1 ноября 2021. Глава Якутии стремительно набирает свои очки: он занял 1 место в рейтинге глав ДФО и 11 место среди губернаторов РФ. Такие данные даёт Центр информационных коммуникаций "Рейтинг". Ходят слухи: экс-мэра Якутска, нынешнего депутата Госдумы Сардану Авксентьеву прочат на место главы Якутии. Почему бунтуют муниципалитеты — все подробности читайте в политическом обзоре ИА YakutiaMediа.
Спорить по этому поводу не будем. Айсен Николаев, действительно, много ездит и выступает с дельными идеями на значимых федеральных площадках, в том числе перед президентом страны.
Достаточно прост и рецепт его успехов внутри республики, где Ил Дархан, включив "режим вождя", бьет на публику по столу и увольняет свою команду. Общественность с удовлетворением принимает вести об отставке не особо значимых или не самых популярных министров и руководителей подразделений. А сама команда, по всей видимости, боится и уважает…
Комментируя ИА PrimaMedia отставки в правительстве, Айсен Николаев заявил о том, что команда должна меняться:
— Она должна постоянно обновляться. На данный период как раз прошло три года моей работы на посту главы, назрела необходимость определенных изменений по тем направлениям, где нам надо усилить работу. Соответственно изменения произошли. Более того, я не скрываю, что изменения ещё будут. Люди, которые сейчас назначаются, пришли не изнутри: это новые, неизвестные широкой публике, но зато, я считаю, абсолютно эффективные управленцы, честные люди. Те, у кого есть желание изменить жизнь республики и жизнь людей к лучшему.
Хотя справедливости ради, одна из самых громких отставок — министра здравоохранения Елены Борисовой, члена старой команды, которую Николаев привёл за собой из администрации города Якутска, выглядит как вывод её из более крупных неприятностей.
Елена Борисова. Фото: с сайта правительства РС (Я)
Елена Борисова, акушер-гинеколог по медицинскому профилю, возможно, была неплохим преподавателем в СВФУ и отличным администратором-чиновником городского здравоохранения, на деле оказалась очень слабым практиком — такой авторитет сложился в сообществе врачей, за плечами которых сотни операций и тысячи пациентов.
И то, что она прежде никогда не сталкиваясь со спецификой работы районных больниц, яро взялась за их оптимизацию, то бишь сокращение, ей будут припоминать ещё долго. Последствия той оптимизации были весьма удручающими.
Впрочем как и состояние самого здравоохранения в целом, где на дефицит врачей в медицинских подразделениях не жалуется разве что только столица. Неважно обстоят дела даже в таких прежде благополучных промышленных центрах республики, как Мирный и Нерюнгри.
Во многих сёлах центральной Якутии и вовсе нет даже минимального присутствия медицины. Как пример, две недели назад председатель мандатной и регламентной комиссии Ил Тумэн Андрей Николаев жаловался на правительственном часе:
"У меня в округе, в Сунтарском улусе, ещё при моём присутствии, вообще не было медицинских специалистов в шести сёлах. Сейчас список увеличился до восьми сёл".
На это прозвучал ответ зампреда правительства Ольги Балабкиной, что в северных районах проблема стоит ещё острее…
Борисова, если верить спикеру Ил Тумэн, переведена руководителем медицинского подразделения в город Мирный. Там по планам и на деньги АЛРОСА предстоит стройка и реконструкция объектов здравоохранения. Эдакая небольшая и спокойная синекура.
После того, как бывший министр выведен из игры, а с нового все взятки гладки, придёт пора и спроса, а кто собственно виноват в том бардаке, который у нас называется республиканским здравоохранением?
В роли агнца под заклание судя по развивающимся событиям пойдёт премьер правительства Андрей Тарасенко. Целенаправленная атака на него началась как раз после пожаров — на пике слухов о скором уходе Айсена Николаева и поисках ему замены.
Тарасенко как раз первая фигура в не таком уж и большом списке претендентов на трон Ил Дархана. Претензий к нему прежде не было, хотя бы потому что по сути он на своём посту свадебный генерал. Реальных рычагов власти и полномочий за ним очень мало.
В списке возложенных на него напрямую задач: он курирует вопросы повышения эффективности госуправления, административной реформы, организации процессной и проектной деятельности в исполнительных органах государственной власти, имущественных и земельных отношений, финансовой, бюджетной политики, контрактной системы в сфере закупок для государственных нужд, статистики, банковской и страховой деятельности.
На первый взгляд немало, но всё что связано с землёй и имуществом уже поделено задолго до Тарасенко. Промышленность, строительство, ЖКХ, сельское хозяйство, здравоохранение и прочее — распределены между его зампредами.
В сухом остатке у Тарасенко должность управделами, завхоза здания правительства и представительств в Москве и Владивостоке…Спросить с него по сути то и не за что. И, если его и снимут, это не отразится ни на чём.
Тем более, что под боком у Ил Дархана снова проснулось и угрожает его "древнее зло" — экс-мэр, а ныне депутат Госдумы и заместитель руководителя фракции "Новые люди" Сардана Авксентьева.
Она устроилась на новом месте достаточно неплохо и, благодаря своему ораторскому таланту, харизме, уже имеет определённый успех.
Если, конечно, её там не остановят… А шансы на это есть. На днях телеграм-каналы (12+) взорвал очередной инфовброс от якобы осведомлённых источников о том, что партия "Новые люди" якобы ведет переговоры с аппаратом правительства РФ по поводу назначения своего губернатора в один из регионов страны:
"Основной кандидат — это Сардана Авксентьева в Якутию. Есть робкие попытки предложить депутата Розу Чемерис в Приморье. Главным аргументом Нечаева является, то что это поможет разрядить обстановку в протестных регионах".
Первоисточником, на который сослался Brief @ незыгарь, является тгк Нешульман (12+).
Сама Авксентьева решительно опровергла слухи:
"Многие спрашивают, действительно ли мне поступило предложение возглавить Республику Саха (Якутия). Отвечаю: Нет, такого предложения не было. И такой вариант нами не рассматривается. Сегодня я веду эту работу в Государственной Думе как заместитель руководителя фракции и зампред комитета по региональной политике и местному самоуправлению. Мой фронт сегодня здесь, на Охотном ряду. И я не могу его оставить".
Что можно сказать по её комментарию? Насколько мы знаем Сардану Владимировну, самое интересное (а для кого-то — кошмарное) начинается как раз после того как она начинает что-то опровергать, и говорить: "... мой фронт здесь, и я его не могу оставить…".
Если учесть тот факт, что там же в Госдуме обосновался и явно лелеет наполеоновские планы коммунист Пётр Аммосов, то Авксентьева при определённом, но скорее всего, далёком сценарии может действительно стать "меньшим злом" для Якутии, на котором остановятся кремлёвские чиновники.
Впрочем, вернёмся с парламентских высот на грешную землю. Здесь у республики назревают очередные и куда более насущные проблемы.
У природы нет плохой погоды, утверждает песня из популярного советского фильма "Служебный роман" (12+). Но то, что в этом году с начала лета происходит с природой и погодой в Якутии куда больше походит с насланными на несчастное население казнями египетскими.
Начнём с того, что июнь 2021 года в центральной части республики стал самым жарким и вторым по дефициту осадков за полтора века. За месяц при температуре, доходящей до плюс 35-40 градусов, выпало менее 2 мм осадков при норме 37 мм. Не лучше был июль и первая половина августа.
В свою очередь это привело к не менее аномальным пожарам, тайга высохла настолько, что на пике фиксировалось до 70 новых пожаров в сутки. Пожары вызвали широчайшую волну общественного недовольства и получили резонанс по всей стране.
Нехватка сена в районах Якутии. Фото: с сайта правительства Якутии
Пока все считали миллионы квадратных метров сгоревшей тайги и астрономические суммы сгоревшей древесины, никто особо не обратил внимания на куда более значимую для народного хозяйства проблему.
Засуха привела к недороду сельхозкультур на полях и низкой урожайности травостоев на сенокосных лугах. В итоге в сентябре стало понятно, что планы заготовке сена для крупно-рогатого скота провалены в большинстве центральных районов, где как раз развито скотоводство. И долгая зима для коров будет весьма непростой.
Октябрь, судя по всему, останется в народной памяти небывалыми осадками и оттепелью. Горожане почти две недели радовались погоде тёплой и мягкой весны.
Это снова была температурная аномалия подобная которой по словам начальника отдела метеопрогнозов Якутского управления гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды Саргыланы Никитиной в центральных районах Якутии в октябре месяце была 50 лет назад…
Деревня от такой погоды мрачнела с каждым днём. Якутские табуны всю зиму живут подножным кормом копытя траву из под снега. Каждый такой слякотный день, превращает выпавший снег в ледяную корку и снижает шансы выживания поголовья лошадей.
Сейчас, когда погода, вроде, пришла в норму и сохраняется надёжный минус, даже в тайге установился твёрдый, характерный для весны наст, который держит человека. Это смерть для боровой дичи и косуль.
Но катастрофа с кормовой базой назревает и для лошадей. В иные годы при таких невзгодах их подкармливали сеном, заготовленным для КРС.
Грядут вынужденные забои. Хребет деревни крепкие фермеры и скотовладельцы могут понести потери, которые придётся восстанавливать годами. Дефицит кормов и для КРС и для лошадей вообще представить сложно, и по факту у нас в селе идеальный шторм.
Страховать форс-мажоры на селе не принято. Возмещение ущерба весьма призрачно. Всё это может привести к резкому падению уровня жизни, обнищанию сельхозпроизводителей.
Якутские лошади. Фото: Станислав Платонов
Сюда же можно прибавить тот факт, что бюджет следующего года в отношении села значительно похудеет, закончилось действие ряда больших программ по поддержке аграриев. Вкупе это может приобрести характер резкого роста протестных настроений в целом ряде аграрных улусов центральной части республики.
Село в Якутии и без того самая социальная проблема, где самые низкие уровни зарплат, и высокий уровень бедности. Что проявляется в виде усиления поддержки КПРФ и уже не может игнорироваться руководством муниципалитетов и местного самоуправления на местах.
Отсюда и растут ноги у так называемого "бунта муниципалитетов", который возглавил мэр Нюрбы Александр Иванов в самом начале года. Политологи тогда сходились во мнении, что он во многом имел черты искусственного и управляемого и преследовал определённые АГИПом цели. А потому был достаточно легко и безболезненно для власти купирован.
Но обольщаться тут не стоит, подобные процессы имеют обыкновение выходить из под контроля. Крестьянские бунты штука страшная и со времён Емельяна Пугачёва и до Тамбовских восстаний в 20 века явление абсолютно яростное и непрогнозируемое.
За вилы, конечно, никто браться не будет, но при политической консолидации якутская деревня вполне легко может рявкнуть настолько грозно, что её услышат в Кремле.