10 октября 2022. Ранним холодным утром вы садитесь в машину и отправляетесь по делам. Но сегодня двигатель работает как-то неспешно, при торможении машина неестественно дергается, а жидкость в стеклоомывателе заледенела. Что же могло случиться? Ведь "ласточка" вас еще никогда не подводила. Ответ прост — вы забыли подготовить автомобиль к зиме. Но время спасти ситуацию еще есть. MagadanMedia расскажет, как позаботиться о шинах, какие жидкости нужно сменить в машине и что нужно взять с собой в дорогу.
Даже самая современная и продвинутая машина с наступлением холодов не может обойтись без зимней резины. При минусовой температуре летние покрышки замерзают и становятся твердыми, их протектор забивается снегом, льдом и автомобиль при торможении начинает скользить.
Зимой не желательно ездить на всесезонных шинах. Они маркируются как AW (Any weather — любая погода) и AS (All seasons — все сезоны). Однако, несмотря на маркировку, всесезонными их можно назвать разве что для теплых и малоснежных зим. Для нашей суровой магаданской зимы лучше использовать специально предназначенные для таких условий шины, с индексами: W (Winter — зима), M+S (Mud+snow — грязь+снег). Часто рядом с такой маркировкой можно увидеть изображение снежинки или облака.
Часто встает вопрос об использования шипованной резины. Для начала необходимо определиться с преимущественными маршрутами движения. Если чаще всего вы находитесь в пределах города, на очищенных и посыпанных солью дорогах, то использование шипованных шин для вас не рационально — на чистом асфальте тормозной путь автомобиля увеличится, вероятность заноса и блокировки колес возрастет. На льду и укатанном снеге, шипованные шины повышают управляемость, поэтому, если езда по заснеженным трассе Колымы преобладает — смело выбирайте шипы.
Основной ошибкой автомобилистов является то, что при замене шин на зимние их ставят их только на одну ведущую ось. Такой мерой лучше не пользоваться, так как автомобиль станет неустойчивым при торможении, неожиданно может уйти в занос.
Также желательно иметь при себе полноразмерную запаску с зимней резиной.
Зимняя резина. Фото: Балашов Антон, PrimaMedia
Помимо замены резины, перед зимним периодом обязательно проверить всю тормозную систему. Первое, на что стоит обратить внимание, — это тормозные колодки и диски.
При замене колодок нужно обратить внимание на состояние тормозных цилиндров: если на них появились следы тормозной жидкости, то, вероятнее всего, у них изношены манжеты и зимой они могут потечь. Не забывайте и про пыльники цилиндров, если на них есть следы тормозной жидкости, то надо поверить герметичность системы.
Помните о тормозной жидкости — ее надо полностью менять раз в два года и экономить на качественном фирменном продукте не стоит.
Тормоз. Фото: Балашов Антон, PrimaMedia
Зимой запуск холодного двигателя часто становится острой проблемой для автолюбителя: виной тому загустевшее в мороз масло, подсевший за время аккумулятор, слабое испарение бензина. В таком случае лучше всего начать с замены масла — в зимние месяцы хорошо использовать то, которое имеет низкую вязкость.
Одновременно с заменой масла заменяем и фильтр. В обязательном порядке рекомендуется проверить приводные ремни. Если есть надрывы и трещинки, либо следы масла, нужно срочно заменить на новые. Не забываем про замену свеч зажигания и обработке высоковольтных проводов и частей, которые страдают от дорожной соли, защитной смазкой.
Как это ни странно, в зимнее время двигателю как никогда необходимо охлаждение. Некоторые автолюбители используют обыкновенную либо дистиллированную воду вместо охлаждающей жидкости. Это увеличивает износ помпы, а при отрицательной температуре — выведет из строя двигатель и охлаждающую систему. Антифриз необходимо менять, раз в полтора года. Желательно заливать его такого же цвета и марки, что использовался ранее.
Двигатель. Фото: Лященко Александр, PrimaMedia
Срок службы автомобильного аккумулятора составляет от 3 до 5 лет, поэтому следует следить за его возрастом. Если летом подсевшая батарея еще могла проворачивать стартер, то зимой это может стать большой проблемой. Подключите вольтметр к клеммам батареи: при исправном аккумуляторе прибор будет показывать 12,5–12,9 В без нагрузки и не менее 11 В под нагрузкой. Если показатели ниже, то аккумулятор стоит заменить.
Некоторые автолюбители стараются установить батарею большей мощности, чем предусмотрено заводом-изготовителем. Однако, дополнительная нагрузка не пойдет на пользу ни генератору авто, ни АКБ.
Также внутри аккумулятора находится жидкость, убедитесь, что ее достаточно. Если мало, то долейте дистиллированную воду, но не перелейте через край.
Работа аккумулятора. Фото: Балашов Антон, PrimaMedia
Управляемость на зимней дороге во многом зависит от регулировки рулевой системы и состояния ходовой. Отклонения, которые незаметны летом, зимой могут привести к опасной ситуации. Поэтому обязательно сделайте развал/схождения и проверьте рулевое управление, чтобы автомобиль на дороге не тянуло в сторону.
Нормально работающая система позволит улучшить сцепление со скользкой дорогой. Запомните, что наличие полного привода не означает, что вы можете "выписывать восьмерки" на покрытой льдом парковке. Полный привод позволяет повысить сцепление со снегом или льдом на дороге, когда машина трогается, но это не означает, что колеса "вцепятся" в асфальт при нажатии на педаль тормоза.
