами. Поделитесь, как распространяются фильмы в зарубежные страны?
— Обязательно все переводится на русский и английский языки. У меня был опыт продаж на телевидение и, конечно, стриминговые платформы, я работал с HBO.
— "Граница" — хоррор, это для вас новый опыт. Поделитесь режиссерским видением этого жанра, может есть моменты, которые вам не нравятся или хотели бы передать по-своему?
— Сейчас идет эпоха пост-хоррора, этот жанр изменяется, благодаря новому поколению режиссёров, таких как Ари Астера, Роберта Эггерса. Фишка уже в том, что работа идет на стыке жанров. То есть, в первую очередь, вы снимаете драму с элементами хоррора. Меня интересует эта смесь жанров, думаю, истории так становятся намного интереснее.
Во время съёмок. Фото: Из личного архива Д.Давыдова
— В основном, наши съемочные команды работают на натуре, без возвышений, специальных павильонов. Какие трудности это вызывает?
— Действительно, работаем мы с реальными локациями, приходится их искать, с павильонами сейчас большие проблемы. В настоящее время развивается кластер "Квартал труда", возможно, построят новые павильоны. А сейчас работаем так, приходим на локацию, если надо снимать в зале суда, то договариваемся с реальным залом суда. Во время съёмочного процесса всегда все идет не по плану. Задача режиссёра, на самом деле, быть психологом для группы, чтобы можно было поддержать ее и самому быть гибким. Всегда бывают проблемы: то актер не сможет прийти, то массовки нет, локация закрыта, ночь быстро наступила. Часто бывает меняешь что-то даже целые сцены убираются или добавляются. Трудности это уже в порядке вещей.
— Вы работали с 2016 года, за это время поддержка якутского кино стала лучше?
— Мы с министерством культуры и главой республики на связи по этому вопросу. Сейчас выделяются субсидии, любой проект, даже от начинающих может получить финансирование. Еще у нас развиваются частные кинокомпании. Правительство активно продвигает наше кино в массы, с Постпредством республики работаю в Москве. В прошлом году впервые представители якутского кинематографа взяли субсидию министерства культуры РФ. Это был наш проект "Прозрачные земли" (16+). Грант получили и в этом году начнем съемки. Активно работаем с фондом развития кинематографа "Кинопрайм", они поддержали наш проект "Песни лета" (16+). Я слышал еще о двух проектах, которые сотрудничают с этим фондом. Разумеется, хотелось бы больше, но маленькими шагами будем дальше развиваться и вместе работать. В целом, есть очень большой интерес к якутскому кино.
Во время съёмки. Фото: Из личного архива
— Можете рассказать, развивается ли региональное кино в целом по РФ? Возможно, Якутия стала идеальным примером?
— С региональным кино, в целом, по России ситуация сложная. Только за прошлый год провел мастер классы в четырех регионах. Нас часто приглашают. В конце июня поедем на всероссийский форум регионального кино, где тоже поделимся своим опытом. Все будет зависеть от кадров. Вот, к примеру я был в Туве, есть огромное желание у ребят, однако, есть у них свои проблемы. Уровень там близок к тому, где мы были лет 15 назад. Сейчас я бы сказал мы занимаем роль старших товарищей, даем советы и помогаем.
— Есть ли у вас желание, планы поработать в необычных жанрах и форматах: сериалы, мультфильмы может быть?
— До сих пор идут предложения по сериалам, как раз от онлайн кинотеатров, потому что сейчас век сериалов. Все этим занимаются, и я не исключаю, что мы утвердим проект и снимем сериал, скажем, для платформы Wink.