Якутский режиссер Степан Бурнашев: Я не выписываю себе гонорары за режиссуру и сценарий

О своем творчестве, взглядах на якутское кино, стереотипах он рассказал журналисту ИА YakutiaMedia
Во время съемок
Фото: Из личного архива

26 мая 2023. Известный якутский режиссер Степан Бурнашев, начавший свою карьеру в 2012 году, удостоился множества наград: лента "Черный снег" (16+) получила Гран-при конкурса игрового кино и приз гильдии продюсеров России за лучшую продюсерскую работу кинофестиваля "Окно в Европу", проходившего в Выборге в 2020 году. Также картина вошла в число лучших российских фильмов 2020 года по версии журнала "Esquire" (12+). Фильм "Айта" (16+) получила две награды на кинофестивале "Зимний" — за лучшую режиссуру и лучшую актерскую работу.  Журналист ИА YakutiaMedia поговорил со Степаном Бурнашевым и узнал о его творческих подходах и взглядах на наш кинематограф.

— С чего вы начинали? Что привело вас в кино?

— Скажу так, я заканчивал институт математики и информатики, по специальности поработать не получилось, устроился на работу в школу высшего спортивного мастерства. Потом работал в кинотеатре "Центральный", в министерстве экономики. Лишь потом, в 2009 году, с родным братом решили снять кино. Получился очень любительский фильм. Но мой дебют состоялся в 2012 году, тогда снял два фильма: "Кута"(12+) и "Бүтэһик күн" (18+).

— Были ли у вас источники вдохновения? Возможно, в ранние годы на вас повлиял режиссёр или определенный фильм?

— Знаете, могу сказать, что нет, потому что для творческого процесса я беру вдохновение не из конкретного источника, а отовсюду понемногу. Бывает даже кто-то просто историю расскажет, а потом это все обрастает моими мыслями и идеями, образуя сюжет фильма. Иногда просто сижу, приходит идея, сам не понимаю откуда, из космоса видать. Насмотренность, конечно, тоже помогает, но в том, что касается именно драматургии, художественных решений.

— Можно сказать, что вы снимаете по наитию, если в голову придет идея, вы сразу за ее воплощение беретесь?

— По-разному: иногда идея "варится" в голове годами, иногда сразу в голове годная идея прорастает, иногда несколько мыслей объединяются в одну.

— В последние годы в вашем творчестве встречается много хорроров и триллеров, например, "Черный снег", "Айта", сиквел "Заклятья". Чем вас привлекают данные жанры?

— Это так, но определённо не стоит забывать, что я снимаю и в других жанрах: "Наша зима" является мелодраматичной историей, "Первая любовь" — мелодрама с элементами комедии.

Я не совсем люблю придерживаться жанровых рамок, мне кажется, что сама история диктует то, как она будет рассказана, именно поэтому у меня есть работы во многих жанрах. К определённым жанрам я не тяготею, просто так получается, что истории, которые я хочу рассказать, хорошо подходят под определенные жанры. Понимаете, ведь есть люди, которые очень хорошо рассказывают истории вербально, могут и анекдот рассказать, и ужастик, и я тоже рассказчик, только устами рассказывать у меня плохо получается, но в моем распоряжении язык кинематографа.


Кадры из фильма. Фото: Из личного архива

— На мой взгляд, у вас выходят очень камерные фильмы, например, "Черный снег" изобилует длинными планами, вынуждая наблюдать за злоключениями героя, а в "Айте" проводится много съемок в условиях помещений. Можете ли вы сказать, что это ваш выработанный стиль? И какую художественную цель вы преследуете?

— На этот счёт есть множество факторов, фильмы выглядят так не только, потому что я так решил снять, есть еще фактор ограниченного бюджета, скудность доступных интерьеров, локаций. Если взять "Айту", было бы у нас больше бюджета, в фильме присутствовало бы больше общих планов, могли бы позволить себе специальные машины поливалки для подготовки локации, в фильме ведь много дождя и влаги. Мы с оператором осознавали это и не переживали по поводу того, что у нас будет мало общих планов, что у нас не получится фильма. Когда работаешь с ограниченными ресурсами, уже вырабатывается стиль, который может скрыть бюджетность картины, но при этом не уступая в визуале и повествовании.

Просматривая наши фильмы, специалисты часто удивляются, что, оказывается, можно снимать интересное кино со множеством крупных планов и в камерных условиях. Ведь даже в правилах кинематографа прописано, что нельзя так часто прибегать к "крупняку". Но я думаю, что правила пишут, чтобы их нарушать, я снимаю кино так, как бы сам хотел их видеть.

С "Черным снегом" немного другая история, тогда это было осознанное решение, и так мы хотели передать безысходность и ход борьбы человека с суровой природой. Считаю, что нам это удалось. Мы получили много хвалебных отзывов насчет наших постановочных решений, люди говорили, что прям чувствовали боль в руке во время просмотра. Еще мы хотели таким образом связать зрителя с героем, чтобы смотрящий смог спроецировать на себя такую ситуацию. Не скажу, что это именно мой стиль, так как множество режиссёров тоже так делают.


Кадры из фильма. Фото: Из личного архива

— Есть какие-нибудь уникальные темы, проблематики, черты, особенности нашего региона, которые вы хотели бы передать зрителям, живущим не в республике?

