13 января. Январь у якутов считается месяцем якутской астрологии — Танха. По поверьям якутов с 7 по 19 января из проруби выходят сюллюкюны — черти из Нижнего мира. Сперва выходят маленькие чертики, в более поздние дни — сюллюкюны постарше. По верованиям народа саха сюллюкюны водятся с богом судьбы Танха и поэтому все про всех знают. И надо просто подслушать то, что они говорят. Обычно представители водного царства приветливо встречаются с человеком, как с давним приятелем. Некоторые из них предлагают "гостю" пожаловать в их гостеприимное царство, но лучше этого не делать, так как обратного пути оттуда простому смертному нет, сообщает ИА YakutiaMedia.
Дни "Танха иhиллиир" дословно переводятся как "подслушивание Танха" — бога рока и судьбы Танха Хаан Тойона. Считалось, что именно в это особенное время у людей открывается дар предвидения и появляется магическая связь с космосом. Поэтому в эти дни можно гадать на судьбу. Многие гадания дошли до наших времен, хоть и в немного измененном виде.
В Танха вначале проводится обряд "Түөрэх быра5ыыта". Начинают его звоном металлических подвесок "аарык". Затем алгысчыт пропевает слова благословения, моления, махая ивовым прутиком. При этом священным символом считается слово "туску". Собравшиеся люди образуют круг около алгысчыта, при этом руками держатся за верёвку, свитую из конского волоса. В это время желательно угощать гостей холодными блюдами: строганиной, замороженной печенью оленя и кусочками мороженого мяса жеребенка. Это время считается сакральным, и духи (иччи) в этот мистический период ближе всего к людям. Говорят, что предсказания в эти дни точно сбываются.
В старину многие якуты отправлялись ночью на реку или озеро и, укутавшись в одеяло, поджидали возле лунок сюллюкюнов, чтобы спросить у них, что принесет им новый год.
Считалось, что ночью черти собирают дань, а под утро уходят обратно в прорубь. Если успеть их напугать до захода в прорубь, то они, убегая, могут оставить свой клад, и тогда жизнь будет в достатке.
В старину наиболее популярными гаданиями были — просеивание снега, гадание с шилом, подслушивание разговора лошадей или просто под чужим окном в полночь, гадание "хамыйах быраhыыта" — кидание ложки.
Гадание с шилом
В старину гадали с шилом на чугунной сковороде, которую надо было расчертить мелом на четыре сегмента. А затем разделить каждый еще наполовину.
В наше время это гадание делают на большом листе бумаги. Рисуют большой круг и делят его на сегменты. Длинные отрезки означают стороны света: хоту — со5уруу (север — юг), ар5аа — илин (запад — восток).
Перед гаданием человеку завязывают глаза шарфом, кружат, а потом подводят к столу с вытянутой в руке нитью с шилом. От того, куда уткнется острие шила, зависит предсказание будущего. Если острие падает на длинную линию (хоту — север), это связывают с болезнью, неприятностями. Со5уруу — юг означает путешествие, дорогу, хорошие новости, успехи, достижения. Илин — восток связан с теплом, поэтому означает любовь, семью, благополучие. А вот короткие лучи — это своего рода предупреждение о чем-либо, в зависимости от того, к какой линии близко острие.
Вполне пригодный способ приоткрыть завесу будущего — лист бумаги и нитки найдутся везде, а шило можно заменить иголкой.
Просеивание снега
Это гадание наиболее интересное. Вечером через сито просеивают снег вокруг коновязи. А наутро можно будет увидеть следы на тонком слое снега.
Следы босой ножки означают, что в доме родится ребенок. Следы копыт коров, лошадей — к богатству. А если появится рисунок могильного креста, это означает болезнь, смерть кого-то из близких. Бывает, никаких следов наутро не обнаруживается — тоже не предвещает ничего хорошего.
Подслушивание конского разговора
Во время Танха происходят невероятные вещи, в это время якобы можно подслушать разговор лошадей. Причем одна из лошадей должна быть чужой, а другая — хозяйской. Или же обе лошади должны быть рождены одной кобылой.
Главное условие — лошади не должны почуять человека. Потому, что кони сначала предают проклятию того, кто подслушает их разговор. Затем начинают разговаривать человеческим языком, предсказывая при этом судьбу своих хозяев и их близких. Если спрятавшийся обнаружит свое присутствие, смерть его неизбежна.
Человеку, решившемуся на этот отчаянный шаг, задолго до гадания нельзя мыться и кушать мясо. Они могли рассказать о том, что ждет хозяев в новом году, что будет с миром, предсказать, каким будет лето.
Гадание под столом
При гадании требуется совершенная тишина и чтобы никого, кроме гадающих, не было. Желающий гадать садится под стол с водой в миске и со свечой. Смотрит в воду до тех пор, пока не покажется что-нибудь.
Гадание по жилам
Наливают в блюдце воды и туда опускают две короткие нитки из жилы, если они сойдутся, раскручиваясь, вместе и переплетутся, то мужчина женится, а женщина замуж пойдет.
Гадание "хамыйах быраhыыта" — кидание ложки
Загадав желание, ложку бросают через себя трижды — ответ считается утвердительным, если она падает открытой или вогнутой стороной кверху, отрицательным — если наоборот. Если человек дважды получил ответ "да" и один "нет", то это значит, что на пути к исполнению задуманного будут препятствия. Шаманы вместо ложки использовали колотушку от бубна, иногда вместо нее кидали якутские рукавицы.
Гадать во время Танха надо правильно. Во-первых, гадать желательно не дома, а в каком-нибудь другом помещении, потому что, если вы совершите ошибку в ритуале, то вызванный дух может остаться в вашем доме. А дух не всегда может быть с добрыми намерениями. Вот почему в старину гадали в бане, хотоне или в сарае. В наше время многие снимают для гаданий квартиру.
Во-вторых, никогда не гадайте от делать нечего или ради смеха, спиритизм — серьезный сакральный ритуал, который не всем дано проводить. В-третьих, в качестве медиума не приглашайте человека с тяжелой кармой.
Во время Танха запрещается громко кричать и шуметь. Вечерами запрещали детям выглядывать в окна, для этого окна тщательно занавешивали, чтобы оградить себя от злой силы и несчастий.
14 января проводят обряд очищения для 40-летних людей, так как считалось, что в этом возрасте они особо уязвимы от воздействия злых сил. Зовут алгысчыта, он говорит слова-заклинания, обходя присутствующих вокруг.
В эти рождественские дни принято стряпать оладушки и кормить духов, прося у них исполнения желаний.
По якутской легенде, в ночь с 18 на 19 января водяные уходят обратно в прорубь и самые мистические дни в году заканчиваются.