Ходовая часть. Фото: Балашов Антон, PrimaMedia
Снег, лед, слякоть, грязь, перепады температур, дороги, посыпанные солью и другими химикатами, — настоящее испытание для кузова вашего автомобиля. Поэтому антикоррозийная обработка машины обязательна. Для предотвращения появления микротрещин на краске, можно покрыть кузов защитными средствами на полимерной основе: они создают внешнюю пленку и защищают кузов автомобиля от образования ржавчины и внешних повреждений. Не стоит забывать про обработку уплотнительных резинок, электрозеркал, замков, которые могут замерзать при сильных морозах.
Зимой машину следует мыть чаще, особенно снизу, чтобы грязь на ней не задерживалась. Ни в коем случае нельзя мыть автомобиль в холодную погоду горячей водой: для лакокрасочного покрытия это смерть — ржавчина.
Кузов. Фото: Нескородьева Карина, PrimaMedia
Обзорность стекол — неотъемлемый элемент безопасности и комфорта. Следовательно, стоит уделить внимание работе стеклоочистителей, системам обдува и обогрева стекол. Проверьте, хорошо ли работает обдув лобового стекла и обогрев заднего. Если есть проблемы, обратитесь в автосервис, так как езда с запотевшими стеклами опасна и затруднительна.
Нужно убедиться исправны ли дворники: как правило, их меняют каждый зимне-летний сезон. Выбирайте бескаркасные щётки с мягкими, силиконовыми резинками. Они больше всего приспособлены для низких температур. На морозе такие щётки не твердеют и хорошо очищают стекло.
Будет лучше, если вы обработаете стекла нанопокрытием, содержащим силикон и воск. Вода и грязь не будут задерживаться на стеклах, слетая под напором воздушного потока. Такое покрытие продержится всю зиму.
Замену стеклоомывающей жидкости с летней на морозостойкую следует произвести своевременно, а также необходимо следить за ее уровнем.
Стекла. Фото: РИА ПримаМедиа
Зимой часто запотевает лобовое стекло, это происходит в результате конденсации влаги, находящейся в салоне, что приводит к снижению видимости. Пары воды, содержащиеся в воздухе, поступающем из открытого окна или даже из нашего дыхания, вызывают запотевание стекла. Обогреватель позволяет решить эту проблему, направляя теплый сухой воздух на лобовое стекло. Если Вы уверены, что обдув работает нормально, но стекло продолжает запотевать, то стоит проверить, не просачивается ли воздух в двери или окна, что повышает уровень влажности.
Также для комфортного вождения нужно поддерживать тепло, если вы дрожите, то будет трудно рулить и сосредоточиться на дороге. Если к печке есть вопросы, то надо их срочно решать.
Печь. Фото: Балашов Антон, PrimaMedia
Холодная и постоянно изменяющаяся температура может привести к образованию конденсата на стенках полупустого бака, и вскоре в бензин попадет вода. Вода тяжелее бензина, поэтому она опустится на дно, что отразится плохо на автомобиле: если вода попадет в топливопровод, она замерзнет, перекроет путь топливу в двигатель. Ремонт такой неисправности выльется "в копеечку", поэтому, несмотря на высокие цены на бензин, постоянно полный бак позволит уберечь и автомобиль, и деньги.
Бензин. Фото: Скачков Юрий, EAOmedia
Теперь краткий список вещей, которые могут оказаться полезными в зимний период эксплуатации:
— Щетка для очистки от снега и скребок для стекла — элементы, которыми придется пользоваться почти каждый день. Не стоит экономить на их покупке. Берите скребок пошире, из крепкой пластмассы и щетку, которой наиболее быстро и удобно можно смести снег со всего авто.
— Металлическая лопата — может оказаться весьма полезной при откапывании авто из снега. Здесь пластмассовые совки не всегда смогут помочь, потому что при сильных морозах они ломаются. Да и использовать лопату с длинной ручкой гораздо удобнее.
— Небольшой туристический коврик может помочь при буксовании авто — весьма продуктивно подкладывается под колеса. На него можно стать коленями при откапывании, на крайний случай он может использоваться как дополнительная теплоизоляция двигателя и радиатора. наиболее практично использовать полиуретановые коврики. Они не пропускают воду, и, в отличие от резиновых, не "дубеют" на морозе.
— Буксировочный трос — трос в багажнике есть у многих, но лишь у малых этот трос может нормально выполнять свои функции. Лучше приобрести хороший, с крепкими карабинами, и положить в багажник, он наверняка пригодится.
— Провода для аккумулятора — на просьбу "прикурить" нормально отзываются очень многие водители, но далеко не у всех есть провода. Положив их в багажник, вы раз и навсегда решите эту проблему, и может быть и сами выручите зимой менее удачных коллег.
— Запас моторного масла — даже если автомобиль полностью исправен, зимой масло может "давить" из разнообразных сальников и уплотнений, поэтому запас не помешает.
— Запасные лампочки в фары и набор предохранителей — зимой в автомобиле намного больше потребителей электричества, чем летом, поэтому предохранители обязательно пригодятся. Также в чрезвычайных ситуациях поможет фонарь.
Набор первой необходимости. Фото: Федоров Роман, Амурмедиа
Подводя итог, становится ясно, что подготовка машины к зиме достаточно сложная и длительная процедура. Поэтому, чтобы избежать дополнительных трудностей, необходимо ее начинать как можно раньше и забыть об экономии. Если выполнить все описанные выше процедуры, вероятность того, что автомобиль повернется к вам задним бампером — будет крайне мала.
И да, будьте внимательны и осмотрительны на дорогах. Ваша редакция MagadanMedia.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
"Безопасная дорога" в Магадане: как защитить себя и окружающих от ДТП