-Извечный вопрос, мои фильмы на самом деле универсальные, они вроде бы привязаны к нашему региону, но, если подумать, историю, похожую на "Черный снег", можно снять в любой точке мира. История фильма "Айта" вполне могла бы наложится на реалии Японии или Бразильских фавел. Естественно, я живу в Якутии, в наших реалиях, конечно, мне легче про это снимать. Отчасти, снимая кино здесь, мы избегаем стереотипов про холод, оленей, алмазы. Однажды, во время обсуждения фильма, мужчина в возрасте сказал, что раньше, когда смотрел наше кино, то сталкивался со стереотипами вроде оленей и чукчей, и вот видит как мы в квартирах живем, как машины ездят и спрашивает: "объясните, это у вас богатые так живут?" Вот для таких, пока непонимающих людей, мы показываем регион. Передаём, что хоть и в холодах живем, но все как везде, в современных реалиях.

-То есть, вы хотели бы, чтобы люди отошли от стереотипов, показывая Якутию в более современном ключе?

-Не обязательно, я понимаю, что живу в большой стране, даже мы сами не до конца понимаем, как живут, например, чуваши в Чебоксарах, ведь тоже тюркский народ, но спросите любого из нас и, я уверен, большинство также не знает. Те же манси, о них тоже мало кто знает, это я к тому, что мы тоже не защищены от стереотипного взгляда, и кино, на мой взгляд, очень мощный инструмент, позволяющий нам знакомиться с самими собой. Поэтому, я считаю, что развивать кинематограф в регионах нашей страны очень важно: во-первых, мы узнаем о друг друге; во-вторых, весь мир узнает о нас. Все мы люди, а большинство историй универсальны, их поймут везде. А добавление уникальных культурных особенностей помогает зрителям познакомится c другими народами, узнать, чем они живут, какая у них мода, в каких домах живут. Это ведь очень интересно.


Подготовка к съемкам. Фото: Из личного архива

— В чем, по вашему мнению, заключается секрет бума якутского кино, почему вдруг мир заинтересовался региональным кино, который раньше ни на что не претендовал? 

— Я считаю, что нам пора отходить от привязки к региону в этом вопросе, ведь мы снимаем уже на достаточном уровне в плане картинки, звука, режиссуры, чтобы приравнять наше кино к мировому статусу, то, что наши произведения получают награды по всему миру, говорит о том, что отношение уже поменялось. Раньше могли говорить: "ооо, вот там они кино снимают", а сейчас, спустя года, нужно воспринимать наше кино в контексте мирового кинематографа.
А бум почему случился? Потому что все начали снимать, количество смогло превратиться в качество. На этом особо не заработаешь, я сколько лет работаю в сфере и редко когда удавалось выйти в плюс, по большому счету удавалось заработать достаточно, чтобы долги закрыть. Поэтому те, кто приехал ради денег ушли, остались только идейные люди, которым важно снять именно хорошее кино, несмотря на маленькие гонорары. Нигде больше нет специалистов такого уровня, которые согласны работать за небольшие деньги. За себя скажу, что я сам себе режиссёр, я не выписываю себе гонорары за режиссуру, сценарий, незачем раздувать бюджет.

— Значит, особенностью местных режиссёров и съемочных команд является способность снимать хорошее кино в условиях ограниченного бюджета и низких гонораров?

— Да, но уже не хочется работать в таких условиях, обидно за ребят, с которыми работаешь и все время их просить: "ну давайте снимем,". Я их понимаю, у них есть семьи, потребности, хочется достойно оплачивать их труд. Хотелось бы уже выходить за рамки "камерных" фильмов, мы так снимаем, потому что дёшево, а хочется снять масштабную историческую картину, но бюджета в 4 млн уже не хватит для такого.


Съёмочный процесс. Фото: Из личного архива

— В связи с ростом популярности изменилось ли отношение нашего правительства к кино? Может быть, бюджеты стали больше, увеличилось финансирование, появились новые инициативы?

— Кто-то ощущает, кто-то нет. Я слышал о таком, но лично поддержку не получал. Сейчас я сам по себе, со своей организацией, хорошо было бы обеспечить финансовую безопасность с помощью поддержки государства. Иногда в огромный минус уходил, "Черный снег" в свое время меня вытащил из глубокой финансовой ямы, "Айта" вышла наконец в плюс.

— Получается масштабных действий не происходит? Фонд кино не обращает внимание на нас?

— Важно понять, что с министерства культуры и фонда кино финансирование ни один местный продюсер не получал, деньги на производство фильма "Не хороните меня без Ивана" за авторством Любовь Борисовой получали через Московских продюсеров. 
И без этого у меня варианты есть. Наладил контакты с коллегами по России, приходят предложения снять фильмы, сериалы, но пока не разработал хорошего сценария. Да и без поддержки все равно продолжу снимать дальше своими силами.

— А что насчет съемочных команд? Уже, возможно, из разных уголков России приезжают, чтобы поучаствовать?

— У нас и так много хороших специалистов, а так да, прилетают. C оператором из Москвы, Данилой Горюнковым, уже два фильма снял, естественно, не за московские гонорары, я бы просто не смог позволить его в другом случае. Любезно согласился со мной работать, потому что хотел у нас, в Якутии, поснимать, со мной сотрудничать. Актеры тоже проявляют интерес. Здорово на самом деле. Можно сказать, мое имя немножко начинает работать на меня.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость