30 сентября 2021. В рамках научно-исследовательских работ на 2021 год, сотрудник Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН ФИЦ ЯНЦ СО РАН Юрий Слепцов в течение двух месяцев провел ряд исследований в Момском районе Якутии. Он изучил и дал описание сакральных мест коренных жителей улуса. В основном это места захоронений шаманов и удаганок, сообщили ИА YakutiaMedia в пресс-службе правительства Якутии.
Как этнограф, Юрий Слецов провел множество подробных бесед с местными долгожителями, охотниками, коневодами и оленеводами, фиксируя различные данные об особенностях их жизни, быта и традиций.
"В ходе маршрута я также изучил и сделал описание сакральных мест коренных жителей Момского улуса. В основном, это места захоронений шаманов и удаганок. Кроме этого, местные жители особо почитают озера. Священными считаются озера Орто Кюель и Улахан Кюель. Поэтому местные, по прибытию к озерам, обязательно проводят обряд кормления духов огня и окружающей местности, потому что пренебрежение неписанными законами порой приводит к печальным последствиям.
В местности Сиэн Тердё находился арангас (верховое погребение) шамана или удаганки, об этом поведала еще в 2014 году 86-летняя Мария Егоровна Громова. В этой местности проживали богатые якуты, одним из них был Аким (Иаком) Слепцов, мой предок, который разводил здесь лошадей и крупный рогатый скот.
В местности Билир находится могила удаганки Елены, моей бабушки. Проходящие мимо этой местности обязательно оставляют ей дары и проводят обряд кормления духа огня. В силу объективных причин и удаленности этой местности, экспедицию в Билир пришлось отложить до лучших времен", — сообщил этнограф.
Во время командировки младший научный сотрудник отдела археологии и этнографии ИГИиПМНС СО РАН, кандидат педагогических наук Юрий Слепцов собирал этнографические материалы и занимался изучением мест проживания северных саха (якутов) и эвенов на территории Улахан-Чистайского наслега Момского района.
"Ранее в трудах землепроходцев и путешественников, чей маршрут в сторону Колымы, Камчатки и Чукотки проходил через эту местность, территория наслега упоминалась как Кысыл Балыктах. Многие местные жители были проводниками различных экспедиций", — отметил Юрий Алексеевич. Саха (якутов), проживающих в Кысыл Балыктахе, жители устья Момы и Средней Индигирки называли "Үрэх баһын оҕолоро, таас сахалара" ("Дети верховья реки, горные якуты"). Поэтому местные саха издавна хорошо ходят в горы, не уступая в этом навыке эвенам Улахан-Чистая (Мола Эгдьен). Кроме коневодства и скотоводства якуты освоили и домашнее оленеводство.
Параллельно с проведением этнографических работ, Юрий Слепцов организовал для учащихся Улахан-Чистайской средней школы, детей коренных малочисленных народов Севера — эвенов, кочевые лагеря в соответствии с выполнением проекта Гранта Президентского фонда №21-2-005539 "Образование временных детских объединений в местах кочевий во время летних каникул".